odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Category:

Авария С-47 Полярной авиации Главсевморпути на ледовом аэродроме Северного Ледовитого океана

1.png

Тип происшествия: авария
Дата: 26 октября 1950 г.
Время: 00:05
Страна: СССР
Место происшествия: ледовый аэродром в центральном бассейне Арктики
Тип ВС: Douglas C-47
Регистрация ВС: СССР-Н369
Авиакомпания: Управление полярной авиации Главного управления Севморпути

Описание
25.10.1950 экипажи МАГОН на Ли-2 Н-556 и на С-47 Н-369, выполняя спецзадание в центральном бассейне Арктики, прибыв с базового аэродрома в районе высоких широт, произвели в 23:30 мск посадку на подготовленную ледовую площадку, по выложенному посадочному Т с курсом 120°. Подготовленная площадка имела размер 900х40 м, но к моменту посадки самолётов сократилась до размеров 500х40 м вследствие подвижки льдов и образования трещины шириной 60 см, разделившей полосу на 2 части. Самолёты благополучно произвели посадку на одной из больших частей полосы. К моменту вылета для обратного следования на береговую базу обстановка для взлёта сложилась неблагоприятно: ограниченная по размерам ледовая площадка, боковой неустойчивый ветер, трещина льдины и окружающие ледяные торосы.
Однако, командиры кораблей не придали серьёзного значения сложившейся обстановке для взлёта, пренебрежительно отнеслись к указаниям коменданта площадки, проявили излишнюю самоуверенность и зазнайство, приняв решение взлетать по ветру силой 3 м/с, вопреки выложенному старту с курсом 300°, нарушив требования НПП-47 ГВФ. Первым взлетал в этом направлении Ли-2. Видя, что он взлетел благополучно, к/к С-47 Н-369 через 10 мин. после его взлёта в 0:05 мск 26.10.1950г. начал взлёт в этом же направлении, хотя ветер усилился до 4 м/с и стал ещё более попутным. Однако, ни командир отряда, ни дублёр к/к не возражали против такого решения к/к о взлёте. Не применив тормозов и щитков, пилот начал производить взлёт. Пробежав всю площадку, самолёт на скорости 80 миль в час тенденции к отрыву не имел. Видя, что площадка кончается, к/к резко подорвал самолет, создав ему большой угол. Набрав небольшую высоту, самолет потерял скорость, свалился на левое крыло и разбился о лёд. Для оказания помощи пострадавшим через 40 мин был посажен на эту же площадку с-т Ли-2 Н-556, на котором экипаж самолета Н-369 был доставлен на береговую базу. Командир группы и бортмеханик получили ранения. Остальной состав экипажа невредим. Самолёт разбит и ремонту не подлежит.

Сведения о пострадавших

На борту Погибло

Экипаж 6 0
Пассажиры 1 0
На земле 0
Всего погибших 0

Подробности происшествия

Категория происшествия
авария
Фаза полета
взлет
Установленные причины АП
ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП

Отчет о расследовании

Сведения о воздушном судне

Тип ВС
Douglas C-47
Регистрационный номер (id) ВС
СССР-Н369
Государство регистрации ВС
СССР
Дата выпуска ВС
1945
Заводской номер ВС
15960/32708 (44-76376)
Наработка ВС (часы)

Наработка ВС (циклы)

Силовая установка

Сведения о рейсе

Номер рейса

Категория рейса
Транспортный
Авиакомпания
Управление полярной авиации Главного управления Севморпути
Государство регистрации авиакомпании
СССР
Пункт вылета
Аэропорт неизвестен
Пункт назначения
Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута
Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута
Аэропорт неизвестен

Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП
25.10.1950 экипажи МАГОН на Ли-2 Н-556 и на С-47 Н-369, выполняя спецзадание в центральном бассейне Арктики, прибыв с базового аэродрома в районе высоких широт, произвели в 23:30 мск посадку на подготовленную ледовую площадку, по выложенному посадочному Т с курсом 120°. Подготовленная площадка имела размер 900х40 м, но к моменту посадки самолётов сократилась до размеров 500х40 м вследствие подвижки льдов и образования трещины шириной 60 см, разделившей полосу на 2 части. Самолёты благополучно произвели посадку на одной из больших частей полосы. К моменту вылета для обратного следования на береговую базу обстановка для взлёта сложилась неблагоприятно: ограниченная по размерам ледовая площадка, боковой неустойчивый ветер, трещина льдины и окружающие ледяные торосы.
Однако, командиры кораблей не придали серьёзного значения сложившейся обстановке для взлёта, пренебрежительно отнеслись к указаниям коменданта площадки, проявили излишнюю самоуверенность и зазнайство, приняв решение взлетать по ветру силой 3 м/с, вопреки выложенному старту с курсом 300°, нарушив требования НПП-47 ГВФ. Первым взлетал в этом направлении Ли-2. Видя, что он взлетел благополучно, к/к С-47 Н-369 через 10 мин. после его взлёта в 0:05 мск 26.10.1950г. начал взлёт в этом же направлении, хотя ветер усилился до 4 м/с и стал ещё более попутным. Однако, ни командир отряда, ни дублёр к/к не возражали против такого решения к/к о взлёте. Не применив тормозов и щитков, пилот начал производить взлёт. Пробежав всю площадку, самолёт на скорости 80 миль в час тенденции к отрыву не имел. Видя, что площадка кончается, к/к резко подорвал самолет, создав ему большой угол. Набрав небольшую высоту, самолет потерял скорость, свалился на левое крыло и разбился о лёд. Для оказания помощи пострадавшим через 40 мин был посажен на эту же площадку с-т Ли-2 Н-556, на котором экипаж самолета Н-369 был доставлен на береговую базу. Командир группы и бортмеханик получили ранения. Остальной состав экипажа невредим. Самолёт разбит и ремонту не подлежит.

Дополнение

Сведения об экипаже
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru

Источники информации
Форум Полярной Почты. А.Милованов

из книги:
Лебедев А.А., Мазурук И.П.
Над Арктикой и Антарктикой.
М.:Мысль, 1991.-317(2)с.,(8)л.ил.

Будни «прыгающей» экспедиции
(Лебедев А.А.)

Полностью здесь:
http://polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=215

"Я вел самолет, стараясь как можно точнее выдерживать заданный курс. Прогноз синоптиков на улучшение погоды пока не сбывался. Сплошная облачность высотой двести метров, видимость не более пяти километров. Под нами проплывали всторошенные поля, извиваясь, уходили вдаль черные разводья. Шел второй час полета, погода не улучшалась...
Вдруг впереди справа я заметил темные предметы, словно бы разбросанные на сильно всторошенном поле. Один из них по мере приближения начал принимать форму самолета, распластавшегося на льду и частично занесенного снегом:
— Самолет! Леваневский!!!
Единственный самолет, который погиб в высоких широтах, был самолет Сигизмунда Леваневского. Он пропал без вести в 1937 году, во время перелета через Северный полюс. Насколько мне было известно, никаких других авиационных катастроф здесь не происходило ни до, ни после. Потому-то я и был уверен — Леваневский!
— Чего шумишь? Где? Что? — приподнялся с кресла Масленников.
Я подвернул к находке. Виталий Иванович взял управление, снизился до пятидесяти метров. Теперь лежащий самолет видели уже все, кто находился в пилотской кабине. Мы пролетели над ним совсем низко. Самолет был основательно разрушен, но на крыльях его хорошо читались опознавательные знаки: «СССР Н-359Н-369». Неподалеку от самолета на белой длинной ножке стоял громадный «гриб» с серой шляпкой. На следующем заходе мы распознали в этой «шляпке» обыкновенную жилую палатку. Какой-то шутник поставил ее на пьедестал — зачем?
Все напряженно молчали, командир первым обрел голос:
— Ты знаешь, Саша, что мы нашли? Это, конечно, не самолет Леваневского: у того было четыре мотора, а у этого, сам видишь, только два...
Масленников продолжал делать круг за кругом, выискивая одному ему известные детали, подтверждающие его догадку.
— Так что же мы все-таки нашли? — не вытерпел я.
— Мы нашли бывший аэродром дрейфующей станции СП-2, Ученые будут целовать нас!
Теперь, удостоверившись в правильности своей догадки, Виталий Иванович уже не скрывал волнения. Все были предельно возбуждены, в переполненной пилотской кабине бился шум голосов. Еще бы! Такая находка — событие на всю Арктику!
— Этот самолет — немой свидетель драматического эпизода, происшедшего на СП-2 в ноябре 1950 года, — продолжал патетически Масленников...
— Точно, Виталий! — перебил его Аккуратов. — Я живой свидетель, точнее, участник этого эпизода.
— Расскажите, Валентин Иванович, расскажите...
— Нет, об эпизоде потом. Нужно с начала рассказывать... Четыре года назад, 1 апреля 1950 года, приблизительно в этом районе была создана дрейфующая станция СП-2. Вы о ней мало что знаете, работы эти не афишировались тогда, станция считалась секретной. Начальником станции был хорошо вам известный Михаил Михайлович Сомов. Что, не знали? Вот так! В общем, за год дрейфа льдина прошла около двух с половиной тысяч километров, к северу — более шестисот. Станцию эвакуировали 11 апреля 1951 года в районе восемьдесят второй параллели... Илья Павлович Мазурук тогда возглавлял операцию, и еще два самолета летали — Виктора Михайловича Перова и нашего Титлова Михаила Алексеевича. Вот так. А теперь мы обнаружили аэродром СП-2 почти в тех же координатах, откуда станция четыре года назад начинала свой дрейф. А это значит...
— А это значит... — вновь продолжил Масленников, — все давно уверены, что аэродрома, который мы нашли, существовать просто не может. Все уверены, что льдина СП-2 давно вышла в Гренландское море и там растаяла. Вы ведь помните первую дрейфующую, Папанина. Их же за девять месяцев от полюса в Гренландское море вынесло. И конец. Думали, что и вторую дрейфующую по тому же самому пути понесет. Только не все так думали! Сомов и его учитель профессор Зубов Николай Николаевич еще три года назад предполагали, что льдина СП-2 должна дрейфовать по другому пути — пойдет к берегам Северной Америки и совершит за несколько лет почти замкнутый круг, двигаясь по часовой стрелке. Как видите, их предсказание оправдалось. Вот так-то. И мы с вами — соавторы открытия.
— Да, теперь можно точно сказать — это открытие! — вступил в разговор Александр Гаврилович Дралкин. — Теперь сомнений не остается: за четыре года льдина сделала полный круг и вернулась на то место, где начинался дрейф. Открыто новое течение в Ледовитом океане, по океанологически сказать, анти-циклональная циркуляция. Теперь многие наши представления о природе Арктики изменятся...
— Жалко, что сам лагерь СП-2 не сохранился, — заметил Масленников. — По идее где-то рядом должен быть, да, возможно, и есть где-то рядом. Палатка-то, видите, как выцвела — из черной почти белой стала. В такую серенькую погодку трудно найти...
Как мы ни старались, увы, самого лагеря СП-2 так и не нашли. Солнца не было, видимость не улучшалась. О посадке на бывший аэродром нечего было и думать, поскольку при такой погоде все неровности на льду скрадывались, выбрать ровную площадку было почти невозможно. Ну что ж, до лучших времен.
Штурман нанес на карту координаты обнаруженного аэродрома. Николай Зорин сообщил о находке в радиоцентр.
Рассказ Аккуратова о катастрофе самолета «СССР Н-359Н-369» мы дослушали уже вечером на очередной точке:
— Тогда, в 1950 году, мы поздней осенью завозили на СП-2 дополнительное оборудование и продукты на зиму. Летали тремя самолетами — Титлов, Борис Семенович Осипов и Василий Никифорович Задков. Руководил всей операцией Михаил Васильевич Водопьянов... Полоса на станции была узкая, неудобная, а ночью под 7 ноября, когда мы с Осиновым разгружались, льдину неожиданно разломало. От аэродрома осталась половина — надо немедленно уходить. Представьте себе обстановку: полярная ночь, подвижка льда жуткая, воет ветер, плещется вода, торосы громоздятся стеной, прямо на глазах «пожирают» остатки полосы. Миша Комаров — он комендантом аэродрома был — машет отчаянно стартовым флажком, показывает направление немедленного взлета. Взлетать необходимо, иначе машины потеряем, вода уже к колесам подступает. А полоса в лучах фар прямо игрушечной кажется... Первым взлетел Титлов, вполне благополучно... Вторым пошел Осипов на взлет. Ветер, к несчастью, попутный, это еще дело осложняет. Прямо перед торосами летчики все-таки оторвали машину Но скорости нет. Перепрыгнули чудом через первую гряду, закачалась машина и левым крылом по торосам чиркнула. Треск, грохот... Машина вдребезги, а жертв, к счастью, не было. Меня через разлом в фюзеляже выбросило в глубокий снег. Остальные тоже отделались ушибами, только Водопьянов голову рассек... Потом, когда подвижка закончилась, остатки полосы расчистили немножко, Титлов возвратился и всех раненых вывез. Ну а самолет — сами видели..."
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=281&p=12387&hilit=%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0+%D0%9D369#p12387

Tags: авиакатастрофы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments