Авария Siebel Si 204 Чукотской авиагруппы УПА близ Зырянки

si-204_rus.jpg

Тип происшествия: авария
Дата: 01 июля 1946 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Якутская АССР, район реки Федотиха
Тип ВС: Siebel Si-204
Регистрация ВС: СССР-Н379
Авиакомпания: Управление полярной авиации Главного управления Севморпути

Описание
Экипаж Чукотской авиагруппы выполнял задачу по перегонке самолёта из Москвы в Кресты Колымские. 11 мая он произвёл посадку в Якутске, а 13 мая вылетел из Якутска в район Верхоянских гор, встретил резкое ухудшение погоды и вернулся в Якутск. 14 мая при вторичном вылете из Якутска через час полёта экипаж услышал перебои мотора и вновь возвратился в Якутск. После замены и устранения неисправности 24 июня самолет в третий раз вылетел из Якутска на Зырянку, прибыв в тот же день. В пути он имел вынужденную посадку в Верхоянске из-за обрыва троса управления жалюзи правого мотора. 1 июля пилот, нарушая данное ему оперативное задание на перелёт, вместо полёта на Кресты Колымские самовольно изменил маршрут и вылетел в Чокурдах. На борту был только 1 пассажир, но и тот направлялся начальником а/п в Провидения. Через час полёта на низкой высоте с нарушением установленного минимума для самолёта Си-204 в районе г. Мас Чукур на левом моторе резко повысилась температура входящего масла и упало давление. Поставив винт во флюгерное положение, слив для облегчения самолёта бензин и выключив левый мотор, к/к принял решение возвратится в Зырянку на одном правом моторе. Через 30 минут полёта и правый мотор начал давать перебои и сбавлять наддув. Имея малую высоту полёта, не имея возможности выбора площадки, экипаж выпустил шасси и стал сажать самолёт на косу, выкатился и наполовину затонул в реке Федотиха. При аварии самолёт получил повреждения допускающие целесообразность его ремонта, но учитывая невозможность его транспортировки с места аварии подлежит списанию с баланса Чукотской АГ.

Сведения о пострадавших

На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 1 0
На земле 0
Всего погибших 0

Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании

Сведения о воздушном судне

Тип ВС Siebel Si-204
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Н379
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка

siebel_4.jpg

Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Управление полярной авиации Главного управления Севморпути
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Зырянка
Пункт назначения Чокурдах
Начальный пункт маршрута Зырянка
Конечный пункт маршрута Кресты Колымские

Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП
Причина аварии:
1. Отказ в воздухе сперва левого, а потом правого моторов;
2. Недисциплинированность и зазнайство пилота, выразившееся в том, что он:
а) при эксплуатации моторов допустил их длительную перегрузку;
б) среди экипажа создал склоку и внёс в работу нервозность, проявил к пассажиру В. (в а/п Ленск) следующему заместителем командира Чукотской АГ грубость и нетактичность;
в) самовольно изменил маршрут;
г) встретив на маршруте Зырянка-Чокурдах низкую облачность, не возвратился обратно;
д) при вынужденной посадке на косу, размер которой заранее исключал возможность безопасной посадки, он выпустил шасси, чем в большей степени подверг риску жизнь членов экипажа и пассажира, а также и усугубил размеры повреждения материальной части.

Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru
Источники информации

С сайта airwar.ru

Первым из гражданских ведомств эти самолеты получило Управление полярной авиации ГУСМП. Парк его сильно поредел за годы войны. Управление начало пополняться трофейной техникой летом 1945-го. В июне - августе экипажи Московской авиагруппы ГУСМП перегнали из Германии среди прочих самолетов девять "Зибелей" (у нас они назывались Си-204). Два Си-204 остались в Москве для транспортных перевозок в средней полосе, а все остальные отправили в Красноярск, на завод №477 им.Побежимова для доработки под условия эксплуатации на севере. Для Си-204 сделали 10 комплектов лыж, так как планировалось получить всего 10 таких самолетов.

Уже в 1945-м начались полеты Си-204 на севере. В Чукотскую авиагруппу поступил самолет Н-370. Его перегнали из Москвы в конце июля. Эта машина никак для холодов не оборудовалась и почти не использовалась. В сентябре 1946-го ее вернули в Москву для доработки. Зато еще в мае - июне прилетели еще три "Зибеля". Вернее, долетели-то два. Н-379 разбили при перегонке. Пилот К.Ф.Куканов вел Си-204 из Зырянки в Кресты Колымские. Отказал левый мотор, затем перегрелся правый. Последовала вынужденная посадка на косу реки Федотиха, после которой машину списали. Еще три "Зибеля" вошли в Игарскую авиагруппу. За 1946-й Си-204 ГУСМП налетали 596 часов.

К апрелю 1947-го в Полярной авиации числились девять Си-204. За тот год ГУСМП потеряло три "Зибеля". Один Н-414 разбился в мае в Тульской области. Отказ одного и сбои второго мотора привели к вынужденной посадке. Второй Н-408 пал жертвой самоуверенности летчика Вяльцева. Ему непременно хотелось сесть на аэродром Чокурдах на одном двигателе. Но пилот не справился, машина пошла поперек полосы и ударилась о берег Индигирки.

Причина гибели третьего "Зибеля", Н-409, осталась невыясненной. После взлета в Дудинке он потерял скорость и упал. Пилот В.П.Брехов погиб. После этой серии аварий и катастроф пришли к выводу, что немецкие самолеты все-таки плохо приспособлены к работе на севере, а произведенные доработки недостаточны. Си-204 не проходили специальных испытаний в условиях низких температур. В итоге в 1948-м Полярная авиация сняла "Зибели", число которых к этому времени достигло 12, с эксплуатации. Самолеты по большей части передали другим ведомствам.