2 октября прибыл в г. Гижигинск.
19 декабря того же года отправился из г. Гижигинска для ожидания чукчей в корякские стойбища.
24 декабря прибыл в корякское стойбище к старшине Оммату Яхвикову.
10 марта 1790 г. прибыли в оное стойбище оленные чукчи, с коими по уговорам моим свел дружество и дарил их по их вкусу данными мне от экспедиции подарками... Старшина Имлерат со своими родственниками, кои при том были, согласились весть меня с переводчиком дворянином Дауркиным в их землицу.
4 апреля с чукчами в их землицу возымел путешествие от самого Каменного пеших коряк острожка, от называемой Шестаковой сопки.
6 апреля... перешед реку Аклан, коя течение имеет в р. Пенжину...
10 апреля... переехали р. Пенжину, коя течение имеет в Пенжинскую губу...
14 апреля... перешед р. Майн, коя течение имеет в р. Анадырь... [162]
27 апреля... перешед р. Анадырь, коя течение имеет в Восточное Тихое море...
14 мая... перешед р. Нерпячью 4, коя течение имеет в р. Анадырь...
19 мая... вышед на Ледовитое море против острова Кулючина, где нашед лучшего оленного чукчу Кагилевута с его родственниками.
2 июня остановились летовать при урочище Инниляк, поблизости пеших чукоч. В летнее время оленные табуны отгоняют в горы, а сами оленные питаются от пеших морским зверем.
18 октября... перешед р. Велмаи, коя течение имеет в Северное Ледовитое море...
21 октября... перешед р. Омгеян, коя течение имеет в Северное Ледовитое море...
25 октября... пришед к камню, называемому по чукотскому званию Тырки-гей, где остановились зимовать в числе десяти юрт, а прочие прокочевали далее к р. Чавуну.
20 ноября... прикочевали все дальние чукчи и остановились близ леска для зимовки. Всего с прибывшими неподалеку соединились 18 юрт.
30 ноября... прикочевали с Тихого моря с урочища, называемого Ягвягей камень, чукчи, кои следовали для торговли в Колыму, числом мужска полу 25 человек, женска полу 21; при них санок 55 и езжалых оленей 220.
24 февраля 1791 г.... получил сведения, что с Колымы чукчи возвращаются обратно и прибыли на Чавун к зимовавшим тут чукчам.
8 марта... поехал со своим хозяином к оленным кочевавшим чукчам, кои жительство имеют на р. Чавун.
17 марта... прибыл на р. Чавун, около коей реки довольно было оленных чукоч... При мне ж все покочевали поблизости к Кулючину острову, а почему в летнее время там чукчи не бывают, потому что подле моря, за провалами льда, не имеется никакого морского зверя.
28 марта... прибыл к своей юрте.
3 мая... поехал на собаках к морю подле берега к восточному мысу с прибывшими пешими чукчами.
8 мая... прибыл к Северному морю в селение пеших чукчей, называемое Ванхареман.
26 мая... будучи в Увеленском острожке, нашел пешего человека, коего всячески уговаривал, чтоб он свозил меня в байдаре через пролив на американскою землю и посмотрел бы я на тамошних народов. Через уговоры мои согласился.
4 июня... В числе десяти байдар поехали на Имаглин остров, на коем жительствующих народов мужеска с подростками сто три, женска с малолетними до ста пятнадцати человек. Питание имеют от морских зверей. А платье носят птичье. У мужска пола губы прорезаны, [163] и вставливаются сделанные на то из морской кости наподобие запонок, токмо большие, а у прочих каменные. Со мною крайне обходились дружелюбно и ласково, потому что я и прежде на том острову в прошлом 1789 г. был. Народ отважный, завсегда обращаются в веселости, почасту собираются мужчины и женщины в ведреные дни на улице, а в ненастливые в юртах; когда соберутся, то женщины станут петь по их обыкновению песни, а прочие муж с женою парами пляшут, и так долгое время. Наконец расходятся по своим домам. А живут в юртах деревянных, которые обложены каменьем с дерном, а вход и выход выведен по подземелью, длиною сажени по четыре и более; у которых юрт на полу прорезана дыра, тою вход и выход имеют. На потолке окно покрыто пленкой, содранной с китовой печени. В зимнее время варят в юртах на жирниках горящих. А лес на юрты перевозят из Америки, выкидной по берегам, еловый и листвяничный.
10 июня... переехали через второй пролив на Игеллин остров, на коем таков же народ, как и на Имаглине острове; и разговор один. Жительство имеют в таковых же юртах, нрав и поведение имеют единственное, платье носят такое же птичье. И те со мною крайне обращались приятно. На оном мужчин с подростками сорок пять, женщин с малолетними пятьдесят пять человек. Питание имеют таковое ж, морским зверем.
12 июня. На самом восходе солнца подгребли к острову. Те укипанцы, усмотрев нас еще в море, что наши все байдары остановились, оделись в куяки 5, в руках копье, луки и стрелы на тетивах. Я спрашивал, на что готовитесь к войне, мы идем не с войною. На то мне объявили, что у тех укипанцев всегда обращение таковое и они нас так же встречать будут. Потом, приваля к берегу, наши выносили борошень 6 на берег, а прочие стояли вооруженные. После того жители разобрали всех по своим юртам. Укапан остров крайне небольшой, токмо высок. Юрты таковы ж, как и на Имаглине острове, на нем жительствующих народов мужска с подростками до семидесяти, женска с малолетками до ста человек. У мужска пола нижние губы прорезаны, как и у имаглинцев; мужчины у себя имеют жен по три и по восьми. Разговор таков же, как и на Имаглине и у пеших чукоч, кои около восточного мыса живут, которые со мною в крайнем дружестве обращались. Через перевод мне говорили, ходи-де по всему их селению и смотри. Того же самого дни сделалась между ними торговля. Укапанцы променивали куньи парки, лисицы, волки, росомахи, выдры, рыси и оленьи постели 7 небольшой частью, которые все достаются с [164] Америки. С иной стороны променивают же копья, ножи, топоры, палмы 8, котлы железные, коральки всякие, бисер. А питание имеют те жители морским зверем, китовиной, моржовиной и нерпиной. Платье носят сделанное из оленьих кож, которые достают из Америки; на том же острову нашел самих американцев человек до десяти, которые жительство имеют по реке Хевереню 9, кои переехали еще прошедшим летом на трех байдарах для торгу; те же американцы со мною обращались все крайне дружелюбно и ласково. Разговаривал с ними через перевод, которые сказывают, давно-де они слышали имя мое, что я был на первых двух островах. И очень много они разговаривали, только переводчиков никак принудить не мог, чтобы перевести мне хоть один их разговор. Они, американцы, свое лицо и грудь и мое лицо и грудь гладят и обнимают, что значит большое и неразрывное их дружество.
20 августа... Во время моего жития в Чукотской землице довольно разговаривал как с оленными, равно и пешими, живущими по Северному морю, об житии вечном и непоколебимом подданстве Ее Имп. Величества, которые утверждали себя со всеми родами быть непоколебимо, хотя-де у Тихого моря живущие около устья р. Анадыря может какую ни есть сделать пакость над российскими, то есть смертное убийство, как и прежде они в 1784 г. побили отставного казака Долгополова с товарищами. А они, жители Ледовитого моря, такого случая не токмо что чинить, но и слышать не желают. С русскими народами в дружестве вечно обходиться желают и с оными свидание иметь будут в г. Гижигинске и в Нижне-Колымской крепости.
Чукотские как оленные, равно и пешие нравы, узаконения, обряды и случающиеся церемонии.
1-е. Бога не знают, закону над собою не имеют, а живут каждый по своей власти, а иногда в злобах между собой сын отца, брат брата, племянник дядю убивают не из чего, из одной злости. За то ни от кого судим или наказан не бывает, а кто как себе вздумать может, так и находится, да и впредь начальников над собою иметь не желают. Почему-де как прежние деды и отцы находились в их землице, не имея у себя начальников, с тем же и они жизнь свою кончить имеют.
2-е. Жертвы приносят в том месте, где в данный момент находятся, будь то гора или море. Оленные бьют оленей, из раны берут кровь рукою и бросают на воздух горе или морю, по большей части на западную сторону; тоже кровью муж у жены мажет лоб и брюхо, а жена у мужа и детей те же места. [165]
3-е. При рождении, когда младенец, родится, то, взявши его, оботрут мягкой олениной и обвернут в оленину ж и по большей части младенца держат или кладут в иловник.
4-е. Когда хотят вступить в брак, во-первых, посылают свата, и когда согласятся, то с жениховой стороны поедут на оленях женихов отец или мать по невесту и возьмут еще человека из родственников А жених остается в доме. Когда придут к невесте и объявят невестину отцу и матери, что они прибыли по невесту, напротив того невестин отец объявляет, что невеста готова, потому должны начинать [переговоры]. Поутру невестин отец запрягает в санки оленей и дает невесте в руки [вожжи], с тем и поедут к жениху. А более того никаких церемоний, ни плача, ни придан не бывает.
5-е. При погребении, когда кто помрет, то, взявши его, оденут в белые оленьи парки, штаны и обутки, на бедро нож большой, другой маленький и положат на санки, к санкам пристегнут копье, лук со стрелами и с налучнем и повезут на гору, какая получится ближняя, соберут дрова и зажгут, а мертвого положат с санками на огонь и сожгут, а подпряженных оленей из-под них двух убьют, кости из оленя вынут и оставят над мертвым, а мясо употребят при том в пищу, с чем и уедут обратно; а после того, когда случится близ того места кочевать, то родственники ездят на оленях для поминовения, возят оленьи рога и становят в одно место над самим мертвым. И кладут небольшой огонь, и бросают в него олений жир, и сами себе в пищу употребляют; а когда случится табак, малую часть кладут в огонь и говорят: «На те[бе] табак, покури» — и сами при том курят. А когда случится далеко кочуют, для такого поминку ездят дня по четыре и по три, а летом ходят пешком.
6-е. У пеших чукчей, как и у оленных, женитьба, погребение все одинаково бывает, только при жертвоприношениях бьют собак, также из раны единственно кровь бросают, как и оленные. А когда случится в летнее время убьют кита, то жены их выйдут в край моря и станут рядом, поют песни по их обыкновению и скачут, то якобы веселым образом кита встречают; как скоро байдары привалят к берегу и мужчины выйдут, то растекшею синей краскою у каждого переносье поперек жены их мажут, а более ничего не бывает.
7-е. Как оленные, равно пешие между собою по согласию женами меняются, которой прежде придется, а другой к его жене поедет ночевать, а которые сластолюбивы, меняются с пятнадцатью человеками и в том между собою никакого зазрения не имеют.
8-е. Оленные и пешие чукчи, живущие по берегу вокруг Чукотской землицы, равно и находившиеся на всех в море трех островах, чистоты ни в чем не имеют, умываются каждый человеческой мочой и посуду моют мочою, из которой себе пищу употребляют, а для очищения выставляют ту посуду лизать собакам, а единственно все веруют дьяволу через шаманство; при том шаман бьет в бубен и испрашивает у дьявола, что им надобно... и при том всему я был свидетелем.
Комментарии
3. ЦГАВМФ, ф. 214, д. 28.
4. Под именем реки Нерпичьей вплоть до середины XIX в. на картах значилась современная река Канчалан.
5. Куяк — чукотские латы, изготовленные из толстой кожи морского зверя, костяных, деревянных, а позднее кованых металлических пластин (Черненко М. Б. Путешествие по Чукотской земле и плавание на Аляску казачьего сотника Ивана Кобелева в 1779 и 1789-1791 гг. — «Летопись Севера», 1957, вып. 2, с. 133).
6. Борошень — пожитки, товары для обмена (Даль В. И. Указ. раб., т. 1).
7. Оленьи постели — зимние шкуры взрослого оленя.
8. Палма — длинный нож с односторонним широким лезвием, прикрепленный к длинной палке; использовался как охотничье и боевое режущее и колющее оружие.
9. Здесь речь идет об эскимосах с р. Хеверен.
Текст воспроизведен по изданию: Этнографические материалы Северо-Восточной географической экспедиции 1785-1795. Магаданское книжное издательство. Магадан. 1978