Забавный случай... Виктор Музис

1. ИВАНЫЧ
Забавный случай из моих охотничьих историй произошел на подбазовом лагере на реке Оленек, куда весь состав партии прилетел весной, для дальнейшего распределения по отрядам, получения со склада снаряжения и продуктов на сезон и вылета к местам основных работ.
К этому времени сюда забросились весновщики во главе с Иванычем, срубили избушки для Иваныча и под баню, поставили 10-ти местные палатки под склад и столовую, провели электричество и заготови-ли кое-что из съестного — и рыбного, и мясного.
Иваныч, улыбчивый коренастый мужичок из старой гвардии радистов, не только держал с нами связь по рации, но был у нас еще и хозяйственником, прекрасно разбирался в моторах и был отличным рыбаком и охотником. Он даже небольшой парничок построил, где «экскрементировал» с помидорчиками, огурчиками и редиской. А зеленый лучок у нас прямо по паберегам рек рос — идешь в маршруте, срываешь и жуешь.

2. НЕ ХОЧЕТ...
И вот, выпросив у Иваныча с вечера моторку, понесло меня с Истоминым «сранья» сети проверить. Встали утречком, завели мотор и понеслись вниз по реке за десяток километров. Подъехали, проверили, приподнимая над водой и опуская обратно, и хотели возвращаться в лагерь.
Вставили шнурок в стартер, дернули… а он не завелся… Дергали, дергали… не заводится и все тут… То он подергает, то я… ну, не хочет заводиться…

3. ОЛЕНЬ
И пошли мы обратно к лагерю пешком по ровной пабереге. Шли мы шли, размыш-ляя о том, что же случилось с мотором, о красотах природы и превратностях судьбы, и устал я карабин нести. Передал его Валере, не останавливаясь, и идем дальше. Прошли несколько километров и я протянул руку за карабином – не тащить же его Истомину до конца.
Он, так же, не останавливаясь, передает его мне, а сам смотрит куда-то вперед. Я посмотрел… а там олень стоит. Стоит боком к нам и, повернув морду, смотрит на нас… Я с ходу выстрелил пару раз. Олень упал. Мы подошли, посмотрели на него, попинали и достали ножи, что у каждого на поясе. Повернули его… а у него на боку большая проплешина.
- Может он заразный, - говорю.
- Не знаю, - отвечает Валера.
А мы напуганы Сибирской язвой, о которой нам постоянно сообщают – то в одном регионе случаи обнаружат, то в другом… А мы-то не ветеринары…
- Ну его, - говорю. – Пусть Иваныч посмотрит. Все равно за лодкой ехать.
И мы, оставив его лежать на пабереге, пошли в лагерь. Утро уже вошло в полную силу, но лагерь спал и никто и не думал просыпаться, пока не раздадутся удары «в рельсу», призывающие к подъему и завтраку и крику повара: — Подъем!
Мы зашли к Иванычу. Он то ли спал, то ли дремал после утренней связи. Не решаясь его будить, мы только негромко и несмело окликнули его:
— Иваныч! Ты спишь?
— Поспишь с вами… — услышали мы в ответ.
— Мы мотор не смогли завести, — стали объяснять мы. — И еще оленя подстре-лили. Но он какой-то странный. Ты не посмотришь?
Иваныч начал ворчать про наши руки-крюки, но тут же поднялся. До подъема и завтрака было еще немного времени и мы, сев в его вторую лодку, оттолкнулись от берега. Иваныч завел мотор, сел на корме и, управляя ручкой «Вихря», погнал к месту нашей лодки.

4. ВЕК ЖИВИ - ВЕК УЧИСЬ!
Мы подплыли, Иваныч встал к мотору и мы столкнули лодку так, чтобы мотор можно было откинуть поглубже в воду.
— Смотри, что он будет делать, — шепнул я Истомину.
Иваныч снял крышку мотора, намотал на стартер шнурок с узелком на конце и дернул… Мотор взревел, подняв винтом бурун воды за кормой.
— Что он сделал? — удивленно спросил я Истомина. — Как он его завел?
— Не знаю! Просто дернул…
— Иваныч, как ты его завел?
— Как, как… нормальный мотор…
Мы с Истоминым недоуменно посмотрели друг на друга:
— «Талант не пропьешь»!
На двух лодках мы «пошли» в сторону лагеря и подплыли к оленю.
— Вот, посмотри… Что с ним? Смотри, какая проплешина… Может он больной, заразный?
— Какой больной! Какой заразный! Линяет он!..
Мы пристыженно замолчали.
Иваныч достал нож и быстро и умело разделал оленя.
Вот так! Век живи — век учись!

Tags:
Удивительное дело: доверить людям мотор, если они даже теоретически не умеют с ним обращаться, не понимают его устройства, путают маховик со стартером, не умеют подкачать бензин или просушить свечи, а только умеют за верёвочку дёргать, причём с фанатизмом и неграмотно. Смертники в тех краях, имхо! :)
По большому счёту, это частный случай. А представь себе, сколько сейчас и в будущем народу погибнет и останется калеками из-за того, что в большинстве своём из-за катастрофического развала всего и вся они не получили знания и навыки работы в экстремальных условиях.
Ведь в Зап.Сибири уже не знают, что такое арктическая соляра, никогда не слышали зачем заливают керосин в мосты, и с трудом заводят машину при температурах ниже 30*...
Страшно подумать, если этих людей отправить на зимник Хандыга-Батагай...где по трассе не редкость -65*, и самое простое-завязать трос при такой температуре, или поменять запаску, становится проблемой.
Я уже не говорю про загадочные слова- "калымбак" или "радикулитка"...или двойное остекление кабины...)))
А что, "Арктики" там нет уже?
Интересно, обсуждали этот коктейль с Группманом здесь - оказывается, её при транспортировке даже на танкерах бодяжили из соляры и керосина с присадками - такая была советская технология получения однородной смеси, когда заводская не поступала. )
Оказывается, топливо это сейчас разное бывает: http://dostavka-toplivo.ru/kharakteristiki-i-gost-arkticheskogo-dizelnogo-topliva/
А вообще, конечно... ни один студент у нас, не сдав небольшого экзамена на быструю сборку-разборку мотора и его заводку при неисправностях, самостоятельно лодкой не управлял - и его жалко, и начальнику тюрьма, если что. А этого "если что"... сам однажды чуть не погиб при идеальной погоде в Малом Чаунском проливе - надо описать!)
Жуткое дело, если бы вслепую я этот мотор при качке не смог бы перебрать...

Edited at 2019-01-13 09:13 am (UTC)
На заправках "Арктики" однозначно нет... И список топлива по твоей ссылке, это больше для ГОСТа...))
А навороченные джипы с дизельными моторами у нас частенько "замерзают" на ходу при температурах ниже 40...
Ушлый народ спасается тепловозной солярой. Она практически без серы и парафинов.
Касаемо транспортировки бодяженой соляры танкерами... В очередной раз убеждаюсь, сколько же всего разумного и дельного мы выбросили вместе с Советским Союзом.

Edited at 2019-01-13 03:05 pm (UTC)