odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

Плавания в Северном Ледовитом и Тихом океанах после похода 1648 г. С. Дежнева

1660/61 (169) г. — Отписка служилого человека Петра Афанасьева, сменившего анадырского целовальника Ивана Синицина, в Якутскую приказную избу о плаванье в 1656 г. вместе с приказным человеком Амосом Михайловым и о принятии на р. Анадыре таможенного збора.

|л. 70| Государя, царя и великого князя Алексея Михайловича... (т.) Якуцкого о[строгу] стольнику и воеводе Михаилу Семеновичю, дьяку Федору Васильевичю служилой человек Петрушка Офонасьев челом бьет. [323]

В прошлом во 164-м году по государеву указу и по наказной памяти стольника и воеводы Михаила Семеновича Лодыженского да дьяка Федора Тонково послан я из Якутцкого острогу на Анандырь реку верным целовальником для государева таможенного десятинного збору соболиново и рыбья моржевого зуба с казачьим сотником Амосом Михайловым. А он, Амос, послан был на Анандырь реку приказным человеком. И судом божиим, идучи морем, бросило нас в Омолоевскую губу, и в Омолоевой реки зимовали. И во 165-м году шли морем, и бросило на Янскую коргу, и на Яне реке жили 2 года. И во 166-м году казачья сотника Амоса Михайлова велено воротить в Якуцкой острог, а обо мне указу никаково не было. И я, собрався с служилыми и с промышлеными людьми и зделав 2 коча небольшие, и купя снасти кочевые — якори и парусы, и ноги, и дроги, и всякой кочевой завод большею дорогою ценою у торгово[го] человека у Прокопья Аминева, и по осьми человек на судне перешли на Ковыму реку с большею нужею. И один коч пошел вверх по Ковыме реки до Крестов Якуцкого острогу служилой человек Мокей Игнатьев с товарыщи, а яз другим кочем прошел в Анюй и с Анюя хотел передти весною за Камень на Анандырь реку.

И пришед в Анюй рыбного корму в реке и в озерах не добыли, и пошел на Анандырь реку за 4 недели до Филипова заговенья с служилым человеком с Гришкою Батовым, а тово яз Гришку взял с Яны на Анандырь реку для государева таможенного письма, да с служилыми же людьми: Гаранькою Максимовым, с Гришкою Черным, с Мишкою с Шанаурой, да промышлеными людьми с Сенькою Кокорой, а у нево были 2 покрученика, да с Харькою Никифоровым Усольцом. Да со мною ж шел гостя Василья Шорина лавошной ево посиделец 2 Алешка Сидоров с торгом хозяйским животом и с посыльным товаром торгового человека Любима Казанца, а с ним было 4 человека. Да мы же наняли в вожи на Анюе реке — перевести [324] с Анюя на Анандырь реку черес Камень промышленого человека Завьяла Иванова Пинеженина. И тот Завьялко, куды подымаютца с Анюя на Камень на хребет и на Анандырь реку, итти не узнал. И, ходя и по Анюйским вершинам по Каменю, опять вышли о Николине дни осеннего на Анюй же реку и оголодали, и воротились к зимовьям, а пошли служилые люди Тарасом Максимов да Мишка /л. 71/ Шанаура, да промышленой человек Харька Никифоров, Завьялко Иванов, что нанялся было в вожи, покиня свое борошнишко в розных местех. Да Шорина лавошной посиделец Алексей Сидоров пошел наперед тех людей сам четверта, покиня хозяйские и посыльные товары Любима Казанца торгового человека в розных местех. И он, Алешка, вышел до зимовья с великою нужею и голодою с служилые люди Гарасимко и Мишка Шанаура, и Харька Никифоров, и Завьялко, и те все померли с голоду в розных местех. А яз да служилой человек Гришка Батов с Николина дни осеннего да по мясное заговенно одною сосною в розных местех, живучи с великую нужею, прожили. А что было какова рухледишка и заводу на анандырскую руку, и то все розметано было в розных же местех и роспрапало все без остатку. И только бы не пришел тот же Алексей Шорина на мясное заговенье от зимовей з запасенком к веже 3, где выходит твоя, государева, казна рыбей моржевой зуб кость, и нам было и достальным помереть, и так собрал нас замертва, волоча на нартах чють живых, и пошли с ясашными иноземцы с ходынцы на Анандырь реку на оленях, которые вывозять твою, государеву, казну с Анандыря реки кость рыбей моржевой зуб, и пришел на Анандырь реку во 168-м году майя в 7 день.

Да мне же велено принять на Анандыре реки у прежнего целовальника государева казна таможенной десятинной збор кость рыбеи моржевой зуб и десятинные соболи и с ним во всем росписатца. И яз принял у прежнего целовальника торгового человека Ивана Синицына 15 пуд по 5 костей в пуд, 11 пуд по шти костей, 5 пуд по 7 костей пуд, 8 костей пуд, 10 костей, 6 костей, 22 гривенки, да 16 соболей десятинного же збору и в том с ним росписался во всем. А таможенные десятинные казны рыбья моржевого зуба и соболей нынешняго 169-го году не выслал в Якуцкой острог, за тем что иноземцы ходынские юкагири ясашные люди с русскими людьми ходили в поход на сильных людей на не ясашных на коряк пошли с Михайлова дни арханьела, а [325] пришли в Анандырской острог на мясное заговенно, и ходя в поход, оленишка пристали, вести государевы казны стало не на чем. Да по государеву ж указу велено мне имать с промышленых людей годовые оброки и оне, промышленые люди, подали челобитную приказному человеку Курбату Иванову и мне, чтоб с них для государевы анандырские службы оброков с них не имать и хотят с реки с Анадыря, покиня острог и государевых аманатов и казну, итти на иную реку. А служилых людей нет, служить государевы службы стало неким, и яз с них на прошлые и на нынешной год оброков годовых не имал — и о том что ты государь укажешь.

На л. 70 об.:

Отметка о подаче отписки: 170-го ноября в 15 день подал отписку служилой человек Микифорко Мошинцов.

Помета: Отписать против отписки в ценовную розпись, а оброки и впредь имать не велеть.

ф. Якутская приказная изба, ст. № 28, лл. 70-71.


Комментарии

1. Датируется на основании содержания отписки.

2. Лавочный посиделец — работный человек, временно находящийся в личной зависимости от хозяина, дававший на себя «жилую запись» на известный срок. Одним из условий его службы было «сидеть в лавке, где хозяин посадит». В Сибири лавочных сидельцев могли нанимать себе в помощь приказчики, которые, разъезжая в различных направлениях, поручали лавочным сидельцам вести торговлю в отдельных сибирских городах. (Подробнее о сидельцах см. Бахрушин, С. В. «Агенты русских торговых людей 17 в.». Уч. зап. ин-та истории РАНИОН, т. 4, М., 1929 г. Его же. «Торги гостя Никитина в Сибири и Китае». Труды ин-та истории РАНИОН, в. I, М., 1926 г.).

3. Вежа — палатка, полевой шалаш, сторожка.

Tags: Сибирь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments