odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

Авария Ли-2 Управления полярной авиации ГУСМП в районе а/п Хатанга

Н-427%20Ли-2%20(1)СП-3.jpg
Удалось идентифицировать самолет с широко тиражированного фото празднования Первомая на СП-3 Я.Рюмкина. Спасибо Василию Гоголеву за предоставленное фото достаточного разрешения.(с)

Тип происшествия: авария
Дата: 21 февраля 1948 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Красноярский край, 3 км от а/п Хатанга
Тип ВС: Ли-2
Регистрация ВС: СССР-Н427
Авиакомпания: Управление полярной авиации Главного управления Севморпути

Описание

При взлете в а/п Хатанга, на высоте 20-30 м, резко упал наддув, уменьшилась мощность моторов, самолет постепенно стал снижаться. Видя перед собой препятствие – склон холма, покрытый небольшим лесом, пилот свалил самолет на левое крыло. Пробороздив крылом 50 м по снегу, самолет упал. В результате удара о землю самолет потерпел аварию.
Причинами аварии явилось: 4-х ходовой бензокран оказался забит льдом, а на дне бензобака был слой льда толщиной от 1,5 до 15 мм, кусочки которого попали в бензотрубку, закупорив доступ бензина в моторы. Это явилось следствием ненадлежащего руководства и организации технической эксплуатации самолета.


Выше уже говорилось, что первые советские «Дугласы» поступили в Полярную авиацию в количестве 4-х экземпляров в начале 1941 г. Следующими в «полярку» в годы войны передали машины американского производства. Два самолета СССР-Н328 и СССР-Н329 выпуска 1943 г. поступили в УПА в ноябре 1943 г. В 1944 г. их передали другим организациям, а взамен были получены от ВВС Красной армии С-47 С СССР-Н361 и -Н362. В 1945 г. МАОН УПА эксплуатировала 4 С-47: СССР-Н361 (командир Титлов), -Н368 (командир Крузе), -Н369 (командир Агров), -Н367 (командир Каминский). В Чукотской авиагруппе полярной авиации в 1945 г. значился Ли-2 с М-82 и три С-47 - СССР-Н328. -Н362, -Н369.
В 1946 г. в МАОН эксплуатировались С-47 СССР-Н362, -Н368, -369, -Н420, -Н423, -Н424 и Ли-2 СССР-Н393. -Н394. -Н421, -Н426, -Н427. Перечисление номеров самолетов указывает на значительный процент самолетов С-47. Стоит признать, что машины американского производства считались более надежными, поэтому для сложных и дальних полетов в Арктике, где любая авария могла оказаться роковой, они ценились выше, чем отечественные машины. В частности, 2 октября 1945 г. летчик Титлов на С-47 СССР-Н361 достиг Северного полюса. Известен эпизод, когда наши летчики обнаружили в 1954 г. брошенный во льдах по причине поломки американский R3D (модификация С-47 для американской морской авиации). Самолет отремонтировали, и некоторое время с успехом его эксплуатировали.

(М.Маслов «Ли-2 Воздушный извозчик» М. Цейхгаус 2009)

Лев МАХЛАЕВ. Таймырская Арктика (отрывок из документальной повести)

Но все это я узнал позже. А пока – мы прибыли в Захарково. Наше начальство оформило полетные документы, мы переночевали в каком-то учебном штурманском классе, а наутро уселись в «полупассажирский» двухмоторный ЛИ-2 («Дуглас») с бортовым номером, начинавшимся с буквы «Н», что означало «Норд» – Север: Н-427. Вдоль боковых стенок стояли в затылок друг другу небольшие кресла, по одному ряду с каждой стороны. А всю среднюю часть (широкий проход между креслами) занимал наш груз: мешки, ящики, личные вещи. И никаких тебе стюардесс.
Под нами проплывают леса, пашни, деревни... Вот Вологда – мы летим дальше на север, в Архангельск. Посадка на городском аэродроме «Кегостров» посреди Двины. Обед, заправка, опять взлет – курс на Амдерму. Справа – желто-зеленая тундра с обилием озер, а слева – сплошной голубоватый лед, уходящий за далекий горизонт. Это Северный Ледовитый океан. Именно таким я увидел его впервые в жизни. Беспредельное неоглядное ледяное пространство, над которым низко висит незаходящее солнце.
Но вот нос самолета слегка наклонился вниз, земля приближается. На самом берегу Ледовитого океана прилепилась горстка домиков, а около них темная, плотно укатанная полоса – Амдерма. Первый арктический поселок, куда ступила моя нога...

Д. 3820. Приказы УПА и АГ по основной деятельности за 1947г.
Л. 1. Приказ Нач. УПА Главсевморпути при СМ СССР №1с. 13.1.1947г. г. Москва.
Содержание. О техническом состоянии самолётного парка УПА по состоянию на 10.1.1947г.
... П. 2. По Игарской АГ. ... Ли-2 Н-427. В Красноярске. Эксплуатационный ремонт.

Дело 487. Сводные и сравнительные ведомости об аварийных происшествиях по УПА за 1944-48г. 36л. ...
Л 4-2. Краткий Анализ лётных и не лётных происшествий по УПА Главсевморпути за 1947г.
(к отчёту нач. УПА на заседании Коллегии Главсевморпути о годовой работе Полярной авиации)
С возросшим в 1947г объёмом работ общее количество лётных и не лётных происшествий по УПА осталось на уровне 1946г. … При катастрофе самолёта Си-204 Н-409 погиб пилот Брехов, а при взрыве амортстойки ЛИ-2 Н-427 в а/п Салехард погиб 2п Бородин. Основными причинами аварийности в 1947г являются: …
2. Недисциплинированность к/с – 6А с-тов (ИЛ-12 Н-439, Пе-8 Н-395, Си-204 Н-408 и 3 ПО-2), 4 п и 5 ВП. …
На аварийность в 1947г в большой степени влияли и следующие обстоятельства:
1. Чрезвычайно низкое техническое оснащение наших а/портов, что исключало возможность производство норм 5 л/пр. Крайне недостаточное количество тракторов и катеров сильно изношено и не обеспечивало требования службы эксплуатации;
2. Отсутствие полноценных сухопутных аэродромов. Размеры существующих посадочных площадок и состояние поверхности их не отвечает требованиям современной материальной части;
3. Недостаточное количество во всех а/п технического обслуживающего состава …;
4. Недостаточный жилой фонд в а/п тяжело отражается на физическом и моральном состоянии ЛС. В поисках нормального отдыха наблюдаются случаи полётов с нарушениями и риском;
5. Отсутствие планового технического снабжения для АГ и ремонтных предприятий …;
6. Большое пополнение АГ и особенно Московской лётным составом недостаточно опытным и не имеющим, кроме того, ни какого опыта работы на Севере и в экспедиционных условиях;
7. Стремление лиц руководящего состава экспедиций Горно-Геологического Управления командовать лётной работой приданных самолётов, по своему усмотрению, не считаясь с существующими наставлениями и правилами безопасности полётов.
Ст. инспектор УПА Филенцов 10.1.48г.

Л. 5. Сведения о безвозвратных потерях самолётов Полярной авиации Главсевморпути за 1 кв 1948г.
... Игарская АГ 21.2 Авария ЛИ-2 Н-427 Зав. №847306

Пр. 2с. 18.4.48. Об аварии Ли-2 Н-427 п/у к/к Игарской АГ пилотом 2 кл Беляевским В.К.
21.2.48г. в 3-х км от а/п Хатанга … Самолёт разбит и ремонту не подлежит. Экипаж и пассажиры невредимы. … - закупорка льдом 4-х ходового бензинового крана… Обильное образование льда в баках…. Чибисов.

Пр. 7с. 28.8. 1948г. О списании самолёта Ли-2 Н-427.
Самолёт Игарской АГ Ли-2 Н-427 зав. №1847306, потерпевший аварию в а/п Хатанга 23.3 с.г. не подлежащий восстановлению списать с баланса Игарской АГ и исключить из списков СМП УПА.
ИО нач. УПА Кузичкин.
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=1516

Tags: авиакатастрофы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments