odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

Явление албазинским казакам псковских святых.

В древлехранилище Псковского государственного объединенного историко-архивного и художественного музея-заповедника под номером 229/49 хранится довольно-таки объемистый рукописный сборник. Написан он крайне неразборчиво, на грубой синей бумаге, какой пользовались в начале прошлого столетия. Кто был первым его владельцем, сказать трудно. Известно, однако, что где-то около 1845 г. его приобрел псковский купец Ф.И.Михайлов.
Покойный ныне Л.А.Творогов - крупнейший знаток книжных древностей - считал, что сборник списан с рукописей XVIII в. Один из списков рукописей представляет особый интерес. Это «Повесть о чудеси святых благовеных великих князей Всеволода и Довмонта, во святом крещении нареченных Гавриила и Тимофея псковских чудотворцев».
«Повесть» - одно из документальных свидетельств трагической истории Албазинской крепости, построенной в 1665 г. на Амуре русскими первопроходцами, не раз осаждаемой маньчжурами ив конце концов разрушенной самими русскими. Это единственный сегодня источник, по которому, хоть и опосредованно, можно судить о том, что среди жителей и защитников Албазина были псковичи - деталь маленькая, но для историков крайне важная. Наконец, повесть дополняет наши представления о духовном мире и вероисповедании первооткрывателей дальневосточных земель.

Надо сказать, что в полном объеме «Повесть» никогда не публиковалась. Правда, ее содержание однажды уже излагалось С.Н.Марковым в популярном очерке «Вечные следы. Книга о землепроходцах и мореходах» (М.: Современник, 1982). Сам автор, однако, рукописи не видел и пользовался текстом, присланным ему упомянутым Л.А.Твороговым, - может быть, поэтому изложение получилось кратким и подчас вольным. Неясные моменты исторических событий С.Н.Марков попытался дополнить сведениями из других источников, но при этом кое-что присочинил.
Все эти обстоятельства дают основание полагать, что будет полезно опубликовать полный текст «Повести», который мы и предлагаем вниманию читателей.


Повесть о чудеси святых благовеных великих князей Всеволода и Довмонта, во святом крещении нареченных Гавриила и Тимофея псковских чудотворцев

Лета 7198 го октября в 23й день. В Якутской, в приказной избе перед генералом и воеводою пред Матфеем Осиповичем Кровковым Албазинские козаки Ганка Флоров да Митка Тушов с товарищи с семьдесят три человека сказали: ходили де они для ясашного сбору и на соболиные промыслы по Амуру кто где, кто иным по сторонним рекам. И отделилось де от них станица двенадцать человек Васка и приехали де от них с стороны два человека на белых лошадях и в брони, в сайдаках и с копии. И спрошали что де вы за люди! И они им сказали: мы де из албазина служилые и промышленные люди. И они им рекли: что де вы [107] упромышляли соболей, и они им сказали: Еще де нам бог не послал ничего. И они рекли им: Сколку де у вас в промыслу обещание добрых соболей, и они им сказали: обещались де мы псковским чудотворцам Всеволоду и Доманту отдать на церкви с десяти соболей по [... ] соболю. И те два воина вопросили их: давно де вы промйшляете, и давно ли обещание ваше псковским чудотворцам и вы образ ПСКОВСКИХ чудотворцев знаетель? И они им сказали: что де мы вообраз псковских чудотворцев не знаем, только де на них веру держим. И воины рекли им: смотрите де вы на наши, таковы же подобия и псковские чудотворцы что и мы. А как де будете во Албазине и вы скажете соборному белому попу, придут де из них под град китайские люди, и Албазинцы де град здадут. И после де того придут русские люди, и город засядут. И паки придут китайцы, и будут ко граду приступы и бои великие, и на тех боях будем мы в помощь русским людям. А они бы русские люди не торопились, а града китайцы не возьмут. А вы де упромышляете на человека только сороку соболей, а больши того в промысле у вас не будет. И они промышленные люди тем дву воинам стали бить челом. Будет де вы едете, во Албазин, отвезите де от нас по свещи псковских чудотворцам и на молебен. И они два воина свещи у них приняли, а денег не приняли, а взяли у них хмеля. И они де промышленные люди по их слову упромышляли на человека только по сороку соболей. И приходили под Албазин Китайцы и Албазин град китайцам здаша, и с ними отьехаша в Китай,, и Русские де люди после поворотились и город Албазине засели, и быша бои и приступы великие меж себя ножами резались. И помощию псковских чудотворцев Русские люди град отсидели. И тех воинов свещи и имена промышленных людей которые подали свещи и имена тех дву воины положиша пред спасовым образом.

Текст воспроизведен по изданию: Явление албазинским казакам псковских святых // Вестник Дальневосточного отделения Российской Академии Наук, № 6. 1990

Tags: Сибирь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments