odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

Вторая Камчатская экспедиция...

1738 г. сентября 1. – Рапорт М. П. Шпанберга в Адмиралтейств-коллегию о первом плавании к Курильским островам

Репорт в Государственную адмиралтейскую колегию

По указу ея и.в. от поверенного мне вояжа Государственной адмиралтейской колегии покорнейший объявляю:

1. На морских трех судах, которые приуготовлены старанием и неусыпным трудом нашим для вышепомянутого вояжу, а именно, на брегантине «Архангел Михаиле», на дубель-шлюпке «Надежде» и на боте «Гаврииле», прошедшаго июня 18 дня пополуночи в 6-м часу сего 1738 году из охоцкого устья вышли в море благополучно.

2. Идучи пути к Большерецкому, воспрепятствовали нам великия носящия в море многия льды, однако ж я июля 4 числа в вечеру к большерецкому устью пришел, а бот «Гавриил» и дубель-шлюпка «Надежда», которые в туманное время и в великую погоду от нас отстали от Большерецка в ростояни около 200 верст, оные пришли того ж июля 7 числа.

3. По прибытии на Большую реку имеющихся каманды нашей определенных служителей, а именно: геодезиста одного, подштюрмана одного, матрозов трех, толмачей двух взял в мою каманду, також в число морскаго правианта, заготовленнаго от нас, некоторое число. А 15 июля из большерецкого устья, з божиею помощию, в показанной нам путь вышли в море благополучно.

4. Будучи в пути, отстали от меня неведома за каким препятствием, а именно, на боте «Гаврииле» мичман Шхельтенг 1 в ночи 19 числа июля около 50°, лейтенант Вальтон на дубель-шлюпке «Надежде» в ночи ж оного июля 24 числа около 48° 2. И хотя я немалое время поджидал и сигналы делал, однако ж сыскать их не мог, и потом в назначенной мне вояж, призвав в помощь всемилостивейшего бога, пошел в путь свой один и шел до 45° 3. А что в пути остров и протчаго обретено нами, о том Государственной адмиралтейской колегии покорнейший предлагаю при сем чертеж 4.

А далее того градуса итить мне одному за нижеписанными резонами не посмел, для того что стали быть ночи долгия и весьма темные и туманы завсегда с мокротою густые, в море быстрина, стром и течение великое, и погода часто бывает великая и пременная и то делается, что на других морях и не видано. Но когда вода с водою супротив течения меж островами с переливами станет спиратца, тогда учинитца водяной говор, и шум великой, и страшное колебание, и вал. И в то время, кто друг з другом говорит, того промеж себя слышать не могут, а на якоре стоять грунтов удобных не имеетца и глубоко.

6. Тот наш назначенной вояж стал быть дальной и на чюжестранном море, а путь нам незнаемой, что из росийскаго народу тут еще, кроме нас, никто не бывал, да и по-видимому, что сего лета 1738 году назначеннаго мне вояжу, по данным инструкциям, во окончание, действительно, привести будет за многим делом невозможно. Да и по счислению нашему на пропитание служителям заготовленных сухарей осталось только на 8 дней, ибо против требования нашего в команду мою тех сухарей отпущено неполное число, и для того надобно те сухари, как возможно, беречи, дабы стало их на пропитание служителям до зимняго места. Того ради от того места я и возвратился, к тому ж дабы я мог заблаговременно к отстою зимнему судам обыскать заранее удобное и безопасное место. И по повороте, кроме прежних островов, не видал, того для поворотился под восток и шли между островов, называемые нами Гоглант и Красная Горка 5. И от тех островов растояние 16' OtZ под 49° видели 24 числа июля месяца около третьего часа пополудни от нас ZZO растоянием 10 миль, также NOtO растояние, например, 8 миль, землю 6. И намерение мое было быть на той земле, токмо стался штюрм и великое колебание, а на судне у нас осталось тогда свежей воды только 5 бочек. [165]

