odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

Катастрофа Ли-2 Полярной авиации Главсевморпути в горах Полярного Урала

В продолжение https://odynokiy.livejournal.com/3545695.html, https://odynokiy.livejournal.com/3542924.html, https://odynokiy.livejournal.com/3554171.html, https://odynokiy.livejournal.com/3556716.html

CIMG3289%20-%20копия.JPG

CIMG3290.JPG
CIMG3291.JPG
CIMG3292.JPG
CIMG3294.JPG
CIMG3295.JPG
CIMG3296.JPG
CIMG3297.JPG
CIMG3291.JPG
CIMG3300.JPG

РГАЭ, ф. 9570, оп. 4, д. 361, л. 21. Приказ Нач. Главсевморпути при СМ СССР №485с от 27.10.1950 года.
Об обнаружении самолёта ЛИ-2 Н-444 МАГОН, потерпевшего катастрофу 7.3.1948г.
7.3.1948г. с-т Магон … п/у к/к Попова В.А. вышел из аэродрома Дудинка в а/п Амдерма и к месту назначения не прибыл.
По моему приказанию с 8 марта по 13 мая 1948г поиски Н-444 производились самолётами с воздуха и наземными партиями. Поиски положительных результатов не дали, в связи с чем 13.5.1948г мною был отдан приказ №255с о прекращении дальнейших поисков самолёта с воздуха и о списании его, как потерпевшего катастрофу.
На борту находились:
1. к/к Попов Владимир Александрович;
2. 2 пилот Кроков Владимир Борисович;
3. штурман Сиваков Василий Романович;
4. б/мех Немытов Григорий Григорьевич;
5. 2-й б/мех. Харитонов Евгений Фёдорович;
6. б/радист Гуков Алексей Михайлович.
Пассажиры:
1. Начальник Тиксистрой Негодяев Викентий Семёнович;
2. Бригадир плотников Тиксистрой Посошков Феоктист Ив;
3. Директор завода «Бодхед» Певзнер Сергей Ефимович;
4. Жена Певзнера Трутикова Зоя Михайловна;
5. Их сын – 5 лет;
6. Главный бухгалтер завода Гупилко Александр Дмитриевич;
7. Нач. Хатангской речной конторы Преловский Николай Мих;
8. Командир Чукотской авиагруппы Телис Александр Николаевич;
9. Бухгалтер Корякской геолого-разведочной экспедиции Громов Валентин Васильевич;
10. Жена Громова Иванова Елизавета Ивановна;
11. Зам. нач. пол/станции Тикси Соколов Анатолий Николаевич;
12. Работник Дальстроя Феонин Михаил Александрович;
13. Его жена Калинина Антонина Тимофеевна;
14. И их грудной ребёнок.

17.9.1950г. начальник отряда экспедиции №40 НИИГА Главсевморпути Нарцов В.В. вблизь западного берега озера Оче-ти на восточном склоне горы Нэтэм-Пэ обнаружил на земле несколько обрывков документов, кусок дюралюминия и детскую шапку-ушанку, о чём им и было доложено рапортом нач. экспедиции №40 т. Шамину.
9.10.1950г. экспедиция в составе начальника Геолого-разведочного отряда эксп. №40 НИИГА т. Нарцова В.В, ст. авиатехника авиабазы УПА в г. Воркуте т. Яковлева П.С. и Члена Горсовета Воркуты т. Сидорова Д.Ф. – выбыли на предположительное место происшествия…
Путём розысков на восточном склоне горы Нэтэм-Пэ, были обнаружены и засняты обломки самолёта с опознавательным знаком СССР Н-444. Были произведены мелкие раскопки, в результате которых найден ряд документов, в том числе – формуляры, паспорт на имя Негодяева В.С. и др. документы и, кроме того, предметы одежды.
В нижнем конце снежника обнаружено 5 трупов людей, опознать которых невозможно. Найденные документы и обломки самолёта подтверждают, что потерпевший катастрофу самолёт является самолётом Н-444, по заключению комиссии, имевший лобовой удар о восточный склон горы, при полёте с Востока на Запад.
Для дальнейших розысков останков погибших членов экипажа и пассажиров назначаю комиссию в составе:
Командира Московской АГ Кузнецова – председатель;
Зав. парткабинетом Моск. АГ Звездина;
Нач. а/п Воркута Ефремова;
Ст. авиатехника а/в Воркута Яковлева.
Комиссии в период октября-ноября 1950 года продолжить розыски погибших в авиакатастрофе. По окончании розысков собрать обнаруженные останки в общий гроб и похоронить во временную могилу. Все обнаруженные части самолёта закопать на месте. В августе 1951 года, после таяния снега, вновь тщательно обследовать всю прилегающую местность, собрать все останки трупов, после чего вскрыть временную могилу и всё доставить в Москву для похорон.
Командиру Московской АГ полковнику Кузнецову А.И. обеспечить фиксирование всех расходов по розыску и раскопкам самолёта и трупов погибших, а также доставку и похороны в Москве.
Начальник Главсевморпути при СМ СССР А. Кузнецов.

Ещё надо обратить внимание на некоторые не совпадения в этом и в приказе №225с. Выдержки из него прилагаю.
РГАЭ, ф. 9570, оп. 4, д. 227, л. 9, Пр. №225с. 13.5.1948г. О прекращении поисков с-та МАГОН ЛИ-2 Н-444.
... Произведённые с 8 марта по настоящее время поиски, результатов не дали. ...
Приказываю: 1. Считать самолёт ... погибшим при катастрофе и дальнейшие поиски с воздуха прекратить.
4. а) оповестить членов семей экипажа и пассажиров о гибели самолёта Н-444;
б) представить к назначению персональных пенсий членов семей работников Главсевморпути, находившихся на борту и имевших особые заслуги перед Родиной, а также оказать содействие в назначении пенсий членам других работников, находящихся на с-те;
в) оказать содействие членам семей экипажа и пассажиров с-та Н-444 в получении страховых премий.
ИО Нач. Главсевморпути Бурханов.
Приложение №1...
Список экипажа: (пропускаю, т.к. полностью совпадает)
Пассажиры: 1. Начальник Тиксистроя - Негодяев Викентий Семёнович;
2. Стахановец-бригадир плотников Тиксистроя - Посошков Феоктист Иванович;
3. Директор завода "Богхед" - Певзнер Сергей Ефимович;
4. жена Певзнер - Трутникова Зоя Михайловна;
5. Гл. бухгалтер завода "Богхед" - Чупилко Александр Дмитриевич;
6. Нач. Хатангской речной конторы - Преловский Николай Михайлови;
7. Начальник Чукотской авиагруппы - Телис Алексей Николаевич; (ошибка, правильно -Александр)
8. Бухгалтер Корякской Геолого-разведочной экспедиции - Громов Валентин Васильевич;
9. жена Громова - Иванова Елизавета Ивановна;
10. Зам. начальника по научной части п/станции Тикси - Соколов Анатолий Николаевич.
Начальник УПА Главсевморпути Чибисов.

Как видите, не указаны ещё 4 человека, из них двое детей.
Разночтения в названии завода. Это легко уточняется. Далее в пр. 1950г не указали, что Посошков является Стахановцем. Там же, фамилия Трутниковой изменена на Трутикову, Чупилко на Гупилко. Там же не указали, что Соколов зам. начальника по научной части.
В дополнение к этому даю Вам выписку из Дела №255, л. 34-29 (Письма отдельно: Заместителю Председателя СМ СССР - тов. Берия Л.П.; Зам. Предс. СМ СССР - тов. Молотову В.М.; Секретарю ЦК тов. Жданову А.А. - 26.3.1948г.). О поиске с-та ЛИ-2 Н-444 и решении о прекращении полётов.

В дополнение к моему письму №698с от 9 марта докладываю: поиски ... начали 8 марта и продолжаются по настоящее время. В поисках принимают участие 11 с-тов, совершивших на 26 марта 32 дневных и 2 ночных полёта. Общий налёт составил 200 часов. Кроме того - попутными рейсовыми самолётами.
Обследованы районы Обской губы, Ямальского полуострова, Байдарацкой губы, Югорского полуострова, юго-восточной части Новой Земли, восточной части о. Вайгач и отроги Уральского хребта. Полёты проводились в условиях хорошей видимости на высоте 400-600м галсами шириной 10 км. Поисками руководил нач. УПА полковник Чибисов.
В состав экипажа Н-444 входили: к/к Попов, пилот 1 класса, летающий в Арктике с 1935 года ...
В с-те находились пассажиры: ... всего 12 взрослых и 2 детей (до 5 лет). На с-те имелся 10-дневный неприкосновенный запас продовольствия из расчёта полётной нормы на 15 человек и необходимое снаряжение для полётов в Арктических условиях. Матчасть с-та была в удовлетворительном состоянии. ...
К/к летает в этом р-не 7 лет, знает его отлично и считается опытным и осторожным лётчиком. Специалисты УПА и лётчики, участвовавшие в поисках высказывают лишь одно предположение: с-т пошёл на вынужденную посадку или упал в разводье и затонул.
Коллегия Главсевморпути на заседании 26.3 с.г. обсудив доклад комиссии по поискам с-та ЛИ-2 Н-444 приняла решение о прекращении массовых поисков самолётами, о продолжении поисков оленьими и собачьими упряжками и об оставлении одного с-та ЛИ-2 для полётов по проверке сообщений, поступивших от населения и для более тщательного просмотра отдельных пунктов.
Доклад комиссии по поискам с-та ЛИ-2 Н-444 и решение Коллегии представляю.
Начальник Главсевморпути А. Афанасьев.

Знакомясь с делами по катастрофе и поиску этого самолёта, невольно возникает мысль - почему были так заинтересованы в поиске высшие лица государства. Ведь лётные происшествия не раз случались и в ПА, ГВФ и армии, а тут... Более продолжительные и обширные поиски, по моему, были только по Леваневскому. Видимо, всё-таки на борту были какие-то секретные документы или образцы по заводу "Богхед". Почему сначала не указали работника Дальстроя (с женой)? Дальстрой, как и Главсевморпути также называли государством в государстве с необъятными полномочиями и правами.
Как видно, приказом 225с от 13.5.48. поиски были прекращены. После этого выходит приказ Нач. УПА: РГАЭ, ф. 9570, оп.2, д. 2982 Приказы УПА Главсевморпути 1948г. 62л. Л. 38. Пр. Р-42. По личному составу.
… исключить с 13.5.48г. из списков работников МАГОН УПА следующих тов: …
7. Телис Александра Николаевича – бывшего командира Чукотской АГ. Нач УПА Чибисов.
(я выписал только Телис, т.к. занимаюсь в основном Чукотской АГ, но, видимо, в этом же приказе указаны все члены экипажа. Надо полагать, с этого дня родственникам перестали начислять зарплату погибших членов экипажа)
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=4266&sid=3ee294ee51b954e9c92512d83b3bc1c4&start=15

Tags: авиакатастрофы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments