odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

К истории Мангазейского морского хода...(12)

Не ранее 1639 (148) г. ноября 21 1. — Вестовые распросные речи мангазейских служилых людей Дементия Тишкова с товарищами о провозе соболиной казны морем — из Мангазеи до Устюга Великого.

|л. 498| И в Сибирском приказе сибирские мангазейские служилые люди, которые присланы з государевою мангазейскою соболиною казною, Демка Тишков с товарыщи, 8 человек, в розпросе сказали: [80]

Борис де Душкин поехал из Мангазеи наперед их, служилых людей, как они отпущены з государевою казною за день, и, выехав из города, стоял в коче, дожидался их, служилых людей, з государевою казною, и дождався де, ехал через море и из Сибири до Устюга Великого с ними вместе; а на Устюге остался для того, что застал замороз; а городовые ключи Борис Пушкин дьяку Пятому Спиридонову отдал ли или нет, того они не ведают.

ф. Сибирский приказ, ст. № 83, л. 498.


1644 (152) г. января. — Распросные речи тобольского сына боярского Дмитрия Черкасова с товарищами, отправленных с хлебом для Мангазеи из Тобольска, о гибели кочей, застигнутых бурей на море, и трудностях пути на нартах до устья р. Таз.

|л. 96а| 152-го году генваря в ... 1 день. В съезжей избе воеводе князю Петру Михайловичю Ухтомскому Тобольского города сын боярской Дмитрей Черкасов да тобольской служилой Федька Волков, да мангазейские служилые люди Васька Петров да Оксенко Харитонов в роспросе сказали:

В прошлом де во 151-м году июля в 13-м числе отпущено де было ис Тобольска в Мангазею з государевыми хлебными запасы мангазейским служылым людем на жалованье 2 коча да коч дьячей Григорья Теряева, да коч торговых и промышленых людей с хлебными ж запасы и со всякими товары. И на Березов де они пришли августа в 1-м числе, а з Березова пошли назавтрие августа во 2-м числе, а на море из островов вышли августа в 15-м числе. И на море встретили противной ветр, и стояли 2 дни да 2 ночи, и оттоле бежали парусом за море 2 дни до завороту. И в завороте учало погодою кочи бить, и государевы кочи и торговой коч на отстое разступились, и государевы запасы и торговых людей рознесло по морю и по берегу, а люди плыли и брели на берег на веслах и на досках и в карбасех. А дьячей коч Григорья Теряева кинуло на берег цел, а запасы выметало вон, и тот ево коч замыло на кошке песком, и тут де они стояли, и тот коч ис песку выгребали и с мели сымали 2 недели. И с того погрому дьяк Григорей Теряев отпустил в Тоболеск тобольских служилых людей дву человек Петрушку Остафьева, да Созонка Володимерова, да с ними промышленых [81] людей 5 человек о том морском розбое 2 с отписками в карбасе 3.

А на том розбое осталось зимовать у своих товаров и запасов торговых и промышленых людей 15 человек, Богдашка Кочевщик с товарыщи.

И с того погрому собрались на один на дьячей коч Григорья Теряева всяких людей человек с 70, и пошли в Мангазею. И от того розбою шли парусом день. И как де они будут против черных гор Столбовой реки, и тут встретил ветр север з боку. И тем ветром бросило коч на берег на сухой, и коча де снять с мели не могли.

И стояли де на том берегу 8 недель — обсадила самаядь. И с того разбою пошли нартным ходом берегом в Мангазею до Филипова заговена за 10 дней. И учали де на них приходить самоядь, и учали де с ними дратце.

И после де драки они, Дмитрей, ночевали. И после того по вся дни учали на них самоядь находить, и дрались, и ходу де им не дали. И как де они будут против Япанчина шару, и тут де у них та самоядь отбили 8 нарт з запасы и с товары, и с оружьем. И в том де месте Ивана Плещиева ранили в голову стрелою да служивого тазовского десятника стрелецкого Надежку Сидорова, да промышленого человека /л. 96в/ Самейку Иванова Мезенца убили, и у дьяка Григорья Теряева на нарте отгромили робеночка служня. И оттоле де шли за ними самоядь и до Пуровского острова, и у Пуровского острова дрались де с ними многое время. И на той драке ранили воевоцково человека князя Петра Михайловича Ухтомсково Ефремка, и от той де раны тот Ефремко умер.

А у них де, самоядцов, убили оленя служилой человек табольской Федька Волков. И оттоле де они пошли вперед к Тазовскому устью, и шли до устья Тазовского от Черных гор 8 недель, и взял де их голод, потому что им самоядь ходу не дала и запасы отгромили, и стали служилые и промышленые люди з голоду помирать, и померло человек с 50, и у дьяка Григорья Теряева померло две дочери да племянник и люди его, Григорьевы, померли ж. И с усть Тазу для вести дьяк Григорей Теряев послал в город Мангазейских служилых людей Окинка Харитонова с товарыщи с вестями. И те де служилые до города одва [82] з голоду добрели, а служилой пришов в город Фомка Михайлов з голоду и умер. А дьяк де Григорей и они шли голодны и шли Тазом 10 дней и дьяка и их изнял голод, и стал он, дьяк Григорей, с Иваном Плещиевым против Леденкина шару. А он де, Дмитрей Черкасов, с тобольскими служилыми людьми пошел вперед, и шли от дьяка Григорья день. И на том стану остался тобольский служилой человек Костька Галкин, итти не мог и после того и умер. И от того стану шли вперед три дни голодны, ели ремене и камасы ис под лыж подволоки.

И на том стану остались с голоду ж служилые люди тобольские: пятидесятник Гришка Прокопьев, да Тазовской служилой Гришка Романов, и после того они и померли. И оттуда де шли до Сухарева зимовья 3 дни, и идучи ели собак, и в Сухареве зимовье лежали 3 дни. И по дьячей Григорья Теряева отписке воевода князь Петр Михайлович Ухтомской послал навстречю сына своего князя Федора с служилыми и с промышлеными людьми с хлебными запасы. И их, Дмитрия, нашли в Сухареве зимовье.

А из Сухарева зимовья князь Федор ево, Дмитрия, послал наперед себя в город с промышленым человеком с Кренком Давыдовым. А на низ сыскивать дьяка Григорья Теряева послал человека своего да служилых людей тазовских стрельцов Оську Шутова да Пятка Савина, да тобольских служилых Федьку Волкова, да Федьку Кузнеца, да Ваську Кулакова. И нашли ево, Григорья, против Леденкина шару на стану, а с ним жена его, Григорьева, да людей: человек ево Филька да жонка, да девка, да тут же Иван Плещиев с человеком своим с Олешкою, да промышленые с ним колмогорец Макар Негодяев с сыном Якунькою... 4

И они де их, Григорья з женою и с людьми и Плещиева, взяли и повезли на нартах, и дошли в Сухарево зимовье. И в Сухареве де зимовье Плещиев и умер. И из Сухарева, идучи в [Щучьи Курьи], за полтора днища до города не дошед, на дороге дияк Григорей и умер. А жена ево, Григорьева, да человек ево Филька, да жонка, да девка привезли в Мангазейский город генваря в 14 день. И всех в Мангазейской город служилых и промышленых людей пришло и приволокли человек з 20... 4

ф. Сибирский приказ, ст. № 134, лл. 96а-96в. [83]


Комментарии

1. Пропуск в тексте.

2. Розбой — кораблекрушение.

3. Карбас — лодка на 4-10 весел, с двумя шпринтовными (четвероугольные с древком с угла на угол) парусами; большая плоскодонная перевозная лодка.

4. Опущена часть текста, содержащая подробности о бедствиях служилых людей в пути.

Tags: Сибирь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments