odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

Служилые и промышленные люди Якутского острога в 40-х гг. ХVII в. Поход Семена Дежнева,Федота Попова

1647 (155) г. апреля 26. — Сказка служилого человека Михаила Стадухина о pp. Колыме, Чюхче, Анадырь и о населении по их берегам.

|л. 240| 155-го апреля в 26 день в Якуцком остроге в съезжей избе воеводам Василью Никитичю Пушкину да Кирилу Осиповичю Супоневу, да дияку Петру Стеншину служилой человек, которой в прошлом во 154-м году ноября в 23-м числе в Якуцкой острог до приезду воевод Василья Никитича Пушкина с товарищы с Колымы реки з государевым с ясачным збором пришол, Михалко Стадухин в роспросе сказал:

На Колыме де реке был он для государева ясачного збору 2 годы. А Колыма де река велика есть, с Лену реку, идет в море так же, что и Лена, пот тот же ветр, под восток и под север. А по той де Колыме реке живут иноземцы колымские мужики свой род оленные и пешие сидячие многие люди и язык у них свой.

Да на той ж де Калыме в сторонней реке, прозвищем на Чюхче, а пала де та река Чюхча в море своим ж устьем с приезду по сей стороны Колымы реки. А по той де реке Чюхче живут иноземцы свой ж род словут чюхчи, так же что самоядь оленная, сидячие ж. И была де у него жонка погромная колымская ясырка именем Калиба, а та жонка жила у тех мужиков, у чюхчей, 3 годы, и она де ему сказывала, что на острову, которой в мори, идучи х той Колыме реке судами, на левой [222] руке. А учнет де тот остров объявливатца в море от матерой земли в виду на левой руке, идучи из Лены от Святого Носу, а к Яне де реке и от Яны к Собачье, а Индигирка тож, и от Индигирки х Колыме реке идучи, и гораздо тот остров в виду и горы снежные, и пади, и ручьи знатны все. А тот де остров Камень в мори пояс, они и промышленые люди смечают все то один идет, что ходят ис Поморья с Мезени на Новую Землю, и против Енисейского и Тазовского, и Ленского устья тот Камень та ж все одна, что называют Новою Землею. И те де чюхчи по сю сторону Колымы от своего жилья с той речки зимою чюхчи переезжают на оленех на тот остров одним днем. И на том де острову они побивают морской зверь морж, и к себе привозят моржовые головы со всеми зубами, и по своему де они тем моржовым головам молятца, а он де того у них моржового рыбья зубу не видал. А промышленые де люди ему сказывали, что они у тех чюхчи тот моржовой зуб видали, кольцы де у них оленных санок все того одного моржового зуба. А у тех де чюхчи соболя нет, потому что живут на тундре у моря, а доброй де самой черной соболь все по Колыме.

А от Колымы де до реки ж, что выше той Колымы, сказывают Погыча, а до ней от Колымы парусным погодьем бежать сутки трои и больши. И та де река большая ж, и собольная ж, и иноземцов де по ней много ж, а язык у них свой же.

А ныне на той Колыме реке от него всего осталось служилых Вторко Гаврилов. И только де государь укажет на те реки послать своих государевых служилых людей немалых, и на тех де реках будет государев ясачной збор большой и государеве казне будет прибыль великая, тут де впредь и чает государева ясашного большого збору, и соболи все добрые черные, и зверь коренной, да лисицы все красные, да песцы, а иного опрично того никакова зверя на тех реках нет, потому что место студеное. А они де служилые и промышленые люди жили на тех реках и кормились все рыбою, потому что те реки рыбные и рыбы всякой много.

На л. 240 об. и под текстом на л. 240 рукоприкладство: К сей скаске вместо служилого человека Михайла Стадухина по его веленью Ивашко Михайлов руку приложил.

ф. Якутская приказная изба, ст. № 611, л. 240.
Опубликовано в «Дополнениях к актам историческим», т. 3, Спб., 1848, д. № 24. [223]

Tags: Сибирь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments