odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Журнал о путешествии вторично в Чукотскую землицу сотника И. Кобелева. 1789-1791 гг.

12 августа 1789 г. отправлен я из Охотска от начальника морской секретной экспедиции флота господина капитана второго ранга Иосифа Биллингса по данному мне секретному наставлению через г. Гижигинск в Чукотскую землицу.

2 октября прибыл в г. Гижигинск.

19 декабря того же года отправился из г. Гижигинска для ожидания чукчей в корякские стойбища.

24 декабря прибыл в корякское стойбище к старшине Оммату Яхвикову.

10 марта 1790 г. прибыли в оное стойбище оленные чукчи, с коими по уговорам моим свел дружество и дарил их по их вкусу данными мне от экспедиции подарками... Старшина Имлерат со своими родственниками, кои при том были, согласились весть меня с переводчиком дворянином Дауркиным в их землицу.

4 апреля с чукчами в их землицу возымел путешествие от самого Каменного пеших коряк острожка, от называемой Шестаковой сопки.

6 апреля... перешед реку Аклан, коя течение имеет в р. Пенжину...

10 апреля... переехали р. Пенжину, коя течение имеет в Пенжинскую губу...

14 апреля... перешед р. Майн, коя течение имеет в р. Анадырь... [162]

27 апреля... перешед р. Анадырь, коя течение имеет в Восточное Тихое море...

14 мая... перешед р. Нерпячью 4, коя течение имеет в р. Анадырь...

19 мая... вышед на Ледовитое море против острова Кулючина, где нашед лучшего оленного чукчу Кагилевута с его родственниками.

2 июня остановились летовать при урочище Инниляк, поблизости пеших чукоч. В летнее время оленные табуны отгоняют в горы, а сами оленные питаются от пеших морским зверем.

18 октября... перешед р. Велмаи, коя течение имеет в Северное Ледовитое море...

21 октября... перешед р. Омгеян, коя течение имеет в Северное Ледовитое море...

25 октября... пришед к камню, называемому по чукотскому званию Тырки-гей, где остановились зимовать в числе десяти юрт, а прочие прокочевали далее к р. Чавуну.

20 ноября... прикочевали все дальние чукчи и остановились близ леска для зимовки. Всего с прибывшими неподалеку соединились 18 юрт.

30 ноября... прикочевали с Тихого моря с урочища, называемого Ягвягей камень, чукчи, кои следовали для торговли в Колыму, числом мужска полу 25 человек, женска полу 21; при них санок 55 и езжалых оленей 220.

24 февраля 1791 г.... получил сведения, что с Колымы чукчи возвращаются обратно и прибыли на Чавун к зимовавшим тут чукчам.

8 марта... поехал со своим хозяином к оленным кочевавшим чукчам, кои жительство имеют на р. Чавун.

17 марта... прибыл на р. Чавун, около коей реки довольно было оленных чукоч... При мне ж все покочевали поблизости к Кулючину острову, а почему в летнее время там чукчи не бывают, потому что подле моря, за провалами льда, не имеется никакого морского зверя.

28 марта... прибыл к своей юрте.

3 мая... поехал на собаках к морю подле берега к восточному мысу с прибывшими пешими чукчами.

8 мая... прибыл к Северному морю в селение пеших чукчей, называемое Ванхареман.

26 мая... будучи в Увеленском острожке, нашел пешего человека, коего всячески уговаривал, чтоб он свозил меня в байдаре через пролив на американскою землю и посмотрел бы я на тамошних народов. Через уговоры мои согласился.

4 июня... В числе десяти байдар поехали на Имаглин остров, на коем жительствующих народов мужеска с подростками сто три, женска с малолетними до ста пятнадцати человек. Питание имеют от морских зверей. А платье носят птичье. У мужска пола губы прорезаны, [163] и вставливаются сделанные на то из морской кости наподобие запонок, токмо большие, а у прочих каменные. Со мною крайне обходились дружелюбно и ласково, потому что я и прежде на том острову в прошлом 1789 г. был. Народ отважный, завсегда обращаются в веселости, почасту собираются мужчины и женщины в ведреные дни на улице, а в ненастливые в юртах; когда соберутся, то женщины станут петь по их обыкновению песни, а прочие муж с женою парами пляшут, и так долгое время. Наконец расходятся по своим домам. А живут в юртах деревянных, которые обложены каменьем с дерном, а вход и выход выведен по подземелью, длиною сажени по четыре и более; у которых юрт на полу прорезана дыра, тою вход и выход имеют. На потолке окно покрыто пленкой, содранной с китовой печени. В зимнее время варят в юртах на жирниках горящих. А лес на юрты перевозят из Америки, выкидной по берегам, еловый и листвяничный.

10 июня... переехали через второй пролив на Игеллин остров, на коем таков же народ, как и на Имаглине острове; и разговор один. Жительство имеют в таковых же юртах, нрав и поведение имеют единственное, платье носят такое же птичье. И те со мною крайне обращались приятно. На оном мужчин с подростками сорок пять, женщин с малолетними пятьдесят пять человек. Питание имеют таковое ж, морским зверем.

12 июня. На самом восходе солнца подгребли к острову. Те укипанцы, усмотрев нас еще в море, что наши все байдары остановились, оделись в куяки 5, в руках копье, луки и стрелы на тетивах. Я спрашивал, на что готовитесь к войне, мы идем не с войною. На то мне объявили, что у тех укипанцев всегда обращение таковое и они нас так же встречать будут. Потом, приваля к берегу, наши выносили борошень 6 на берег, а прочие стояли вооруженные. После того жители разобрали всех по своим юртам. Укапан остров крайне небольшой, токмо высок. Юрты таковы ж, как и на Имаглине острове, на нем жительствующих народов мужска с подростками до семидесяти, женска с малолетками до ста человек. У мужска пола нижние губы прорезаны, как и у имаглинцев; мужчины у себя имеют жен по три и по восьми. Разговор таков же, как и на Имаглине и у пеших чукоч, кои около восточного мыса живут, которые со мною в крайнем дружестве обращались. Через перевод мне говорили, ходи-де по всему их селению и смотри. Того же самого дни сделалась между ними торговля. Укапанцы променивали куньи парки, лисицы, волки, росомахи, выдры, рыси и оленьи постели 7 небольшой частью, которые все достаются с [164] Америки. С иной стороны променивают же копья, ножи, топоры, палмы 8, котлы железные, коральки всякие, бисер. А питание имеют те жители морским зверем, китовиной, моржовиной и нерпиной. Платье носят сделанное из оленьих кож, которые достают из Америки; на том же острову нашел самих американцев человек до десяти, которые жительство имеют по реке Хевереню 9, кои переехали еще прошедшим летом на трех байдарах для торгу; те же американцы со мною обращались все крайне дружелюбно и ласково. Разговаривал с ними через перевод, которые сказывают, давно-де они слышали имя мое, что я был на первых двух островах. И очень много они разговаривали, только переводчиков никак принудить не мог, чтобы перевести мне хоть один их разговор. Они, американцы, свое лицо и грудь и мое лицо и грудь гладят и обнимают, что значит большое и неразрывное их дружество.

20 августа... Во время моего жития в Чукотской землице довольно разговаривал как с оленными, равно и пешими, живущими по Северному морю, об житии вечном и непоколебимом подданстве Ее Имп. Величества, которые утверждали себя со всеми родами быть непоколебимо, хотя-де у Тихого моря живущие около устья р. Анадыря может какую ни есть сделать пакость над российскими, то есть смертное убийство, как и прежде они в 1784 г. побили отставного казака Долгополова с товарищами. А они, жители Ледовитого моря, такого случая не токмо что чинить, но и слышать не желают. С русскими народами в дружестве вечно обходиться желают и с оными свидание иметь будут в г. Гижигинске и в Нижне-Колымской крепости.

Чукотские как оленные, равно и пешие нравы, узаконения, обряды и случающиеся церемонии.

1-е. Бога не знают, закону над собою не имеют, а живут каждый по своей власти, а иногда в злобах между собой сын отца, брат брата, племянник дядю убивают не из чего, из одной злости. За то ни от кого судим или наказан не бывает, а кто как себе вздумать может, так и находится, да и впредь начальников над собою иметь не желают. Почему-де как прежние деды и отцы находились в их землице, не имея у себя начальников, с тем же и они жизнь свою кончить имеют.

2-е. Жертвы приносят в том месте, где в данный момент находятся, будь то гора или море. Оленные бьют оленей, из раны берут кровь рукою и бросают на воздух горе или морю, по большей части на западную сторону; тоже кровью муж у жены мажет лоб и брюхо, а жена у мужа и детей те же места. [165]

3-е. При рождении, когда младенец, родится, то, взявши его, оботрут мягкой олениной и обвернут в оленину ж и по большей части младенца держат или кладут в иловник.

4-е. Когда хотят вступить в брак, во-первых, посылают свата, и когда согласятся, то с жениховой стороны поедут на оленях женихов отец или мать по невесту и возьмут еще человека из родственников А жених остается в доме. Когда придут к невесте и объявят невестину отцу и матери, что они прибыли по невесту, напротив того невестин отец объявляет, что невеста готова, потому должны начинать [переговоры]. Поутру невестин отец запрягает в санки оленей и дает невесте в руки [вожжи], с тем и поедут к жениху. А более того никаких церемоний, ни плача, ни придан не бывает.

5-е. При погребении, когда кто помрет, то, взявши его, оденут в белые оленьи парки, штаны и обутки, на бедро нож большой, другой маленький и положат на санки, к санкам пристегнут копье, лук со стрелами и с налучнем и повезут на гору, какая получится ближняя, соберут дрова и зажгут, а мертвого положат с санками на огонь и сожгут, а подпряженных оленей из-под них двух убьют, кости из оленя вынут и оставят над мертвым, а мясо употребят при том в пищу, с чем и уедут обратно; а после того, когда случится близ того места кочевать, то родственники ездят на оленях для поминовения, возят оленьи рога и становят в одно место над самим мертвым. И кладут небольшой огонь, и бросают в него олений жир, и сами себе в пищу употребляют; а когда случится табак, малую часть кладут в огонь и говорят: «На те[бе] табак, покури» — и сами при том курят. А когда случится далеко кочуют, для такого поминку ездят дня по четыре и по три, а летом ходят пешком.

6-е. У пеших чукчей, как и у оленных, женитьба, погребение все одинаково бывает, только при жертвоприношениях бьют собак, также из раны единственно кровь бросают, как и оленные. А когда случится в летнее время убьют кита, то жены их выйдут в край моря и станут рядом, поют песни по их обыкновению и скачут, то якобы веселым образом кита встречают; как скоро байдары привалят к берегу и мужчины выйдут, то растекшею синей краскою у каждого переносье поперек жены их мажут, а более ничего не бывает.

7-е. Как оленные, равно пешие между собою по согласию женами меняются, которой прежде придется, а другой к его жене поедет ночевать, а которые сластолюбивы, меняются с пятнадцатью человеками и в том между собою никакого зазрения не имеют.

8-е. Оленные и пешие чукчи, живущие по берегу вокруг Чукотской землицы, равно и находившиеся на всех в море трех островах, чистоты ни в чем не имеют, умываются каждый человеческой мочой и посуду моют мочою, из которой себе пищу употребляют, а для очищения выставляют ту посуду лизать собакам, а единственно все веруют дьяволу через шаманство; при том шаман бьет в бубен и испрашивает у дьявола, что им надобно... и при том всему я был свидетелем.


Комментарии

3. ЦГАВМФ, ф. 214, д. 28.

4. Под именем реки Нерпичьей вплоть до середины XIX в. на картах значилась современная река Канчалан.

5. Куяк — чукотские латы, изготовленные из толстой кожи морского зверя, костяных, деревянных, а позднее кованых металлических пластин (Черненко М. Б. Путешествие по Чукотской земле и плавание на Аляску казачьего сотника Ивана Кобелева в 1779 и 1789-1791 гг. — «Летопись Севера», 1957, вып. 2, с. 133).

6. Борошень — пожитки, товары для обмена (Даль В. И. Указ. раб., т. 1).

7. Оленьи постели — зимние шкуры взрослого оленя.

8. Палма — длинный нож с односторонним широким лезвием, прикрепленный к длинной палке; использовался как охотничье и боевое режущее и колющее оружие.

9. Здесь речь идет об эскимосах с р. Хеверен.

Текст воспроизведен по изданию: Этнографические материалы Северо-Восточной географической экспедиции 1785-1795. Магаданское книжное издательство. Магадан. 1978

Tags: Чукотка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments