odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

Катастрофа Ли-2 Восточно-Сибирского управления ГВФ в районе Мамакана

6.Li-2-GVF-SSSR-na-razgruzke..jpg

Тип происшествия: катастрофа
Дата: 24 апреля 1948 г.
Время: 14:40
Страна: СССР
Место происшествия: Иркутская область, район Мамакана
Тип ВС: Ли-2Т
Регистрация ВС: СССР-Л4460
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Восточно-Сибирское управление ГВФ


Описание

Экипаж 11 авиатранспортного отряда Восточно-Сибирского управления ГВФ выполнял рейс по маршруту Иркутск - Киренск - Бодайбо. Посадка в Киренске произведена в 14:50 мск 23 апреля. В Киренске экипаж и пассажиры остались на ночь, так как погода на маршруте была ниже минимума. Ночью в гостинице члены экипажа вместе с сотрудниками аэропорта организовали выпивку. Вылет был запланирован на 0:00 мск, но к этому времени погода оставалась ниже минимума и экипаж не поднимали. В 06:00 экипаж прибыл в аэропорт и начал готовиться к полету.
Прогноз погоды по маршруту Киренск - Бодайбо с 06:30 до 09:00 предусматривал: облачность 10 баллов высотой 600-1000 м, слабый снег, видимость 4-10 км, в облаках обледенение, ветер северо-западной четверти 50-70 км/ч.
В прогнозе погоды по маршруту отсутствовала характеристика облачности и вертикальный разрез атмосферы.
По пункту посадки Бодайбо: облачность 9-10 баллов высотой 1000-1500 м, видимость 10 км, ветер северо-западный 5-7 м/с, порывы 9-12 м/с.
Несмотря на то, что прогнозируемая погода по маршруту не соответствовала установленному для данной трассы минимуму (высота облачности 1500 м, полет визуальный), начальник аэропорта разрешил командиру корабля вылет на Бодайбо и подписал бюллетень погоды с указанием эшелона 1800 м (т.е. – в облаках). Аэронавигационная подготовка экипажа к полету в аэропорту Киренск не проверялась.
Второй пилот вместо предполетной подготовки пошел в буфет, выпил спирта и во время полета находился в легкой степени алкогольного опьянения.
После выруливания на старт пришел прогноз об ухудшении погоды в Бодайбо (фактическая погода за 06:25 мск - облачность 5-6 баллов высотой 600-1000 м). Тут же из Бодайбо уточнили, что облачность 10 баллов, ухудшение происходило за счет проходящих осадков. Диспетчер тут же по командной радиостанции вылет командиру корабля запретил и приказал выруливать на стоянку.
Экипаж зарулил на стоянку. В 07:15 - 07:30 Бодайбо дало свежий прогноз погоды, предусматривающий ее некоторое улучшение, и согласие на прием самолета. Начальник аэропорта Киренск приказал готовиться к вылету и либо выписать новый бланк погоды, либо продлить старый. Дежурный синоптик переправила в старом бланке высоту облачности по пункту посадки с 1000-1500 м на 1000-600 м и продлила срок действия с 08:00 до 11:30. Начальник а/п Киренск, несмотря на изменение в бланке погоды высоты облачности в худшую сторону, дал приказ выпустить самолет, оставив ранее данный эшелон 1800 м, но письменного разрешения не давал.
В 08:15 самолет вылетел из Киренска. На борту находилось 25 пассажиров, в том числе 6 детей, и 1092 кг груза. Экипаж спрямил маршрут, взяв курс на Бодайбо, вместо установленного маршрута через Витим.
В 08:22 экипаж передал в Киренск: «Иду на эшелоне 2400, всё в порядке».
В 09:05 экипаж получил прямой пеленг 91° с Киренского радиопеленгатора и сообщил: «…следите за мной, в обледенении немного потряхивает правый мотор»
В 09:33 экипаж передал в Бодайбо: «Идем в снегопаде в облаках, трясет мотор, следите». После этого связи с самолетом больше не было, в Бодайбо он не прибыл.
Расследованием было установлено, что после взлета экипаж набрал эшелон 2400 м и сначала шел поверх облаков и затем вошел в облачность. В районе Мамы экипаж снизился через просвет в облаках и продолжил полет вдоль русла реки Витим на высоте 100 м ниже окружающих гор. Временами самолет попадал в снежные заряды с крайне ограниченной видимостью. Полет проходил в условиях сильнейшей и нарастающей болтанки, создававшей крены до 50-60°. По словам единственного выжившего пассажира, к этому моменту все пассажиры потеряли сознание и беспорядочно валялись по салону. Выживший пассажир потерял сознание последним. В момент пролета самолетом траверза ущелья Ключ-Якорь в районе н.п. Мамакан (15 км западнее Бодайбо) самолет на высоте 50-100 м попал в снеговой заряд и под воздействием турбулентных потоков воздуха, усиленных потоком воздуха из ущелья Ключ-Якорь, вызвавших деформацию плоскостей самолета (на обоих плоскостях обнаружены гофры, характерные для деформации от перегрузок в воздухе), потерял управляемость и с левым креном в 09:40 мск столкнулся со льдом реки Витим в 14 км от а/п Бодайбо.

Сведения о пострадавших

На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 25 24
На земле 0
Всего погибших 28

Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании

Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4460
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.01.1948
Заводской номер ВС 3704
Наработка ВС (часы) 310
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 628-240 628-238

Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Киренск
Пункт назначения Бодайбо
Начальный пункт маршрута Иркутск
Конечный пункт маршрута Бодайбо

Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП
Причинами катастрофы явились:
1) Попадание самолета на малой высоте в тяжелую метеообстановку (мощное рему, интенсивный снегопад, обледенение) в горно-таежной местности, приведшее к частичной деформации плоскостей самолета и потере им управляемости.
2) Выпуск самолета из а/п Киренск в рейс на Бодайбо при погоде по трассе ниже установленного минимума.
3) Некачественный прогноз погоды по маршруту Киренск - Бодайбо, выданный экипажу АМСГ Киренска. Отсутствие в нем характеристики облачности (мощно-кучевая), схемы вертикального разреза атмосферы. Подчистка бюллетеня погоды на второй вылет.
4) Неправильное решение командира корабля продолжать полет при погоде ниже установленного минимума (вход в облачность и пробивание ее по маршруту)
5) Неправильное решение начальника а/п Бодайбо о принятии самолета при погоде ниже установленного минимума.
6) Плохая изученность и освещенность трасс в горно-таежной местности Восточной Сибири в метеорологическом отношении.

Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru
Источники информации

Tags: авиакатастрофы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments