Катастрофа Ли-2 Полярной авиации Главсевморпути в горах Полярного Урала

В продолжение https://odynokiy.livejournal.com/3542924.html
11%20001.jpg

11%20002.jpg
11%20003.jpg
11%20004.jpg
11%20005.jpg
11%20006.jpg
11%20007.jpg
11%20008.jpg
11%20009.jpg

Н-444 (Ли-2)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 16 Ноябрь 2011 10:04

Думаю раз у него есть номер, его из раскопок можно перенести на отдельную страницу.

Прошу сообщить, кто что знает по самолету ЛИ-2 СССР Н-444 Командир Попов В. Меня интересует состав экипажа и пассажиров (полностью Ф.И.О.) в каком конкретном месте они разбились. Кто и когда их нашел. И где они захоронены. Ниже привожу данные из архива Ненецкого АО, Центрального архива экономики (полярной авиации), а так же выдержки из книг.
Окружной Архив
Фонд 157. Оп. 1. Дело 27А
(1948 г.)

Архангельск – 13 марта. Крупину.
Через все возможные виды связи, опросите население от острова Вайгач до полуострова Канин, Хабарова, Варнек, Каратайка, Синкин Нос, Варандей, Черная, Нельмин-Нос, Тобседа, Сенгейский шар, Носовая, Коткино, Индига, Пеша, Волонга, так же все промежуточные радиостанции в этом радиусе, о посадке или пролете самолета типа «Дуглас». В период 20 часов 7, до 2 часов 8 марта. Обо всех полученных сведениях информируйте. Секретарь обкома партии Николаев;

Нарьян-Мар – 13 марта.
Вне всякой очереди. Передать по пунктам.
От острова Вайгач до полуострова Канин, Хабарова, Варнек, Каратайка, Синкин Нос, Варандей, Черная, Нельмин-Нос, Тобседа, Сенгейский шар, Носовая, Коткино, Индига, Пеша, Волонга, так же все промежуточные радиостанции в этом радиусе.
Немедленно сообщить, не имел ли посадки или пролета самолет типа «Дуглас», в период 7 марта, начиная с 20 часов, до 2 часов 8 марта.
Результат молнируйте.
Секретарь Окружкома партии Круглов
ОКН Некрасов.
______________________________________________________________
13 марта – 1948 года, г. Нарьян-Мар, Окружком ВКП (б)
Передано 14 часов 10 мин.
Принял Поташев
Передал Воробьев


Дальше, идут ответы на телеграмму:
Амдерма – 10 марта – 13 часов 30 минут: 8 марта в 20 часов самолет Севморпути, ведущий розыск, совершил вынужденную посадку. Продолжаем поиски. В целях улучшения поисков самолета, просим оказать содействие и направить в Амдерму, в распоряжение начальника УБА Чибисова – 2 самолета. Обследуйте район Каратайки. РКП Безумов. Чибисов;

Носовая – 13 марта – 16 часов 13 минут: По опросу населения известно, что самолет пролетал вечером, но число неизвестно. Мартынова;

Болванская – 14 марта – 9 часов 15 минут: нет (Хозяинов);

Несь – 14 марта – 11 часов 20 минут: не видели (Подпись не разборчиво);

Константиновский – 14 марта – 11 часов 25 минут: Полет самолета наблюдался только 12 марта в 1 часу в направлении Шойны, тип самолета не известный. Начальник гидрометеостанции Любов;

Шойна – 14 марта – 11 часов 28 минут: не замечали (Сельсовет);

Коржи – 14 марта – 12 часов 17 минут: не замечали (Кононов);

Амдерма – 14 марта – 12 часов 30 минут. Крупину.: В поиске работают 4 больших и 3 маленьких машины. 13 марта вылетов не было, в виду плохой погоды. С Чибисовым принимаем дополнительные меры по организации поисков. Безумов;

Нижняя-Пеша – 14 марта – 15 часов 53 минуты: в указанное время самолета не видели (Некрасов);

Синкин Нос – 14 марта – 16 часов 25 минут: не пролетал (Неклюдова);

Каратайка – 14 марта – 17 часов: С 7 на 8 марта никто не заметил пролета. В конце февраля, в 19 часов – пролетал, была сильная пурга, кружился 20 минут, очень низко, ушел в направлении Хабарово – Амдерму. Радист Островский;

Белушье – 14 марта – 17 часов 15 минут: не замечали (Скуратова);

Дресвянка – 15 марта: По Вашей телеграмме сообщаю, Дуглас пролетал высоко 7 марта в 18 часов, по словам рыбаков. (Подпись не разборчиво);

Черная – 16 марта – 10 часов 45 минут: Отвечаю на Ваш запрос 195/с. Провели опрос населения. Пролетал в сторону Варандея, дату не помнят. (Черная. Радио);

Кос нос – 16 марта – 11 часов 30 минут: не пролетал (Кисляков);

Варнек – 16 марта – 12 часов 52 минуты: не наблюдали (Репин);

Тобседа – 16 марта – 16 часов 58 минут: не видели (Подпись не разборчиво);

Белушье – 16 марта – 19 часов 25 минут: провели опрос населения, охотников, ни каких сведений нет (Романов);

Амдерма – 16 марта – 21 час 58 минут: 15 марта обследован район Новой земли, все безрезультатно, в остальных районах поисков не было из-за плохой погоды. Завтра начинаю обследование других районов. Безумов;

Амдерма – 17 марта – 19 часов 17 минут: На 16 марта поиски, безрезультатны. Поиски продолжаются (Райком парт. Безумов);

Варандей – 17 марта – 21 час 45 минут: провели опрос населения. 7-8 марта, самолет не наблюдали (Матвеев);

Срочная. Амдерма. Райком парт. Безумову.
По сообщению из Волонги (Канино-Тиманского района), 10 марта в районе Камня – Тиманского хребта, был виден черный дым, есть необходимость проверить этот район. Переговорите с Чибисовым. Сообщите подробнее, с какого времени самолет держал связь с Амдермой и где, по Вашему мнению, мог вероятнее всего сделать посадку. Нарьян-Марский аэродром открыт, вылетайте, семинар начался 16 марта. Секретарь окружкома Крупин.
17 марта – 1948 года. Г. Нарьян-Мар. Окружком ВКП (б)
Секретарь окружкома ВКП (б) А. Крупин

Амдерма – 18 марта – 7 часов 12 минут: Район Канино-Тиманского хребта, будет обследован завтра (Безумов);

Амдерма – 19 марта – 12 часов 57 минут: Было дано задание рейсовым самолетом Черевичного, Титлова попутно обследовать Тиманский хребет. Задание удалось выполнить частично в с вязи с условием плохой погоды. Прошу уточнить какими данными располагает окружком, ориентируйтесь так же мыса Костяной нос Канина. = 1205 Чибисов;

Срочная. Амдерма. Чибисову.
Опросив население округа, получены сведения, что 7 марта в 22 часа 30 минут, пролетал самолет от Нельмин-Носа, северо-западнее Нарьян-Мара в 60 км. 10 марта в 50 км, от Нижней Пеши, в районе Камня, был виден черный дым. 7 марта в 9 часов вечера, был слышен звук мотора самолета над поселком Чижа, в районе Неси Канино-Тиманского района. 9 марта, был виден в течении 15 минут огненный свет в юго-восточной стороне острова Колгуева. Секретарь окружкома Крупин. Секретарь Амдерминского райком партии Безумов.
20 марта – 1948 год г. Нарьян-Мар. Окружком ВКП (б)

Амдерма – 21 марта – 12 часов 11 минут: Ваш 222 принят. Прошу уточнить, какое исчисление времени московское или местное. В район Колгуева направляю машину. После выполнения посадка в Нарьян-Маре. 210924 Чибисов;

Передать только по проводам. Пеша.
Райисполком Жданову.
Райком парт Бабошину.
Срочно организуйте поиски на оленьих упряжках, самолета Ли-2 в районе вершин рек Волонга, Приштница, озер Безмощица, Травянка, далее на Камень до сопок Кавказских. О принятых мерах по розыску информируйте ежедневно. Окрисполком Росляков. Окружком партии Крупин.
23 марта – 1948 год г. Нарьян-Мар. Окружком ВКП (б)

Индига – 27 марта – 6 часов 40 минут: самолет 8 марта не наблюдали. В район Камня на поиски направлены оленеводы. По их возвращению сообщим. Тундровый совет. Филиппов. РСН Малыгин.

Мезень – 31 марта – 4 часа 45 минут: самолета не видели;

Нарьян-Мар – 3 апреля – 1948 года, сообщение для Нижней Пеши: Немедленно сообщите результаты поисков самолета в районе Камня, поиски продолжайте, кроме того организуйте поиски юго-западнее Нижней Пеши, на глубину 150 км, дайте указание оленеводам детально обследовать Канинский полуостров, объявите населению, кто первым обнаружит самолет, тому будет выделена крупная премия. О принятых мерах сообщите в Окружком партии 12 апреля, дальнейшую информацию давать через каждые 3 дня. Крупин.

Архангельск – 6 апреля. Крупину: Убедительно прошу оказать содействие в разрешении аэропорта, принять 8 апреля самолет. Из-за этого задерживается выезд. Кашинцева;

Нижняя Пеша – 10 апреля – 13 часов. Крупину: В районе Камня, поиски самолета продолжались неделю. Самолет не обнаружен. На Канине в районе Шойны, в радиусе 5-8 км, поиски также не дали положительных результатов. В направлении торны Северной Камбальницы поиски продолжаются на двух собачьих упряжках. Даны указания продолжать поиски по вашим маршрутам;

Нарьян-Мар – 12 апреля – 1948 г. В Пешу, начальнику экспедиции Векилову. По переброске Вас в Архангельск, дано указание авиаотряду, свяжитесь по этому вопросу с Новицким. Крупин;

Нижняя-Пеша – 10 мая – 17 часов 54 минуты: Поиски на оленьих упряжках в районе Нижней-Пеши около озер Глубокое, Вижское, Несское закончены, самолет не обнаружен, в Канинской тундре поиски продолжаются;

Архангельск – 31 мая – 1948 год. Аэропорт. Сальникову.
Просим 1 июля послать в Нарьян-Мар самолет Ли-2, загрузку обеспечиваем, также необходимо нам вылететь в Обком парт.
Секретарь Окружкома партии Крупин.
Председатель окрисполкома Росляков.




Фонд 263. Опись 8. Дело 18.
(1948 г.)

17/4 – 48г., № 84. Спецчасть.

Начальнику Управления Полярной Авиации
Главсевморпути тов. Чибисову.

Сообщаю, что по розыскам самолета - экипажа Попова в Амдерминском районе наземные поиски проводились в следующих направлениях: с 12/3 по 1/4 – 1948 г.
1. Остров Вайгач Карская сторона от полярной станции до острова Оленный, от мыса Воронова до мыса Болванский нос, от Болванского носа до реки Волчьей, от реки Волчьей до реки Дровяной, от Дровяной до Сухого мыса;
2. От Амдермы до Кары по побережью Карского моря, по реке Каре, до реки Сибирчета в сторону Ямала, по побережью Карского моря, Байдарадской губе до фактории Яры;
3. От Амдермы до Каратайки, по побережью Баренцевого моря, через Хабарово, Белый нос на Каратайку.
В поисках участвовали оленьи и собачьи упряжки (оленьих 2, собачьих 10). По осмотренной территории опрошены охотники, поиски положительных успехов не дали.

Председатель Амдерминского Районного
Совета депутатов трудящихся: - подпись (Прохорков).
-------------------------------------------------------------------------------------------------


Фонд 263. Опись 8. Дело 18.
(1948 г.)

СЕКРЕТНО

Председателю Амдерминского райсовета
т. Прохорову, от председателя с/совета Ледкова
докладная

Сообщаю по Вашему распоряжению, по розыску аварийного самолета нами было организовано - пять упряжек, из них одна оленья и четыре собачьих упряжки. Розыски производились в следующих районах: Вылко Иван Васильевич, от м/станции до острова Олений; Ледков, от мыса Воронова до мыса Болванский нос; Ледков и Выучейский Михаил Николаевич, от мыса Болванский нос до реки Волчья по северному берегу; Ардеев Егор Ильич, от реки Волчьей до реки Дровяной; Тоже по берегу от реки Дровяной до Сухого мыса Лагейский Павел Васильевич. Всего объехали километров в один конец 172. 1. Вылка И.В. – 12 км; 2. Ледков – от мыса Воронова до реки Волчьей – 100 км; 3 Выучейский – от мыса Болванский до реки Волчьей – 60 км; 4. Ардеев – 30 км; Лагейский 30 км. Что и мог сообщить.
Председатель Вайгачского с/совета И. Ледков
16/4 – 48 г.

Проведен просмотр территорий от Амдермы до Каратайки, от Амдермы до Кары, от Кары до Сибирчеты.
С помощью упряжек собак.
-------------------------------------------------------------------------------------------------

Справка

Секретарь Окружкома партии Крупин.
Крупин Алексей Николаевич. По данным Окружного архива: Фонд 1. Опись 1. Дело 412; (1910 – 1966);
Председатель окрисполкома Росляков.

Секретарь обкома партии Николаев.

Начальник УБА Чибисов.
Начальник Управления Полярной Авиации Главсевморпути Чибисов
Райком парт Безумов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------
Информация к размышлению

(И.Д. Папанин, «Лед и пламень», М. «Политическая литература», 1988г, стр.333 – действие происходит в 1944 году)
«…Командир самолета, ветеран полярной авиации Матвей Ильич Козлов. Второй пилот – Владимир А. Попов, молодой, очень талантливый человек, к несчастью вскоре погибший в Арктике, при аварии самолета. Старший бортмеханик – Н.П. Камирный. Штурман И.Е. Леонов, бортрадист Н.А. Богаткин, второй бортмеханик – А.Д. Земсков»
Сделана ссылка на «Летопись Севера», М, Мысль, 1971 год, т. 5, с. 106.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

В воспоминаниях М.И. Козлов, писал, что Попов Владимир А., погиб в предгорьях Урала (?)

11. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕТНЫХ ПРОИСШЕДСТВИЙ
А. Катастрофы

В 1-м полугодии 1948 года произошли 3 катастрофы (в том числе 1 катастрофа самолета Ли-2), против 6 катастроф в 1947 г.
По причинам катастрофы распределяются:
Плохая организация и руководство полетами – 1, или 33%
Недисциплинированность экипажей – 2, или 67%.
Катастрофы произошли при следующих обстоятельствах:
1. 7 марта 1948 года, пропал без вести (потерпел катастрофу) самолет ЛИ-2 Н-444, принадлежащий Управлению Полярной авиации Главсевморпути.
При катастрофе погибло 14 пассажиров и 6 человек экипажа.
Обстоятельства: 7 марта самолет Ли-2 Н-444 (командир корабля ПОПОВ) был выпущен из Дудинского аэропорта УПА в Амдерму.
Перед этим экипаж прилетел в Дудинку из Тикси, налетав около 7 часов. Вместо того, что бы дать экипажу должный отдых, Начальник аэропорта Лебедев выпустил самолет Ли-2 Н-444 в Амдерму в ночных условиях без всякой особой надобности в этом.
Диспетчер аэропорта Бураго за полетом самолета Н-444 должным образом не следил и им не руководил.
Пользуясь этим, экипаж в полете не соблюдал требования Наставления по производству полетов в части поддерживания связи с аэропортом вылета и сообщения своего местонахождения и режима полета.
За все время полета (с 17ч.20м. до 20ч.25м.) самолет никому о своем местонахождении не сообщал, а с аэропортом Дудинка имел всего лишь одну связь.
Средствами радионавигации полет самолета Н-444 не обеспечивался, так как действующих пеленгаторных и приводных радиостанций по маршруту не было.
По данным метеостанций, погода по маршруту была летная. Самолет Н-444 в Амдерму не прибыл и не произвел посадки ни в одном аэропорту по маршруту. Организованные поиски на самолетах и наземных партий положительных результатов не дали.
Благодаря плохого оборудования воздушной трассы Амдерма – Дудинка средствами радионавигации и плохого руководства полетом самолета Н-444, Комиссии не представилось возможным определить примерное место и обстоятельства происшествия с этим самолетом.
Катастрофа самолета Ли-2 Н-444, явилась следствием плохого оборудования воздушной трассы Амдерма – Дудинка ГУСМП средствами радионавигации и плохого руководства и контроля за полетами со стороны Начальников и диспетчеров аэропортов Дудинка и Амдерма. (Архив экономики - ГА РФ. Отдела перевозок нквд СССР ф. Р-9410).

Виктор Перов
«Полярными трассами»
Воспоминания заслуженного полярного летчика В.М. Перова 1924-1954 годы

Выписка по Самолету Попова

Глава 17. Стр. 181.

В период подготовки к экспедиции в управлении произошло неприятное происшествие. 8 марта 1948 года самолет Ли-2, пилотируемый летчиком Поповым, следовал с востока на Усть-Кару. После сообщения о времени прилета в аэропорт связь с ним была потеряна, и самолет пропал без вести.
Полет проходил в ночное время, на борту самолета находилось много пассажиров, в числе которых был и командир Чукотской авиагруппы Телес.
Поиски пропавшего самолета начались уже на следующий день. Велись они интенсивно и долго, но результатов не дали. Об исчезновении самолета было объявлено через местные власти от Усть-Кары до Архангельска и Воркуты. В штаб поиска, находившегося в Амдерме, начали поступать самые невероятные сообщения. Из района Нарьян-Мара поступило сообщение, что какие-то очевидцы слышали работу двигателей пролетавшего самолета ночью 8 марта. С полуострова Канин-Нос поступило сообщение, что в эту ночь люди видели, как кто-то подавал сигналы, стреляя ракетами. Несмотря на абсурдность сообщения с Канина-Носа (у самолета, чтобы долететь до этого района, не хватало горючего), проверять его было необходимо.
Подготовку к проведению экспедиции проводили параллельно с поисками самолета, и только когда была потеряна всякая надежда найти людей, было решено перенести поиски на более благоприятный летний период. Летом поиски возобновились, но и они были безрезультатны.
Спустя несколько лет геологи, работая в северных отрогах Уральского хребта, найдут останки людей и обломки самолета.
Комиссия, расследовавшая данное происшествие, сделает довольно убедительное, хотя предположительное заключение.
В ночном полете штурман неправильно рассчитал время прибытия в аэропорт Усть-Кара. Фактическая скорость самолета была значительно больше расчетной. Это была первая ошибка экипажа. Вторая грубейшая ошибка штурмана, да и в какой-то мере бортрадиста, заключалась в том, что они неточно настраивались на радиопривод Усть-Кары.
Всем экипажам было известно, что близко к частоте слабого радиопривода Усть-Кары работает мощная радиостанция Перми, поэтому при неточной, небрежной настройки радиокомпаса стрелка последнего указывает и уводит самолет на Пермь. В данном полете так и произошло. Стрелка неверно настроенного радиокомпаса показывала, что Усть-Кара впереди, а экипаж, зная, что при подходе к Усть-Каре с севера – море и низкие тундровые берега, продолжал снижение вне видимости земли.
Фактически самолет уже пролетел Усть-Кару, оказался в северных отрогах полярного Урала, где и врезался в одну из гор.
Так грубая небрежность экипажа привела к тяжелейшей катастрофе.

Стр.308

Попов В. Полярный летчик, командир корабля УПА ГСМП.

Может кто либо знает какое полное имя командира корабля, и членов экипажа, а так-же пассажиров. Когда и в каком месте их нашли, кто нашел и где захоронили?

http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?t=4266