odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

К истории Мангазейского морского хода...(3)

1623 (131) г. августа 24. — Грамота приказа Казанского Дворца тобольским воеводам кн. Ю. Я. Сулешову и Ф. К. Плещееву о строгом надзоре за «морским ходом» из Архангельска в Мангазею.

|л. 54 об.| От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии в Сибирь, в Тоболеск боярину нашему и воеводам князю Юрью Яншеевичю Сулешеву да Федору Кириловичю Плещееву, да дияком нашим Гарасиму Мартемьянову да Миките Левонтьеву.

В прошлом во 128-м году июля в 7 день послана наша грамота в Сибирь, в Тоболеск к боярину нашему /л. 55/ и воеводам к Матвею Михайловичю Годунову да ко князю Ивану Волконскому, да к дияку к Ивану Шевыреву, а велено им отписати от себя в Мангазею к воеводе к Петру Волынскому, чтобы он велел из [56] Мангазеи торговым и промышленым людем ходити на Русь на сибирские городы на Березов через Камень, чтобы с торговых и с промышленых людей с их товаров в нашей десятинной /л. 55 об./ пошлине перед прежним было прибыльнее и нашу бы пошлину с тех торговых и с промышленых людей в сибирских городех со всяких товаров велели имати по прежнему нашему указу, по проезжим грамотам. А старою дорогою из Мангазеи Тазом рекою на Зеленую реку да на Мутную реку, да на Карскую губу, и Большим морем к Архангильскому /л. 56/ городу, и на Пусто Озеро торговым и промышленым людем ходити не велено, чтобы на те места немецкие люди от Пуста Озера и от Архангильсково города в Мангазею дороги не узнали и в Мангазею не ездили. И промышленым людем, которые хаживали наперед сего в Сибирь, в Мангазею Большим морем и через Камень, велено учинити заказ крепкой, чтобы они с /л. 56 об./ немецкими людьми не ездили и в Мангазею им дороги не указывали, и про Мангазею с ними не розговаривали.

А в Мангазею к воеводе к Петру Волынскому от нас писано ж, а велено ему вперед из Мангазеи торговых и промышленых людей отпущати на сибирские городы, на Березов город через Камень и на Тоболеск, а старою дорогою из Мангазеи Тазом рекою /л. 57/ и на Зеленую реку да на волок, да на Мутную реку, да на Карскую губу и Большим морем к Архангильскому городу, и на Пусто озеро торговых и промышленых людей отпущать не велено. А в поморские во все городы посланы наши грамоты к воеводам и к приказным людем, а велено учинити заказ крепкой, чтобы изо всех поморских городов торговые и промышленые /л. 57 об./ всякие люди в Сибирь, в Мангазею со всякими товары ездили на сибирские городы, на Березов через Камень, и на Тоболеск, а из Мангазеи на те же сибирские городы, а старою дорогою в Мангазею от Пуста озера и от Архангильсково города Большим морем на Карскую губу да на Мутную реку и в Таз, и в Мангазею ходити и немецким людем дороги в Мангазею указывать, /л. 58/ и торговать с немецкими людьми, опричь указных мест, не велено. А будет которые руские люди пойдут в Мангазею Большим морем и учнут с немцы торговать мимо нашего указу, а тем их непослушаньем и воровством, и изменою немцы или иные какие иноземцы в Сибирь дорогу отищут, и тем людем за то их воровство, и за измену быти кажненым злыми /л. 58 об./ смертьми, и домы их велим мы разорить до основанья. А указали мы поморских городов торговым и промышленым людем в Мангазею ходити через сибирские городы с Руси [57] в усть Усу реку, а по Усе реке вверх до усть Соби реки, а из Соби реки в Вель реку до Камени, до волоку, а через волок, через Камень в Собь в другую реку, а Собь вниз до Оби великой, /л. 59/ и где стоял на том Собском устье острожок наперед сего блаженные памяти при царе и великом князе Федоре Ивановиче всеа Русии и при царе Борисе для проезжих торговых людей и для десятинные пошлины, и заставу на том месте велено поставити березовских служилых людей, сколько человек пригож, для береженья от немецких людей, а из Соби реки на Березов, а из Березова в /л. 59 об./ Мангазею, а из Мангазеи на Русь на те ж места. А меж Мутные и Зеленые реки для береженья проходу немецких и торговых людей указали мы поставити острожок и заставу служилых людей.

И как к вам ся наша грамота придет, и вы б по прежней и по сей нашей грамоте послали ис Тобольска на Березов ково пригож, и от себя отписал ты, боярин наш, князь Юрьи /л. 60/ Яншеевич, к воеводам ко князю Федору Козловскому да к Ондрею Ширину, а велел им поставити заставу на Собском устье березовских служилых людей, сколько человек пригож, попрежнему, весною до Семеня дни или до Покрова для береженья от немецких людей. И для десятинные пошлины выбрав целовальника, кому бы мочно в нашей казне верить, и велел им, которые торговые и /л. 60 об./ промышленые люди поедут с Руси на Собское устье или из сибирских городов поедут к Руси, и они бы с тех торговых и промышленых людей с их товаров имали на нас десятую пошлину, а безпошлинно не торговали и нашей пошлины не крали. Да что с ково нашие десятинные пошлины возьмут, и они бы тое пошлину писали в книгу подлинно. Да те книги и десятую пошлину /л. 61/ присылали к вам в Тоболеск, а вы тое десятинную пошлину и книги присылали к нам, к Москве и велели отдавати в Казанском Дворце. Да ис Тобольска ж или из Мангазеи велели бы есте послати служилых людей человек с 50 или колько пригож на заставу, на Мутную реку и на Зеленую реку, и велели бы им меж тех рек на волоку розсмотрити места, где пригож, чтоб было /л. 61 об./ крепко и блиско наших ясачных людей, а, розсмотря, велели на том месте поставити острожок и крепости всякие поделати. И велели им ис того острошку посылати от себя человек по 5-ти и по шти по переменам к морю, а велели им проведывати про немецких людей, чтоб отнюдь в Сибири в Мангазеи немецкие люди водяным путем и сухими дорогами ходу не проискали; /л. 62/ и русских торговых и промышленых людей с моря [58] и ис поморских городов к Улуем и на Канин нос, и на Тресковую, и на два острова, что у Варендеевских мелей, и на Моржевик малыми речками, и Большим морем на Югорской шар, и на Карскую губу, и на Мутную, и на Зеленую реку, и в Мангазею, и из Мангазеи на те места пропущати не велели. Да и в ... 1 ежегод посылали в тот острожок служилых людей на весну, как учнет лед вскрыватца, и велели в том острошке быти до Семеня дни или до Покрова пречистые богородицы, и велели им назад приезжати в Тоболеск или в Мангазею. А сколько служилых людей на Собскую заставу и меж Мутные и Зеленые реки в острожок отпустите и кого имянем... 1 сла, и по которое число /л. 63/ пошлете, и в котором месте и урочище меж Мутные и Зеленые реки острожок поставят, и х которым сибирским городом ближе, и сколь далече от моря и от поморских городов, и что те наши сибирские служилые люди из острошку учнут вам про немецких людей писати и в роспросе сказывати, и вы б о том писали к нам, к Москве, а отписку велели отдати в Казанском /л. 63 об./ Дворце боярину нашему князю Ивану Михайловичю Воротынскому да дияком нашим Ивану Болотникову да Федору Опраксину.

Писан на Москве лета 7131-го августа в 24 день.

А подлинная государева грамота за приписью диака Ивана Болотникова прислана в Тоболеск во 132-м году декабря в 30 день с тобольским с пешим казаком с Ваською Мокеевым. Спра... 1

Портфели Миллера, № 542, лл. 54 об.-63 об.


Комментарии

1. Текст утрачен.

Tags: Сибирь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments