Сообщается о состоянии команды и материалов экспедиции, отправке М. П. Шпанберга в устье р. Куты для заготовки леса для постройки судов, необходимости доставки грузов в устье р. Куты и отсутствии там жилья для зимовки.
Описывается затмение Луны, зафиксированное в Илимске 10 октября 1725 г. На основании разницы во времени наблюдения лунного затмения в Петербурге и Илимске с помощью математических расчетов определяется в градусах и верстах расстояние между этими городами.
К рапорту приложено «Расположение о пути», в котором В. Й. Беринг подробно описывает возможные способы и время перевозки людей и грузов экспедиции из Илимска на Камчатку: по р. Лене до Якутска, далее мелководными реками до Охотска, затем через Охотское море в Большерецк, оттуда часть грузов переправлять сухим путем к устью р. Камчатки, а наиболее тяжелые – на ботах вокруг Камчатского Носа. [46]
Говорит о трудностях и неустроенности предстоящего пути, подчеркивает, что ...ежели б мне при отправлении моем из Санкт-Питербурха определено было иттить сухим путем от устья Колымы реки до устья ж реки Анадыря, где пройтить всемерно надеюсь, о чем новые азийские карты свидетельствуют, а наипаче здешние жители сказывают, что прежде сего сим путем хаживали, то надеюсь могло б исполнено быть желаемое гораздо меньшим коштом... 1
ЦГАВМФ, ф. 216, oп. 1, д. 88, л. 49-52. Запись в журнале исходящих документов.
Комментарии
1. «Расположение о пути» имеет важное значение для изучения истории Первой Камчатской экспедиции. В середине XIX в. А. С. Полонский писал, что, будучи в Енисейске, В. Й. Беринг узнал от местных властей о существовании пролива и, предвидев трудности дальнейшего пути, предлагал плыть к проливу не от Камчатки, а из устья р. Колымы. В подтверждение он приводил выдержку из донесения В. Й. Беринга, отправленного якобы из Енисейска (Полонский А. С. Первая Камчатская экспедиция Беринга 1725-1729 г. Зап. Гидрографического департамента Морского министерства, 1850, ч. VIII, с. 548-549). Выдержка из рапорта Беринга, приведенная Полонским, без проверки по документам более 100 лет принималась на веру многими историками разных поколений: А. П. Соколовым, Л. С. Бергом, A. И. Андреевым, В. И. Грековым, В. А. Дивиным, Б. П. Полевым и др. Некоторые авторы делали из этой непроверенной выдержки выводы о неправильном понимании B. Й. Берингом инструкции Петра I.
Только Е. Г. Кушнарев в результате тщательного изучения документальных материалов Первой Камчатской экспедиции обнаружил первоисточник, из которого Полонский заимствовал слова Беринга. Им и оказалось «Расположение о пути», приложенное к рапорту В. Й. Беринга, отправленному в Адмиралтейств-коллегию из Илымска, а не из Енисейска (Кушнарев Е. Г. В поисках пролива, с. 31-36). При сравнении текстов им было обнаружено, что выдержка из рапорта Беринга Полонским значительно искажена, в частности опущены слова «сухим путем», что в корне изменило смысл документа: так предложение В. Й. Беринга о наиболее известном, удобном и дешевом продвижении экспедиции от устья р. Колымы до устья р. Анадыря по суше было представлено 100 лет назад как предложение капитана-командора о возможном морском плавании из устья р. Колымы на Камчатку.