Того ради одному далее иттить не посмел и поворотился, и шли на румб NNO между перваго и второго острова, где живут курильской народ для промыслу, и таен их своими людьми приехал к нам на судно на лотке, а по их называется байдаре, то я, сколько возмог, приласкал ево и дарил табаком и китайкою, и поил вином, и кормил ево ж людей сколько возможно, и между тем чрез толмача в розговорах спрашивал про ево братью: где живут, и на которых островах, и чем промышляют, и какое пропитание имеют, токмо он бутто от опасности мало ответствовал. После того спрашивал же ево: не слыхал ли он, не лежит ли какой земли отселя под полдень, и не приносят ли какого оттуда знака волнением от морской погоды – лесу, ягод или протчаго какого званием ни было. На то он ответствовал: когда от южной стороны бывают большия погоды, тогда находят они на губе ягоды, а руские де люди называют грецкими орехами, и сами едят, також приносит и деревья, ис которых и ныне лежит одно налицо. И я ходил со служительми, которые со мною были, и смотрел то дерево, и оное, кажется, ореховое, и от того дерева отрубил три полена, которые и поныне имеются при мне. И по тем вышеозначенным признаком, может быть, видимая нами – Большая Земля, и оттуды те знаки приносит, ибо на других островах, к которым я ходил, лесу на них не имеетца.

Однако ж ныне Государственной адмиралтейской колегии о вышепомянутой видимой нами земле ныне за подлинно и действительно объявить не могу, покамест самобытно я не был, х которой на предбудущее лето, по первой скрытия моря, следовать. О том и о протчем, что мне повелено исполнять по данным инструкциям, сколько господь бог поможет, как доброму и верному рабу, то свидетельствовать и старатца буду без всякаго замедления, и о том о всем по возвращени моем Государственной адмиралтейской колегии по исполнении всего подлиннаго дела действительно репортом предложу. А наипаче, ежели от Государственной адмиралтейской колеги соблаговолено было ея и.в. указом быть мне со своим репортом вместо куриера, тогда, что от меня чрез письма не объявлено, и то могу на словах донести, да и того для, что, по-видимому, немалое дело будет.

8. По возвращении от вышепомянутого места оставленых от вояжу нашего судов не нашел и сего ж августа 18 дня пришел я на Большую реку благополучно, а бот «Гавриил» прежде нас сего ж августа 6 дня на Большую реку пришел, а дубель-шлюпка «Надежда» августа 24 дня пришла в благополучности ж, и к зимнему отстою судам удобную и в безопасном месте гавань вверх по Большой реке в ростояни от ея устья версты с три речку Чекавину обрел. А кроме того места, удобнейшее к зимнему отстою судам обыскать не мог.

9. В бытность нашу в вояже на море неприятельских и дружеских караблей и никаких судов не видал, а в будущее лето 1739 году, призвав в помощь всемилостивейшаго бога, надеюсь назначенной мне вояж по данным инструкциям к действительному привесть окончанию, понеже отсюда уже можно мне вступить будет в море маия в первых числех, того ради и морскаго провианта оставлено у меня на 4 месяца. Да при сем же Государственной адмиралтейской коллегии покорнейший предлагаю, понеже по прибыти нашем на Большую реку усмотрел я, что отправленное в прошлом 1737 году от Охоцкаго правления на Камчатку судно «Фартуна» у Большой реки на кошке, неведомо с какова случая, изломано и брошено лежит на дресве 7. И тот лес жгут к мояку на дрова и в протчие места, а к перевозу чрез море в постройке других судов у того Охоцкого правления не имеетца, и о вояже нашем нынешнего 1738 году письменных репортов послать чрез море не на чем. Також к строению пакетботов к вояжу г-на капитана-камандора Беринга и капитана Чирикова заготовленная при камчадальских острогах прошедшею зимою смола лежит при Большерецку, в которой при строении тех пакетботов возымеетца крайняя нужда, ибо там заготовить и взять негде и удобного лесу к сидению той смолы при Охоцку не находится. И в том строени видимая остановка, в чем и вояжу тому может учинитца продолжение, а паче ж ея и.в. интересу и без ызлишней траты. К тому ж и собранная с камчадальских острогов и с Курильских островов ея и.в. ясашная казна, мяхкая рухлядь, лежит вся при Большерецком остроге туне. Да сего ж августа 25 дня подполковник Мерлин и маэор Дмитрей Павлуцкой присланною промемориею ко мне объявили: по присланным де ея и.в. из Сибирской губернской и из Ыркуцкой провинцыальной канцелярии указов и при тех указех с ымянных ея и.в. ис Правительствующаго [166] сената указов же копиях к ним написано, по которым де повелено на Камчатке в ызмене и в сожжени Нижнего Камчадальскаго острогу и церкви святой, и в побитии служилых людей, жен и детей их, в наглом надругательстве, також де в обидах и в разорени, и сверх ясаку излишних сборах и лихоимстве, иных взятках с тех иноземцов камисарами, закащиками и зборщиками и протчими служилыми людьми, следовать и розыскивать и решить не в продолжительном времени 8. И по вышеобъявленным де ея и.в. указом в камчадальских острогах, о чем де надлежало, следовано и розыскивано и по следствию де и розыску учинены экстракты и подписаны сентенцы и учинены де экзекуции, а иным и телесное наказани, смотря по винам, и те подлинные дела посланы в Сибирскую губернскую канцелярию в прошлом 1735 году июля 21 дня, и по отсылке де тех дел, которые еще были дела не окончаны, а ныне те дела все у них во окончании.

А которое де судно «Фартуна» было на перевозе чрез море от Охоцка до Большерецка и в прошлом же де 1737 году в октябре месяце по прибыти из Охоцка у большерецкого устья изломало все без остатку, а ныне де им, и каманды их салдатам, и со служилыми людьми, и со следственными розыскными делами, и со зборною ея и.в. чащинною казною из Большерецка де в Охоцк переехать не на чем. А которые де при них салдаты и служилые имеютца, а провианту де на оных не имеют и давать нечего. И тою промемориею просили, чтоб перевесть их с камандою и со следственными делами и со зборною чащинною казною из Большерецка в Охоцк и для того переезду чрез море дать бы им судно, и ежели де повелено будет отпустить судно ныне заблаговременно, то де может паки из Охоцка возвратитца сего году. И дабы де им за некоторым с Камчатки выездом не принять от ея и.в. какого штрафу, а салдатству бес провианту в зимнее время не претерпеть бы де смертального голоду, того ради для вышепомянутых всех нужнейших резонов со общаго согласия каманды моей обер- и ундер-афицеров отправил я каманды своей бот «Гавриил» 9, определя на него подштюрмана одного, квартирмейстера одного, из служителей 8 человек, и приказал, чтоб оному боту, прибыв в Охоцк и, ежели имеетца в готовности в пополнение к будущему нашему вояжу еще провиант, то, взяв с собою, а более ни за чем нимало не мешкав, возвратитца на Большую реку сея ж осени 1738 году неотменно. И о вышеписанном Государственную адмиралтейскую колегию покорнейший репортую.

ЦГАВМФ, ф. 216, oп. 1, д. 96, л. 166-168. Запись в журнале исходящих документов.

Комментарии
1. Правильное написание фамилии – Шельтинг А. Е. (Общий морской список. СПб., 1885, ч. II, с. 485-486).

2. Отстав от М. П. Шпанберга, В. Вальтон продолжал плавание к югу вдоль Курильских островов. 11 августа 1738 г., дойдя до 43°19', с. ш., «увидели землю от NNW к WtN, которая показалась 7-ю островами, севернейшая часть весьма с высокими горами» (ЦГАВМФ, ф. 913, оп. 1, д. 38, л. 164 об.). Эта земля была северной оконечностью о-ва Матсмай. Не задерживаясь у Японии, В. Вальтон повернул обратно и 24 августа 1738 г. был уже в Большерецке. В ходе плавания он нанес на карту 26 островов Курильской гряды. Вследствие разногласий со штурманом Л. Казимеровым журнал и карту плавания В. Вальтон составил сам на английском языке и подал их В. Берингу в августе 1740 г. В ноябре 1740 г. журнал плавания был отослан С. Вакселю «для проверки», а карта отправлена в Петербург в Кабинет Анны Иоанновны. В апреле 1741 г. В. Беринг, однако, вынужден был рапортовать в Адмиралтейств-коллегию, что С. Ваксель «как на аглинском, так и на руском языках не весьма доволен, чего ради оной Вальтонов юрнал за неимением при команде нашей довольно знающих аглинского языка, кто б тот юрнал мог перевесть, на руской язык не поверен». Журнал был получен Адмиралтейств-коллегией в декабре 1741 г. и переведен в начале 1742 г. (ЦГАВМФ, ф. 212, оп. 11, д. 774, л. 324 об.-325, 330-331, 347-349).

3. Утверждение М. П. Шпанберга о том, что в 1738 г. «Архангел Михаил» дошел до 45° с. ш., уже в 1741 г. потребовало дополнительной проверки. Штурман экспедиции М. Петров при составлении чистового вахтенного журнала плаваний 1738-1739 гг. «показал» на М. П. Шпанберга «секретное дело», утверждая, в частности, что его, М. Петрова, заставляли вносить изменения в журнал экспедиции. Он доказывал, что в 1738 г. М. П. Шпанберг остановился между 46 и 47° с. ш. и оттуда повернул обратно. Для установления истины журнал плавания 1738 г. (его вел на судне сам М. Петров, М. П. Шпанберг вел свои записи отдельно) был освидетельствован офицерами экспедиции – мичманом А. Шельтингом, штурманами Л. Казимеровым и И. Верещагиным. В журнале оказалось много ошибок в определении «ширины в градусах и минутах, в румбах и в разстоянии». О несходстве, обнаруженном в журнале, в январе 1741 г. был составлен экстракт и вместе с рапортом офицеров направлен в Адмиралтейств-коллегию. К экстракту был приложен лист чернового журнала бригантины «Архангел Михаил» с записями за 3 августа 1738 г. Рассмотрев все эти документы, Адмиралтейств-коллегия признала донос М. Петрова ложным. Решением ее было подтверждено, что в первой экспедиции к берегам Японии в 1738 г. М. П. Шпанберг дошел до 45° с. ш., т. е. до широты о-ва Надежда (о-в Итуруп) (ЦГАВМФ, ф. 212, оп. 11, д. 774, л. 35-42).

4. В деле отсутствует.

5. О-ва Онекотан и Харимкотан.

6. О-в Сиучий.

7. «Фортуна» вышла из Охотска 4 октября 1737 г. Команда, возглавляемая подпоручиком И. Свистуновым и подштурманом Е. Родичевым, должна была заняться описанием рек Большой и Камчатки, Авачинской бухты и постройкой там маяков. Однако из-за перегруза уже в первый день плавания судно стало заливать водой, 300 пудов провианта и снаряжения экспедиции пришлось сбросить в море. К 14 октября 1737 г. «Фортуна» подошла к устью р. Большой, но поднявшийся шторм причинил судну большие повреждения. Потеряв управление, «Фортуна» была выброшена на берег, при этом «правый бок волнами разбило и многие кокоры рознесло». Так как ремонт судна был признан нецелесообразным, то к 20 октября с него были сняты все грузы и снасти, а сама экспедиция отправилась в Большерецкий острог (ЦГАВМФ, ф. 216. оп. 1, д. 24, л. 1254-1255).

Tags: Вторая Камчатская экспедиция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments