Донесение И.А. Купреянова в Главное правление РАК...

Донесение И.А. Купреянова в Главное правление РАК о закладке в Ново-Архангельске и строительстве парохода «Николай I», работе машиниста Э. Мура и состоянии нового дома главного правителя

4 ноября 1838 г.

5 июня сего года была в Ново-Архангельске закладка пароходнаго судна «Николай I», коего размерение: по палубе длиною 132 фута, ширина 40 фут, с боковыми навесами по килю – 120 фут, ширина судна 20 фут, глубина 9 фут для имеющейся здесь машины, как известно Главному правлению, в 60 сил. Со времени закладки онаго доныне, судя по средствам нашим производились работы весьма успешно. [372] Сверх того, для онаго пристроена к эленгу временная крыша, величиною равная прежнему эленгу. Итак, постройка парохода делается совершенно в закрытом месте, что надеюсь, придаст много прочности судну. Весь набор онаго уже на месте и теперь идет наружная обшивка, которой приложено по 6 поясов на стороне. С будущею охотскою почтою приятно мне будет обрадовать Главное правление известием не только о спуске нашего парохода, но и о качестве онаго. По обещанию моему препровождаю при сем рисунок онаго.

Машинистом Муром приготовляются принадлежности паровой машины: главнейшее занятие его ныне – составление пароваго котла, доставленнаго сюда в частях. В продолжение 3 месяцов надеется кончить сию часть машины, которая одна весить будет до 700 пудов. Она собирается на гаванском судне шлюпе «Урупе», занятом под пшеницей, как я уже доносил Главному правлению, и с котораго удобно будет ставить всю машину на пароход, на берегу же невозможно было бы и предпринимать таковой работы.

Усердием г-на Мура к занятиям по его обязанности я весьма доволен и должен сказать, что имею надежду и впредь на надлежащее с его стороны выполнение дела, за которое он взялся. Он был спрошен мною насчет намерения его остаться на службе в колониях доле его контракта, коему срок минет в апреле 1840 года, и объявил мне, что согласен остаться здесь на службе на первом заключенном им условии до того времени, пока не выучит одного из данных ему учеников действовать машиною и управлять пароходом надлежащим образом, как он сам тому способен, смотря, если потребуется служение год или два долее упомянутаго в контракте срока, о чем не лишним иметь от него письменное объявление, чтобы быть обезпеченным в верном управлении пароходом, ибо, кажется, неминуемо нужда в опытном машинисте, нежели годовой ученик. Как бы то быть надлежало, если бы Муром строго был наблюден срок условия выезда из колоний, тогда, хотя бы не его, но необходимо требовалось другаго машиниста, о всем этом нужным счел донести Главному правлению.

По приглашению моему Мур осматривал сего лета в Озерском редуте нашу водяную-пильную мельницу и откровенно отозвался, что устройство ея весьма хорошо и что при постройке оной воспользовались как нельзя лучше всеми способами и выгодами, какие только местность дозволяет. По некоторым маловажным его замечаниям в составе машины можно со временем сделать улучшения, но существенно важных неудобств он никаких не заметил.

Упомяну также здесь о новом доме главнаго правителя, в котором есть столько комнат готовых, что после отхода корабля «Николай» думаю перебраться в него, и окончание будет производиться по временам и средствам. Кроме покоев недоконченных, остается постройка вокруг него новых батарей, боевых буток, входов на кокур, палисадов и прочих необходимых на кекуре строений, что, конечно, при нынешнем весьма ограниченном числе наших рабочих людей в сравнении с существующими здесь необходимыми работами не скоро может быть выполнено.

Постройкою парохода я обязываюсь спешить сколько можно, дабы с большею пользою употребить остающееся время пребывания здесь машиниста Мура.

Относительно неясности контракта его, упоминаемаго в донесении моем за № 386 насчет продовольствия его от Компании, я буду ожидать мнения Главнаго правления.

Tags: