Авария Ли-2 Управления полярной авиации ГУСМП в районе а/п Хатанга

Н-427%20Ли-2%20(1)СП-3.jpg
Удалось идентифицировать самолет с широко тиражированного фото празднования Первомая на СП-3 Я.Рюмкина. Спасибо Василию Гоголеву за предоставленное фото достаточного разрешения.(с)

Тип происшествия: авария
Дата: 21 февраля 1948 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Красноярский край, 3 км от а/п Хатанга
Тип ВС: Ли-2
Регистрация ВС: СССР-Н427
Авиакомпания: Управление полярной авиации Главного управления Севморпути

Описание

При взлете в а/п Хатанга, на высоте 20-30 м, резко упал наддув, уменьшилась мощность моторов, самолет постепенно стал снижаться. Видя перед собой препятствие – склон холма, покрытый небольшим лесом, пилот свалил самолет на левое крыло. Пробороздив крылом 50 м по снегу, самолет упал. В результате удара о землю самолет потерпел аварию.
Причинами аварии явилось: 4-х ходовой бензокран оказался забит льдом, а на дне бензобака был слой льда толщиной от 1,5 до 15 мм, кусочки которого попали в бензотрубку, закупорив доступ бензина в моторы. Это явилось следствием ненадлежащего руководства и организации технической эксплуатации самолета.


Выше уже говорилось, что первые советские «Дугласы» поступили в Полярную авиацию в количестве 4-х экземпляров в начале 1941 г. Следующими в «полярку» в годы войны передали машины американского производства. Два самолета СССР-Н328 и СССР-Н329 выпуска 1943 г. поступили в УПА в ноябре 1943 г. В 1944 г. их передали другим организациям, а взамен были получены от ВВС Красной армии С-47 С СССР-Н361 и -Н362. В 1945 г. МАОН УПА эксплуатировала 4 С-47: СССР-Н361 (командир Титлов), -Н368 (командир Крузе), -Н369 (командир Агров), -Н367 (командир Каминский). В Чукотской авиагруппе полярной авиации в 1945 г. значился Ли-2 с М-82 и три С-47 - СССР-Н328. -Н362, -Н369.
В 1946 г. в МАОН эксплуатировались С-47 СССР-Н362, -Н368, -369, -Н420, -Н423, -Н424 и Ли-2 СССР-Н393. -Н394. -Н421, -Н426, -Н427. Перечисление номеров самолетов указывает на значительный процент самолетов С-47. Стоит признать, что машины американского производства считались более надежными, поэтому для сложных и дальних полетов в Арктике, где любая авария могла оказаться роковой, они ценились выше, чем отечественные машины. В частности, 2 октября 1945 г. летчик Титлов на С-47 СССР-Н361 достиг Северного полюса. Известен эпизод, когда наши летчики обнаружили в 1954 г. брошенный во льдах по причине поломки американский R3D (модификация С-47 для американской морской авиации). Самолет отремонтировали, и некоторое время с успехом его эксплуатировали.

(М.Маслов «Ли-2 Воздушный извозчик» М. Цейхгаус 2009)

Лев МАХЛАЕВ. Таймырская Арктика (отрывок из документальной повести)

Но все это я узнал позже. А пока – мы прибыли в Захарково. Наше начальство оформило полетные документы, мы переночевали в каком-то учебном штурманском классе, а наутро уселись в «полупассажирский» двухмоторный ЛИ-2 («Дуглас») с бортовым номером, начинавшимся с буквы «Н», что означало «Норд» – Север: Н-427. Вдоль боковых стенок стояли в затылок друг другу небольшие кресла, по одному ряду с каждой стороны. А всю среднюю часть (широкий проход между креслами) занимал наш груз: мешки, ящики, личные вещи. И никаких тебе стюардесс.
Под нами проплывают леса, пашни, деревни... Вот Вологда – мы летим дальше на север, в Архангельск. Посадка на городском аэродроме «Кегостров» посреди Двины. Обед, заправка, опять взлет – курс на Амдерму. Справа – желто-зеленая тундра с обилием озер, а слева – сплошной голубоватый лед, уходящий за далекий горизонт. Это Северный Ледовитый океан. Именно таким я увидел его впервые в жизни. Беспредельное неоглядное ледяное пространство, над которым низко висит незаходящее солнце.
Но вот нос самолета слегка наклонился вниз, земля приближается. На самом берегу Ледовитого океана прилепилась горстка домиков, а около них темная, плотно укатанная полоса – Амдерма. Первый арктический поселок, куда ступила моя нога...

Д. 3820. Приказы УПА и АГ по основной деятельности за 1947г.
Л. 1. Приказ Нач. УПА Главсевморпути при СМ СССР №1с. 13.1.1947г. г. Москва.
Содержание. О техническом состоянии самолётного парка УПА по состоянию на 10.1.1947г.
... П. 2. По Игарской АГ. ... Ли-2 Н-427. В Красноярске. Эксплуатационный ремонт.

Дело 487. Сводные и сравнительные ведомости об аварийных происшествиях по УПА за 1944-48г. 36л. ...
Л 4-2. Краткий Анализ лётных и не лётных происшествий по УПА Главсевморпути за 1947г.
(к отчёту нач. УПА на заседании Коллегии Главсевморпути о годовой работе Полярной авиации)
С возросшим в 1947г объёмом работ общее количество лётных и не лётных происшествий по УПА осталось на уровне 1946г. … При катастрофе самолёта Си-204 Н-409 погиб пилот Брехов, а при взрыве амортстойки ЛИ-2 Н-427 в а/п Салехард погиб 2п Бородин. Основными причинами аварийности в 1947г являются: …
2. Недисциплинированность к/с – 6А с-тов (ИЛ-12 Н-439, Пе-8 Н-395, Си-204 Н-408 и 3 ПО-2), 4 п и 5 ВП. …
На аварийность в 1947г в большой степени влияли и следующие обстоятельства:
1. Чрезвычайно низкое техническое оснащение наших а/портов, что исключало возможность производство норм 5 л/пр. Крайне недостаточное количество тракторов и катеров сильно изношено и не обеспечивало требования службы эксплуатации;
2. Отсутствие полноценных сухопутных аэродромов. Размеры существующих посадочных площадок и состояние поверхности их не отвечает требованиям современной материальной части;
3. Недостаточное количество во всех а/п технического обслуживающего состава …;
4. Недостаточный жилой фонд в а/п тяжело отражается на физическом и моральном состоянии ЛС. В поисках нормального отдыха наблюдаются случаи полётов с нарушениями и риском;
5. Отсутствие планового технического снабжения для АГ и ремонтных предприятий …;
6. Большое пополнение АГ и особенно Московской лётным составом недостаточно опытным и не имеющим, кроме того, ни какого опыта работы на Севере и в экспедиционных условиях;
7. Стремление лиц руководящего состава экспедиций Горно-Геологического Управления командовать лётной работой приданных самолётов, по своему усмотрению, не считаясь с существующими наставлениями и правилами безопасности полётов.
Ст. инспектор УПА Филенцов 10.1.48г.

Л. 5. Сведения о безвозвратных потерях самолётов Полярной авиации Главсевморпути за 1 кв 1948г.
... Игарская АГ 21.2 Авария ЛИ-2 Н-427 Зав. №847306

Пр. 2с. 18.4.48. Об аварии Ли-2 Н-427 п/у к/к Игарской АГ пилотом 2 кл Беляевским В.К.
21.2.48г. в 3-х км от а/п Хатанга … Самолёт разбит и ремонту не подлежит. Экипаж и пассажиры невредимы. … - закупорка льдом 4-х ходового бензинового крана… Обильное образование льда в баках…. Чибисов.

Пр. 7с. 28.8. 1948г. О списании самолёта Ли-2 Н-427.
Самолёт Игарской АГ Ли-2 Н-427 зав. №1847306, потерпевший аварию в а/п Хатанга 23.3 с.г. не подлежащий восстановлению списать с баланса Игарской АГ и исключить из списков СМП УПА.
ИО нач. УПА Кузичкин.
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=1516