









РГАЭ, ф. 9570, оп. 4, д. 361, л. 21. Приказ Нач. Главсевморпути при СМ СССР №485с от 27.10.1950 года.
Об обнаружении самолёта ЛИ-2 Н-444 МАГОН, потерпевшего катастрофу 7.3.1948г.
7.3.1948г. с-т Магон … п/у к/к Попова В.А. вышел из аэродрома Дудинка в а/п Амдерма и к месту назначения не прибыл.
По моему приказанию с 8 марта по 13 мая 1948г поиски Н-444 производились самолётами с воздуха и наземными партиями. Поиски положительных результатов не дали, в связи с чем 13.5.1948г мною был отдан приказ №255с о прекращении дальнейших поисков самолёта с воздуха и о списании его, как потерпевшего катастрофу.
На борту находились:
1. к/к Попов Владимир Александрович;
2. 2 пилот Кроков Владимир Борисович;
3. штурман Сиваков Василий Романович;
4. б/мех Немытов Григорий Григорьевич;
5. 2-й б/мех. Харитонов Евгений Фёдорович;
6. б/радист Гуков Алексей Михайлович.
Пассажиры:
1. Начальник Тиксистрой Негодяев Викентий Семёнович;
2. Бригадир плотников Тиксистрой Посошков Феоктист Ив;
3. Директор завода «Бодхед» Певзнер Сергей Ефимович;
4. Жена Певзнера Трутикова Зоя Михайловна;
5. Их сын – 5 лет;
6. Главный бухгалтер завода Гупилко Александр Дмитриевич;
7. Нач. Хатангской речной конторы Преловский Николай Мих;
8. Командир Чукотской авиагруппы Телис Александр Николаевич;
9. Бухгалтер Корякской геолого-разведочной экспедиции Громов Валентин Васильевич;
10. Жена Громова Иванова Елизавета Ивановна;
11. Зам. нач. пол/станции Тикси Соколов Анатолий Николаевич;
12. Работник Дальстроя Феонин Михаил Александрович;
13. Его жена Калинина Антонина Тимофеевна;
14. И их грудной ребёнок.
17.9.1950г. начальник отряда экспедиции №40 НИИГА Главсевморпути Нарцов В.В. вблизь западного берега озера Оче-ти на восточном склоне горы Нэтэм-Пэ обнаружил на земле несколько обрывков документов, кусок дюралюминия и детскую шапку-ушанку, о чём им и было доложено рапортом нач. экспедиции №40 т. Шамину.
9.10.1950г. экспедиция в составе начальника Геолого-разведочного отряда эксп. №40 НИИГА т. Нарцова В.В, ст. авиатехника авиабазы УПА в г. Воркуте т. Яковлева П.С. и Члена Горсовета Воркуты т. Сидорова Д.Ф. – выбыли на предположительное место происшествия…
Путём розысков на восточном склоне горы Нэтэм-Пэ, были обнаружены и засняты обломки самолёта с опознавательным знаком СССР Н-444. Были произведены мелкие раскопки, в результате которых найден ряд документов, в том числе – формуляры, паспорт на имя Негодяева В.С. и др. документы и, кроме того, предметы одежды.
В нижнем конце снежника обнаружено 5 трупов людей, опознать которых невозможно. Найденные документы и обломки самолёта подтверждают, что потерпевший катастрофу самолёт является самолётом Н-444, по заключению комиссии, имевший лобовой удар о восточный склон горы, при полёте с Востока на Запад.
Для дальнейших розысков останков погибших членов экипажа и пассажиров назначаю комиссию в составе:
Командира Московской АГ Кузнецова – председатель;
Зав. парткабинетом Моск. АГ Звездина;
Нач. а/п Воркута Ефремова;
Ст. авиатехника а/в Воркута Яковлева.
Комиссии в период октября-ноября 1950 года продолжить розыски погибших в авиакатастрофе. По окончании розысков собрать обнаруженные останки в общий гроб и похоронить во временную могилу. Все обнаруженные части самолёта закопать на месте. В августе 1951 года, после таяния снега, вновь тщательно обследовать всю прилегающую местность, собрать все останки трупов, после чего вскрыть временную могилу и всё доставить в Москву для похорон.
Командиру Московской АГ полковнику Кузнецову А.И. обеспечить фиксирование всех расходов по розыску и раскопкам самолёта и трупов погибших, а также доставку и похороны в Москве.
Начальник Главсевморпути при СМ СССР А. Кузнецов.
Ещё надо обратить внимание на некоторые не совпадения в этом и в приказе №225с. Выдержки из него прилагаю.
РГАЭ, ф. 9570, оп. 4, д. 227, л. 9, Пр. №225с. 13.5.1948г. О прекращении поисков с-та МАГОН ЛИ-2 Н-444.
... Произведённые с 8 марта по настоящее время поиски, результатов не дали. ...
Приказываю: 1. Считать самолёт ... погибшим при катастрофе и дальнейшие поиски с воздуха прекратить.
4. а) оповестить членов семей экипажа и пассажиров о гибели самолёта Н-444;
б) представить к назначению персональных пенсий членов семей работников Главсевморпути, находившихся на борту и имевших особые заслуги перед Родиной, а также оказать содействие в назначении пенсий членам других работников, находящихся на с-те;
в) оказать содействие членам семей экипажа и пассажиров с-та Н-444 в получении страховых премий.
ИО Нач. Главсевморпути Бурханов.
Приложение №1...
Список экипажа: (пропускаю, т.к. полностью совпадает)
Пассажиры: 1. Начальник Тиксистроя - Негодяев Викентий Семёнович;
2. Стахановец-бригадир плотников Тиксистроя - Посошков Феоктист Иванович;
3. Директор завода "Богхед" - Певзнер Сергей Ефимович;
4. жена Певзнер - Трутникова Зоя Михайловна;
5. Гл. бухгалтер завода "Богхед" - Чупилко Александр Дмитриевич;
6. Нач. Хатангской речной конторы - Преловский Николай Михайлови;
7. Начальник Чукотской авиагруппы - Телис Алексей Николаевич; (ошибка, правильно -Александр)
8. Бухгалтер Корякской Геолого-разведочной экспедиции - Громов Валентин Васильевич;
9. жена Громова - Иванова Елизавета Ивановна;
10. Зам. начальника по научной части п/станции Тикси - Соколов Анатолий Николаевич.
Начальник УПА Главсевморпути Чибисов.
Как видите, не указаны ещё 4 человека, из них двое детей.
Разночтения в названии завода. Это легко уточняется. Далее в пр. 1950г не указали, что Посошков является Стахановцем. Там же, фамилия Трутниковой изменена на Трутикову, Чупилко на Гупилко. Там же не указали, что Соколов зам. начальника по научной части.
В дополнение к этому даю Вам выписку из Дела №255, л. 34-29 (Письма отдельно: Заместителю Председателя СМ СССР - тов. Берия Л.П.; Зам. Предс. СМ СССР - тов. Молотову В.М.; Секретарю ЦК тов. Жданову А.А. - 26.3.1948г.). О поиске с-та ЛИ-2 Н-444 и решении о прекращении полётов.
В дополнение к моему письму №698с от 9 марта докладываю: поиски ... начали 8 марта и продолжаются по настоящее время. В поисках принимают участие 11 с-тов, совершивших на 26 марта 32 дневных и 2 ночных полёта. Общий налёт составил 200 часов. Кроме того - попутными рейсовыми самолётами.
Обследованы районы Обской губы, Ямальского полуострова, Байдарацкой губы, Югорского полуострова, юго-восточной части Новой Земли, восточной части о. Вайгач и отроги Уральского хребта. Полёты проводились в условиях хорошей видимости на высоте 400-600м галсами шириной 10 км. Поисками руководил нач. УПА полковник Чибисов.
В состав экипажа Н-444 входили: к/к Попов, пилот 1 класса, летающий в Арктике с 1935 года ...
В с-те находились пассажиры: ... всего 12 взрослых и 2 детей (до 5 лет). На с-те имелся 10-дневный неприкосновенный запас продовольствия из расчёта полётной нормы на 15 человек и необходимое снаряжение для полётов в Арктических условиях. Матчасть с-та была в удовлетворительном состоянии. ...
К/к летает в этом р-не 7 лет, знает его отлично и считается опытным и осторожным лётчиком. Специалисты УПА и лётчики, участвовавшие в поисках высказывают лишь одно предположение: с-т пошёл на вынужденную посадку или упал в разводье и затонул.
Коллегия Главсевморпути на заседании 26.3 с.г. обсудив доклад комиссии по поискам с-та ЛИ-2 Н-444 приняла решение о прекращении массовых поисков самолётами, о продолжении поисков оленьими и собачьими упряжками и об оставлении одного с-та ЛИ-2 для полётов по проверке сообщений, поступивших от населения и для более тщательного просмотра отдельных пунктов.
Доклад комиссии по поискам с-та ЛИ-2 Н-444 и решение Коллегии представляю.
Начальник Главсевморпути А. Афанасьев.
Знакомясь с делами по катастрофе и поиску этого самолёта, невольно возникает мысль - почему были так заинтересованы в поиске высшие лица государства. Ведь лётные происшествия не раз случались и в ПА, ГВФ и армии, а тут... Более продолжительные и обширные поиски, по моему, были только по Леваневскому. Видимо, всё-таки на борту были какие-то секретные документы или образцы по заводу "Богхед". Почему сначала не указали работника Дальстроя (с женой)? Дальстрой, как и Главсевморпути также называли государством в государстве с необъятными полномочиями и правами.
Как видно, приказом 225с от 13.5.48. поиски были прекращены. После этого выходит приказ Нач. УПА: РГАЭ, ф. 9570, оп.2, д. 2982 Приказы УПА Главсевморпути 1948г. 62л. Л. 38. Пр. Р-42. По личному составу.
… исключить с 13.5.48г. из списков работников МАГОН УПА следующих тов: …
7. Телис Александра Николаевича – бывшего командира Чукотской АГ. Нач УПА Чибисов.
(я выписал только Телис, т.к. занимаюсь в основном Чукотской АГ, но, видимо, в этом же приказе указаны все члены экипажа. Надо полагать, с этого дня родственникам перестали начислять зарплату погибших членов экипажа)
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=4266&sid=3ee294ee51b954e9c92512d83b3bc1c4&start=15
