The Spatharios map, 1682. (manuscript map)
Размер карты: 16 x 21 дюймов.
В картуше на чертеже надпись: «Дорога которая крапинами идет од Москвы* сухим путем до Тоболиска а од Тоболиска водным путем до Селенгинского острога, а од Селенгинскво сухим путем до китаиского рубеза и до города Пезина».
Источник изображения:
Houghton Library, Harvard College Library, Harvard University. Leo Bagrow collection of maps of Siberia, 1667-1726
Текст надписи на карте подготовил к публикации – В. Трухин, 2016
* В тексте надписи некоторые буквы русского алфавита искажены и переданы неверно. Например, вместо «Москвы» написано «Мокшы». Это может говорить о том, что данный чертеж является рукописной копией, с русского чертежа, сделанной человеком не очень хорошо знающим русский язык. (Примечание сайта "Памятники Сибирской истории").
О чертеже Сибири, составленном Спафарием, имеется довольно большая литература, – чертеж Спафария давно уже считался утерянным, и неожиданному появлению его в собрании карт и планов частного лица должна предшествовать очень интересная история о том, как и когда исчез чертеж Спафария из Посольского приказа в Москве, куда он был представлен в 1678 г., и оказался затем в Берлине, а позднее в Стокгольме. Все этапы переезда этого чертежа из Москвы в Стокгольм, вероятно, никогда не будут установлены и описаны, но о последних моментах этой истории можно сказать кое-что.
По словам Л. С. Багрова в его более поздней работе «Первые русские карты Сибири и их влияние на западноевропейскую картографию северо-восточной Азии», «ни оригинал, ни копия чертежа Спафария не сохранились в русских архивах. Рукописная копия (оригинал или копия?) попала, однако, в мои руки (она находится в моем собрании и воспроизведена в моей статье о Спарвенфельде в “Imago Mundi”, IV, после стр. 68)».1)
В 1947 г. Л. С. Багров в упомянутой статье о Спарвенфельде писал, что чертеж Спафария найден им в Германии. О том, что чертеж действительно находился с неизвестного времени в Германии, свидетельствуют имеющиеся на чертеже три печати-штампа: двух берлинских библиотек и одного из институтов: «Koenigl. Kartograph. Institut Berlin». Как затем из одного из этих учреждений (а им была, видимо, библиотека, имевшая маленький четырехугольный штампик) чертеж оказался в Стокгольме у Л. С. Багрова, последний ничего не сообщает: теперь же, после смерти Л. С. Багрова, судьба его собрания совсем неизвестна.
1) «Imago Mundi», IX, 1952, стр. 84.
Воспроизводится по:
Андреев А.И. Чертежи и карты России XVII века, найденные в послевоенные годы
Вопросы экономики и классовых отношений в Русском государстве XII-XVII веков. (Труды Ленинградского отделения Института истории АН СССР, вып. 2). М.-Л. 1960 г.