odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Category:

Донесение И.А. Купреянова в Главное правление РАК о состоянии судов и строительстве парохода

Донесение И.А. Купреянова в Главное правление РАК о состоянии судов и строительстве парохода

30 апреля 1839 г.

В дополнение прошлогодняго подробнаго моего донесения о состоянии компанейских судов обязанностию своею считаю донести Главному Компании правлению следующие.

По строгом осмотре ныне шлюпа «Ситха» он оказался столь гнилым, что совершенно неспособен более ходить в море к удивлению после столь короткой службы. Бригг «Полифем» с нуждою может служить не более двух лет. Эти два судна охотской постройки и шлюп «Уруп» доказали своею ценностию и непрочностию невыгоду для Компании строения охотского и ново-архангельского. Нельзя, однако же, того же сказать о судах меньшаго размера. Посему необходимо приобрести немедленно для колоний судно не менее 200 тонов и предпочтительно покупкою от американцев, у коих ныне суда сходнее прежних цен, и даже финляндской постройки выгоднее несравненно противу здешней. Постройка такого судна как пароход «Николай» почти не по силам Ново-Архангельскому порту, это доказывает время и число рабочих, на него употребленных, и продолжающиеся необходимыя работы и поныне, лишних же затей тут никаких нет.

1 апреля был спущен пароход весьма исправно в положении только таковом, что мог держаться на воде, чтобы чрез то дать средство помещать механизм машины, а в то же время и будет оканчивание его достройки, и котел собрать успели за месяц до спуска, начав его с ноября месяца, как я упомянул прежде на шлюпе «Урупе» и с онаго с единственною удобностию только громада могла быть помещена на пароход, чрез неделю по спуске судна. После того уже успели поставить весь механизм и колеса, надеюсь на днях пробовать и действие машины.

Кроме посланнаго уже виду парохода, я не лишним счел препроводить еще некоторыя [сведения] для ознакомления Главному правлению по крайней по наружности с работами сего 130-фут. судна. За постройку таковаго вместо 500 положенных я признал справедливым выдать строителю онаго Осипу Нецветову 1 800 рублей. Занятие около сего судна стоит трех обыкновенных парусных судов.

Служение здесь г-на Мура превышает всех похвал. Добросовестность сего способнаго и отличнаго мастера своего дела достойна признательности Главнаго правления, я не сомневаюсь, что обязан буду подтвердить этот же самый отзыв и после плавания сего лета с помощию Божией на пароходе. Г-н Мур по просьбе моей сделал также некоторыя улучшения в механизме водяной пильной мельницы в Озерском редуте и изъявил мне свою готовность содействовать в учреждении в Ново-Архангельске небольшой литейной чугунных вещей, которая весьма полезна будет здесь, а, имея пароходы, и необходима.

Комментарии

1. Осип Егорович Нецветов (?-1863), креол, в 1822 г. был отправлен в С.-Петербург, где получил специальность судостроителя. В 1831 г. вернулся в Русскую Америку и в течение 32 лет работал на Ново-Архангельской верфи. Построил галиоты «Мореход» и шхуну «Квихпак», бриг «Промысел», пароход «Баранов» (NARS-RRAC, РГАВМФ, ф. 1375, оп. 1, д. 43, л. 190; Хлебников К.Т. 1985, с. 292).

Tags: РАК
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments