odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

РУССКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ ТИХОГО ОКЕАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.

1763 г. не ранее августа 5. – Из сведений, собранных сотником охотской команды Н. Куркиным о природных условиях, жизни и обычаях населения о-вов Диомида (Гвоздева) и Северной Америки

1763 году августа 5 числа во время подполковника Плениснера водяною комуникацыею вниз по реке Анадырю следования, а в бытность устья реки Красной, когда ко оной же реке Красной для промыслу оленей плави сыдячие чукчи в байдарах пришли, то чрез отданной команды ево сотнику Никите Куркину письменно секретной приказ велено было ис тех чукочь у лутчих людей чрез разговоры, кои оной Куркин знает и толмачем употребляется и тем чукчам по всегодному ево у той реки Красной бытию весьма знаком, пристойным образом разведать о показанных в том приказе обстоятельствах, которой ис тех чукочь у лутчаго человека именем Хечгигита, что о тех обстоятельствах разведал, то по самой истинной справедливости и присяжной должности оному подполковнику Плениснеру объявил нижеследующее, а имянно:

1-е. От устья реки Анадыря морем подле берега до Серца-камня в шесть или в семь, а от Серца-камня до Чукоцкого Носу в 15 или в 16 дней на байдарах в тихую погоду ходу бывает, и от устья реки Анадыря до Серца-камня никаких сидячих чукоцких жилищ не имеется, и от Серца-камня до самого Чукоцкого Носу и вкруг того Носу имеются сидячие чукчи, которых жилищ весьма часто, и в каждом жилище не менее как по три, по пяти и по шти юрт и более.

2-е. Против же Чукоцкого Носу в море имеются два острова: один малой, а другой большей, ис которых на большем острову живут люди, только не их, сидячих и оленных и протчих чукочь породы, но другова роду и говорят особым языком. И самые лутчие их мужики и старшины имеют у себя для украшения их зделанныя из моржевых зубов подле рта у нижней губы в прорезанных на обеих сторонах скважинах по одной плоской кости кругло, подобно запонкам, величиною, как прежде [68] бывшия пятикопеишники медные, а иногда и против нынешних гревенников и пятикопеепшиков серебреных. И те кости они вдевают в помянутые скважины во время своего друг к другу приезда в гости или во время их жертвы, почему и называются зубатые. А когда начнут есть, то те кости ис прорезанных скважин вынимают, а как наедятся, паки в те ж скважины вставливают. И живут де те люди по неимению у них удобного лесу в поставленных из больших моржевых кож и осыпанных землею юртах. А до тех островов как до малого, так и до большего от Чукоцкого Носу сидячие чукчи в байдарах перегребают 2 в два дни.

3-е. От большаго острова по морю, но в дальнем растоянии есть называемая ими, чукчами, Большая Земля, которую больше почитают, нежели та земля, на которой они живут. И от онаго большаго острова до той Большей Земли перегребают в бойдарах однем днем. И на той де земле живут люди, называемыя кыхмылцы, а язык де имеют от них де, чукочь, отменной, но сходственной з живущими на большом острову зубатыми людьми. Жен у себя имеют по две, по три и по четыре, платье имеют муженск и женск пол шито из оленьих кож, ис куниц и лисиц красных, называемые парки, и как впереди так и назади тех парок пришивают по их обыкновению разных зверей хвосты. А для шитья того платья имеют иглы ис красной меди и медь берут в своей земле, только как они ту медь делают, он, Хечгигит, не знает. Железных де вещей они у себя никаких не имеют, а вместо железных топоров имеют топоры из яшмоваго камня, коими рубят лес и что им надобно делают. Огонь они высекают камень об камень, а вместо рускаго труду прикладывают для заполения огня сухой мох. Владельца у них никаково нет, только между ими есть княсцы, которых они противо других иноверцов, а особливо как чукчи, гораздо больше почитают и боятся. А живут в каменистых, гористых и утесных местах, токмо в построенных ими деревянных и осыпанных вкруг землею, по примеру как и якуцкия юртах.

4-е. Питаются де те люди оленьим мясом и рыбою и для того в летнее время ходят с женами и з детьми по рекам (которые очень 3 велики и шириною еще более Анадыря, а устьями впали во океан) для промыслов ловящих чре те реки оленей, також и рыбы красной и гольцов, а в зимнее все паки приходят в настоящия свои жилища к морю.

5-е. Лесу де у них березоваго, лисвиничнаго, а по большей части еловаго самого большаго и крупного очень довольно и по такому мно[го]лесию промышляют они разных зверей: лисиц красных и черных, песцов белых, голубых, волков и куниц, подобных головою и лапами соболю, и по рекам подобных руских бобров. А тех де зверей по множеству у них промышляют они ямами таким порятком: когда они придут с летних оленьих и рыбных промыслов в жилища свои, то в лесу копают глубокия ямы и те ямы покрывают лесом, только оставляют небольшей сверху выход так, как можно человеку протьти, и в тех ямах кладут оленье мясо и рыбу. И как звери на те ямы найдут, то к мясу или рыбе в те ямы и падают, из коих никакой зверь уж вытить не может. И как чрез несколько время те ямы зверьми наполнятца, то тех ям хозяево, надев на себя зделанное из зверей волчье или лисье платье з головы и до ног мохнатое, в подобие зверю, и входят в те ямы и имевших в них зверей, которые уже противности против человека никакой не имеют, в темноте берут руками и вяжут ремнем и подают стоящим у тех ям протчим людям, кои теми ремнями тех зверей вынимают и бьют.

6-е. В зимния же время промышляют они диких оленей в лесах, где те олени имеют переход, то рубят лес и делают в тех переходных оленьих местах из того лесу загороды или засеки, и как олени к тем местам придут, то де они их в те загоды загоняют несколько тысяч и для пищи себе колют не токмо муженск, но и женск пол.

7-е. В вешнее ж де время, когда дикие ж оленные матки потелятся, [69] то и оных в таковыя ж (как выше упомянуто) загороды и с их теляты загонивают, в которых загородах от духу человеческаго и от крыку, а по тесноте места те матки телят всех притопчют, коих телят они берут и кожи с них снимают себе на платье, а маток из того загороды выпускают всех... 4.

9-е. Веру де они имеют и жертву приносят солнцу. Положат на блюдо или на что-нибудь иное мясо или рыбу и бросают на землю или в море с таким приговором: «Я тебе приношу жертву от своих трудов, ты буди в моих нуждах помощник».

10-е. Все де народы, как пешие, оленные и протчие чукчи, так и зубатые люди, и называемой Большей Земли люди ж между собою имеют обыкновение такое, когда один к другому придет или приедет в гости, то хозяин тому приезжему (кроме иностранных людей и из них не со всяким, но токмо с тем, с которым он пожелает иметь дружбу и свойство) отдает жену свою на постелю, а ежели тот хозяин к тому приезжему к бывшему у него гостю приедет же, то также и тот отдает ему жену свою и почитают уже таковые между собою ближния свояки, а родившихся от тех их жен детей признавают друг у друга своими, но и дети их почитают за отцов, жены ж их имеют между собою дружество... 5.

ЦГАВМФ, ф. 172, oп. 1, д. 408, ч. 1, л. 58-59. Копия.

Комментарии
1. Датируется по тексту документа.

2. Так в документе.

3. Так в документе.

4. Опущен текст о взаимоотношениях населения Северной Америки с чукчами и жителями островов Диомида (Гвоздева).

5. Опущен текст о подробностях приема гостей чукчами. Подпись отсутствует.

Tags: русские экспедиции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments