odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

Авария Ан-2 Полярной Авиации Главсевморпути в районе Северного полюса


Тип происшествия: авария
Дата: 08 мая 1954 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Северный Ледовитый океан, район Северного полюса
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-Н140
Авиакомпания: Управление полярной авиации Главного управления Севморпути

Описание
Экипаж Московской авиагруппы особого назначения выполнял полеты в составе высокоширотной экспедиции. Для производства научных наблюдений пилот должен был производить посадку на дрейфующей льдине в районе Северного полюса.
На самолете Н-140 в порядке опытной эксплуатации в Арктике был установлен специальный реверсивный винт, позволяющий при переводе его лопастей в положение реверса получить обратную тягу, т.е. тормозить самолет и этим сокращать длину пробега, что обеспечивало возможность производить посадки на площадках, имеющих очень малые размеры и непригодные для самолётов с обычными винтами.
Ввиду малых размеров площадки на льдине пилот на планировании приказал бортмеханику произвести предварительное включение электроцепи системы реверса, рассчитывая в дальнейшем использовать его на пробеге, что должно было осуществляться нажатием специальной кнопки на секторе газа.
На высоте порядка 15 м, когда пилот прибавил обороты мотора для уточнения расчёта на посадку, самолет внезапно резко опустил нос, ударился о лёд и загорелся.
Пожар развивался настолько быстро, что экипаж едва успел покинуть самолет, оставив в огне почти всё оборудование, продукты питания и снаряжение.
Из-за усложнившейся метеообстановки экипаж только через 19 часов был обнаружен с воздуха командиром отряда, который сбросил на лёд спальные мешки и продукты питания. Ещё через 6 часов другой экипаж произвёл посадку на льдину и вывез экипаж на базу.

Из сайте "Полярная Почта":

ВВЭ "Север", спасательная операция по Н-140 экипажа Каминского

...Я достал радиограмму начальника экспедиции и в который раз прочитал ее вслух: «Борт самолета Н-496 тчк Вручить немедленно флаг-штурману Аккуратову тчк 0158 мск Н-140 стартовал выполнение задания сектор предполагаемых заполюсных островов тчк Неизвестным причинам радиосвязь 0230 мск после слов «иду на посадку» прекращена тчк Поиски стартовал Н-433 Черевичный тчк Люди обнаружены счислимых координатах 8909 9000 западной тчк Сесть льдину не удается зпт, самолета Н-140 на льдине нет сгорел или затонул тчк Улучшением погоды немедленно следовать к Н-433 принять все меры спасения экипажа зпт выяснить причины происшествия тчк Ясность подтвердите тчк НЭ Бурханов». Радиограмму подобного содержания получили и Мальков с Сорокиным за подписью командира авиагруппы И. Котова.
– Все ясно, кроме одного. Что с самолетом?
– Сказано ж, сгорел или затонул. Наверное, садился на тонкий лед, замаскированный снегом, Гурий Владимирович!
– Если бы сгорел, остались следы пожарища, но Черевичный об этом молчит. А если провалился под лед, то, Валентин Иванович, они успели бы спасти аварийную рацию и все необходимое для жизни на льду. Ведь мы же знаем, как медленно тонет самолет, держась на крыльях, даже на десятисантиметровом льду. А люди на льдине полураздеты, двое даже без шапок. Значит, случилось что-то вовсе непредвиденное.
Мальков внимательно оглядел нас и неуверенно проговорил:
– На Н-140 поставлен для испытания реверсивный винт, который при пробежке можно переводить на обратный ход. Это значительно сокращает бег самолета при посадке. Не произошло ли самовключение винта в воздухе?
– В воздухе, на посадке?! – Сорокин даже присвистнул. – Внезапное торможение, потеря скорости! Это падение, взрыв и... все! Но экипаж жив. Что-то не то, товарищ инструктор...

РГАЭ. Фонд 9570. Опись 4 (рассекречена). Дело 607. Приказы Нач. ГУСМП с №1 по №282. 1954г. 132л. некоторые слова пишу в сокращении
Л. 102. Приказ 128с. 10.6.1954г. «Об аварии самолёта Ан-2 Н-140 в Московской АГ ПА».
8 мая с.г. при производстве полётов в составе ВШЭ потерпел аварию с-т Ан-2 Н-140 МАГОН, управляемый пилотом 1 кл. Каминским М.Н. Экипаж в составе 5 чел. не пострадал, с-т и мотор сгорели.
Обстоятельства происшествия.
Для производства научных наблюдений пилот Каминский должен был производить посадку на дрейфующей льдине в р-не Северного полюса.
На с-те Н-140 в порядке опытной эксплуатации в Арктике был установлен специальный реверсивный винт, позволяющий при переводе его лопастей в положение реверса получить обратную тягу, т.е. тормозить с-т и этим сокращать длину пробега, что обеспечивало возможность производить посадки на площадках, имеющих очень малые размеры и не пригодные для самолётов с обычными винтами.
Ввиду малых размеров площадки на льдине пилот Каминский на планировании приказал б/м произвести предварительное включение электроцепи системы реверса, рассчитывая в дальнейшем использовать его на пробеге, что должно было осуществляться нажатием специальной кнопки на секторе газа.
На высоте порядка 15 м, когда пилот прибавил обороты мотора для уточнения, расчёта на посадку, с-т внезапно резко опустил нос, ударился о лёд и загорелся.
Пожар развивался настолько быстро, что экипаж едва успел покинуть с-т, оставив в огне почти всё оборудование, продукты питания и снаряжение.
Из-за усложнившейся метео обстановки экипаж Каминского только через 19 часов был обнаружен с воздуха к-ром отряда Черевичным, который сбросил на лёд спальные мешки и продукты питания.
Ещё через 6 часов к/к Сорокин произвёл посадку на льдину и вывез экипаж на базу.
Причиной аварии явился преждевременный переход винта в реверс, что вызвало появление обратной тяги в воздухе и, как следствие, быструю потерю скорости с-та.
Из-за полного уничтожения деталей с-та и мотора пожаром точно установить причину преждевременного перехода винта в реверс не представилось возможным.
Наиболее вероятными причинами преждевременного включения винта на реверс является случайное нажатие на кнопку воздушного клапана рукой или рукавом пилота, ввиду неудачного расположения этой кнопки на секторе газа, которая находилась рядом с кнопкой управления щитками, или короткое замыкание в кнопке управления реверса в результате излома пружины и заедания в своём гнезде.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Командующему ПА т. Моросанову М.И. внести предложение Главному конструктору т. Антонову О.К. о пересмотре и изменении расположения арматуры включения реверса на с-тах АН-2 так, чтобы была исключена возможность случайного его включения.
2. С-т Н-140 и его мотор с б. Московской АГ списать.
3. Предметы личного обмундирования экипажа с-та Н-140, снаряжение, полётные карты и служебные документы, уничтоженные пожаром, списать согласно Актам, утверждённым к-ром МАГОН.
Начальник Главсевморпути инженер-контр-адмирал В. Бурханов.
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=363

Tags: авиакатастрофы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments