Катастрофа Ли-2 Полярной авиации Главсевморпути в горах Полярного Урала

В продолжение https://odynokiy.livejournal.com/3545695.html, https://odynokiy.livejournal.com/3542924.html

18-Попов%20ВА.jpg
19-Попов%20ВА.jpg

Попов Владимир Александрович
год рождения __.__.1913
ст. лейтенант
в РККА с __.__.1941 года

Приказ или указ: Архив ЦВМА фонд 3 опись 1 единица хранения 787
Наградной лист: фонд 3 опись 1 единица хранения 1026
Полностью документ здесь:

I. Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг

Старший Лейтенант ПОПОВ Владимир Александрович - второй пилот самолета Н-275 Полярной Авиации Главсевморпути при СНК СССР.

При проведении этим самолетом с 18 по 25 августа 1944 года в боевой зоне Карского моря поиска и спасения личного состава торпедированного тр. "М. Раскова" и 2-х тральщиков БФ,- Старший Лейтенант ПОПОВ В.А. как второй пилот обеспечил в тяжелых гидрометеорологических условиях работу командира самолета во время сложных и опасных маневрах посадки и взлета; лично с опасностью для жизни руководил снятием спасенных людей со шлюпок и кунгасов на борт самолета.
За мужественное и смелое поведение поведение представляю старшего лейтенанта ПОПОВА В.А. к награждению Орденом Отечественной Войны 1-й Степени.

НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЯРНОЙ AВИАЦИИ ГЛАВСЕВМОРПУТИ
ИНЖЕНЕР-ПОЛКОВНИК
(Ф. КУЗИЧКИН)
"11" ноября 1944 г.

II. Заключение вышестоящих начальников
Достоин награждения Орденом Отечественной Войны ПЕРВОЙ степени.
НАЧАЛЬНИК ГЛАВСЕВМОРПУТИ ПРИ СНК СССР
КОНТР-АДМИРАЛ (И.ПАПАНИН)
14 ноября 1944 г.

IV. Заключение Военного совета фронта (округа)
Наградить орденом Отечественной войны 1-й степени
А. Головко
04.12.44

Н-444 (Ли-2)

Сообщение Капитан Чайка » 10 Сентябрь 2012 17:17


По данному самолету есть две версии обнаружения его обломков, но обе датируются 1950 годом. И в первом и во втором случае, его обнаружили сотрудники НИИГА (Научно-сследовательского института геологии Арктики (НИИГА) ныне Всероссийский научно-исследовательский институт геологии.) По карте места похожи - удлененное озеро, рядом с сопкой (горой).
1 Версия: 17.09.1950 начальник отряда экспедиции №40 НИИГА (Научно-сследовательского института геологии Арктики (НИИГА) ныне Всероссийский научно-исследовательский институт геологии.) Главсевморпути вблизи западного берега озера Оче-Ты на восточном склоне горы Нэтэм-Пэ (высота 1 338 м) обнаружил несколько обрывков документов, кусок дюралюминия и детскую шапку-ушанку. 9 октября комиссия Главсевморпути прибила на место. Ими были обнаружены остатки самолета на восточном склоне горы Нэтэм-Пэ (143 км севернее пос. Харп) и пять трупов.
2 Версия: 1950 г. База Дальней экспедиции ВСЕГЕИ. Сотрудник Лайба А.А.(очевидец)
Озеро Тохо – полное название Тохорейто, за ним гора (сопка) Тохорейсейда высота 82. Озеро Тохо ручьем впадает в реку Кара. Озеро расположено в 22 км юго-западнее п. Усть-Кара на территории Республики Коми.
Северные зарисовки

А.А. Лайба (Сотрудник НИИГА)

За озером Токо

Стихотворение коллектора ПР
по поводу аварии самолета ЛИ-2
у озера Тохо, что севернее Станового хребта.
К сожалению, имя автора неизвестно.

Далеко-далеко
За озером Тохо
Лежит одиноко ЛИ-2.
Проехал он боком

По кочкам, по моху
И уцелел он едва.
Бедняжка страдает:
Лежит, не летает.

Моторы заглохли. Молчат.
Ни техник не знает,
Ни летчик не знает,
Когда они снова взлетят.

Не так уж далеко
От базы на Тохо —
Но люди там ходят едва.
Крупы так немного,

И рыбы нет с Тохо,
И не летает ЛИ-2:
Далеко-далеко
За озером Тохо
Лежит одиноко ЛИ-2.

http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=4266&sid=e1ff9eca533843c035ca54daa16b045c&start=15