odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

МАТРОС С КАНОНЕРКИ "КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ"

Экипаж канонерской лодки "Красный Октябрь". В центре- руководитель экспедиции Давыдов Б.В. г.Владивосток

1191207_original

ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ПЕРВЫХ УЛИЦ В НАШЕМ РАБОЧЕМ ПОСЕЛКЕ КУЛУНДА СТАРОЖИЛЫ НАЗЫВАЮТ УЛИЦУ МАТРОСОВА

Но вот имя улицы никак не связано с именем легендарного Героя Великой Отечественной войны Александра Матросова. Так ее нарекли еще задолго до войны. Говорят, потому что на ней стали селиться люди флотские, отслужившие срочную службу на кораблях и лодках. Таким же попутным ветром в нашу степную гавань занесло в 1969 году сына легендарного моряка с канонерской лодки "Красный Октябрь" Александра Александровича Томина. Сам Томин не служил на флоте. Но в его семье бережно хранят память об отце, дедушке. Очень необычной была его судьба.

Родился Томин в 1903 году. И когда вырос, то попал в самую гущу Гражданской войны на Дальнем Востоке. Был в партизанах. А как только подошел срок по возрасту, Дальневосточное правительство призвало его на морскую службу. Командование флотом определило его на канонерскую лодку "Красный Октябрь".

Шел тогда 1924 год. Команде этого судна, на котором Александр Томин ходил в плавание кочегаром, Дальревкомом от имени Совета народных комиссаров был дан приказ - снарядить экспедицию для освобождения острова Врангеля от английских интервентов. На этот остров еще в 1921 году высадился оккупационный отряд. Англичане хотели сделать его центром добычи ценной пушнины, мамонтовой и моржовой кости. Правда, экспедиция эта закончилась трагически, все ее участники, кроме одной американской эскимоски, погибли. Но на смену им прибыли другие. Британия считала, что Россия настолько ослаблена революциями и войнами, что ей не до острова.

Все это вынудило правительство страны принять решительные меры. Под руководством Бориса Давыдова экспедиция из 82 человек на канонерской лодке полуледокольного типа 20 июля отправилась из Владивостока далеко на север. 10 августа судно прошло Берингов пролив и встретило торосистые льды. С большим трудом преодолев их, 19 августа корабль подошел к острову Врангеля.

Моряки увидели на берегу бухты избушку из плавника. В ней нашли промысловые принадлежности и запасы продовольствия. Там же, на берегу, во многих местах были видны свежие следы костров. Берег у самой воды усеян был выброшенными тушами моржей. Браконьеры брали у них только клыки.

20 августа на мысе, перед входом в бухту Роджерса, участники экспедиции установили высокую мачту. На ней в торжественной обстановке был поднят государственный флаг Советского Союза. Неподалеку установили мемориальную доску с соответствующей надписью.

Борис Давыдов во время экспедиции вел научные исследования. Он сделал описание берегов южной части острова, промеры глубин, вел наблюдения за движением льдов.

Экспедиция обследовала остров и нашла несколько землянок из плавника и парусиновых палаток. Но людей не было. Белели только развешенные повсюду шкуры белых медведей.

Через некоторое время вахтенный крикнул, что к кораблю направляется лодка. Иностранцам предложили очистить чужую для них территорию. А так как они самостоятельно убраться не могли, то их взяли с собой во Владивосток.

В конце августа "Красный Октябрь" снялся с якоря и взял курс на юг. Погода ломалась, короткое полярное лето заканчивалось. К тому же угля на борту оставалось меньше половины запаса. Это и заставило возвращаться не прежним, а кратчайшим путем.

До сибирского берега было миль 70, а до места возможной стоянки у мыса "Северный" - 140. По чистой ото льда воде на такой переход хватило бы суток. "Красный Октябрь" пробивался 14 дней. Во время пути глубоко сидевшая в воде льдина таранила руль лодки. Огромных усилий стоило команде помочь судну пробить перемычку в тяжелых льдах и укрыться от ветров и торосов в развилке мыса.

Медленно потянулись дни зимовки. На исходе четвертой недели штормовой ветер разбудил ледяное безмолвие. Было очевидно, что неподалеку от корабля есть свободная ото льдов полоса воды.

"К этому времени на судне осталось всего 55 тонн угля, -вспоминал впоследствии контр-адмирал-инженер В.Бубнов, бывший старшим прорабом экспедиции. - С таким запасом капитану нелегко было решиться отдать приказ продолжать плавание. Но 27 сентября, вновь пробив ледовую перемычку, "Красный Октябрь" вышел на чистую воду. Северный Ледовитый океан встретил его 8-балльным штормом. Капитан решил укрыться за выступом льда и стать там на якорь. За работой команда не заметила, как торосы все выше громоздились на якорную цепь, и нос судна постепенно погружался в воду.

В темноте, в самый последний момент, морякам удалось расклепать якорную цепь, и судно выровнялось.

Вырвавшись из плена, корабль шел к Берингову проливу. Топлива оставалось крохи. Жгли все, что только могло гореть. Поставили даже паруса.

К берегу удалось пробиться, но там угля не оказалось. Собирали плавник, разобрали на дрова шхуну. Пополнили запасы топлива лишь в бухте Провидения.

После тяжелого трехмесячного плавания 29 октября 1924 года канонерка бросила якорь в бухте Золотой рог.

Флагами расцвечивания дальневосточный порт и город торжественно встретили героическую экспедицию. Подвиг экипажа "Красного Октября" был высоко оценен Дальревкомом. В ознаменование успешного завершения трудного похода были выпущены специальные значки "За экспедицию на остров Врангеля". Их вручили всем участникам незабываемого плавания. По материалам экспедиции на заседании коллегии наркомата иностранных дел было принято решение о заселении острова Врангеля.

Всю команду канонерки поместили в дом отдыха. А начальник экспедиции и комиссар повезли подробный отчет в Москву. Для них, людей уже в возрасте, эта экспедиция оказалась последней. Оба вскоре умерли от нервного истощения. Ведь вся эта экспедиция была, по сути, настоящей авантюрой. Она могла закончиться настоящей трагедией. Тогда еще не было полярной авиации, чтобы помочь попавшим в беду. Их не смогли бы снять с льдины. Да и связи с ними, по-видимому, не было никакой. Иначе не шли бы они вслепую туда, где нет угля. Но, как говорят, Бог их миловал, а враг не одолел.

Матрос Александр Томин вспоминал, что их психику в походе угнетало белое безмолвие и неподвижность льдов и торосов. Капитан и начальник экспедиции с комиссаром заставляли команду делать пробежки, заниматься охотой на морских зверей. Это и спасло от нервного истощения.

После службы на флоте Александр Томин работал машинистом, начальником депо. Строил города и железные дороги на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. А в 1943 году он прибыл в Кулунду, чтобы построить ветку Кулунда - Малиновое Озеро.
Наш поселок он увидел неприглядным, в большинстве своем состоящим из землянок. По станции здесь тогда ходили маленькие маневровые паровозики. Были здесь "петля" (обводная железная дорога) и поворотный треугольник. В этой "петле" в одной из землянок и жил Томин.
Называл он это место "несчастной Кулундой". Но именно здесь ему посчастливилось встретить свою спутницу жизни. А было ему тогда уже сорок лет. О своей личной прошлой жизни детям он не говорил. Возможно, по их догадкам, он был женат. И, вероятно, потерял жену во время сталинских репрессий 30-х годов.
Ветку на Малиновое Озеро построили быстро, и Томин с женой уехал обратно на Дальний Восток строить новые города, станции и железные дороги.
02 декабря 2006г.
Tags: Врангеля, Давыдов, Караевы, Красный Октябрь, Томин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments