МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ АМЕРИКИ («Ответы» Филиппа Кашеварова)

ПРЕДИСЛОВИЕ
История Русской Америки вызывала и продолжает вызывать немалый интерес отечественных и зарубежных исследователей. Наряду с объемной работой П. А. Тихменева 1, монографией С. Б. Окуня 2, недавно выпущенными книгами Р. В. Макаровой 3, С. Г. Федоровой 4, А. И. Алексеева 5 опубликованы десятки статей, посвященных отдельным аспектам проблем социально-экономического развития, культуры, быта русских владений в Новом Свете 6. Эти проблемы выносятся и на обсуждение международных конгрессов и конференций 7.

В последние годы значительно расширился круг введенных в научный оборот источников. Этому способствует появление в печати обзоров архивных фондов — и административных учреждений, и частных лиц — жителей русских поселений в Америке, людей, путешествовавших по Аляске и Алеутским островам. Ряд источников опубликован. Это два сборника документов, подготовленные к печати А. И. Андреевым 8; сборник материалов, хранившихся в [83] Красноярском краевом архиве 9; наконец, недавняя публикация объемного труда К. Т. Хлебникова «Записки об Америке», осуществленная Р. Г. Ляпуновой и С. Г. Федоровой 10.

Архив Кирилла Тимофеевича Хлебникова — деятельного администратора Российско-Американской компании (далее — РАК), члена-корреспондента Петербургской Академии наук, географа, литератора 11 — рассредоточен в различных хранилищах страны. Интереснейший и сравнительно мало используемый комплекс документов этого архива хранится в Государственном архиве Пермской области, где составляет отдельный фонд 12.

К. Т. Хлебников (1784-1838) 13 был родом из г. Кунгура. Еще юношей он поступил на службу в одну из промысловых компаний; выполнял обязанности приказчика и комиссионера на Камчатке; с 1818 г. — правитель центральной Ново-Архангельской конторы РАК на о. Ситха, совмещал эту должность с должностью помощника Главного правителя русских владений в Америке. С 1835 г., после переезда в Петербург, К. Т. Хлебников — один из директоров главного правления РАК.

Выполняя административные функции, Хлебников много путешествовал. Материалы, собранные им в этих поездках, в виде статей и заметок публиковались в различных изданиях. Сведения по истории, этнографии, географии и пр. попадали к Хлебникову и в результате тщательных опросов старейших служащих Российско-Американской компании. Один из таких оставшихся неопубликованными «опросных» документов — помещаемые здесь «Ответы Филиппа Кашеварова».

Необходимо сказать несколько слов об этом информаторе.

Семья Кашеваровых внесла немалый вклад в дело культурного развития Русской Америки. Филипп Артамонович Кашеваров был крепостным купца Н. Голикова; на службе в промысловых компаниях находился с 1794 г. Был промышленником, затем «учащимся навигации», затем учителем кадьякской и новоархангельской школ 14. Сын Ф. А. Кашеварова Александр Филиппович Кашеваров, получивший образование в Штурманском училище в Кронштадте, был организатором и руководителем ряда экспедиций по исследованию Аляски. Материалы экспедиционных работ А. Ф. Кашеварова, [84] дослужившегося до генерал-майорского чина, частично опубликованы 15.

В своих ответах Кашеваров-старший освещает некоторые подробности раннего, «купеческого» периода освоения Русской Америки. Это были годы, когда на смену отдельным конкурирующим между собой купеческим промысловым предприятиям постепенно приходит организованная, контролируемая правительством Российско-Американская компания. Со временем РАК становится все более регламентированным предприятием, «купеческий период» истории Русской Америки завершается, с 1818 г. русские владения в Новом Свете управляются уже назначенными из Петербурга чиновниками.

Для К. Т. Хлебникова, собиравшего полный корпус сведений по истории русских в регионе, информация Кашеварова была весьма ценной, поскольку сам Хлебников прибыл в Русскую Америку после описываемых в «Ответах» событий.

Кашеваров ведет рассказ от первого лица, как «очевидной тому свидетель». В то же время он старается взять объективный тон, не допускать личных оценок. И тем не менее в деловое, протокольное повествование вкрапляются яркие детали и характеристики. Стиль Кашеварова вполне индивидуален, его «Ответы» как бы продолжают традицию «сказок» и «отписок» казаков-землепроходцев XVII ст.

Центральный эпизод «Ответов» — рассказ об обстоятельствах крушения судна «Три Святителя» 16 на подходе к о. Кадьяк в сентябре 1796 г. Не будет преувеличением сказать, что Кашеваров нарисовал картину бедствия не менее впечатляющую, чем писатель-моряк, декабрист Н. Бестужев в хрестоматийном «Известии о разбившемся российском бриге «Фальке» в Финском заливе у Толбухина маяка 1818 г. октября 20 дня»,

Вероятно, Кашеваров имел право на резкую оценку действий командира «Трех Святителей». Командовавший судном бывший промышленник В. Г. Медведников не сумел организовать действия экипажа во время шторма, а впоследствии не сумел произвести благополучный спуск на воду судна после произведенного ремонта. Как можно понять из «Ответов», Медведников препятствовал геодезическим занятиям «мореходного ученика» Ф. Кашеварова, что, вкупе с потерей Медведниковым дороги, обесценило экспедицию на оз. Илямна. Однако от каких-либо своих оценок действий командира автор «Ответов» воздерживается. В этом нам видится проявление [85] свойственной рассказу Ф. Кашеварова непредвзятости; объективность рассказчика увеличивает ценность «Ответов» как источника 17.

Освоение Русской Америки было сопряжено с людскими жертвами, причиной которых зачастую были кораблекрушения. Условия мореплавания в северной части Тихого океана, весьма неблагоприятные, требовали особого умения, теоретической и практической подготовки мореходов, способных хорошо ориентироваться в сложной навигационной обстановке у малознакомых берегов. И даже в тот период, когда на службу в РАК стали поступать кадровые морские офицеры, корабли, совершающие рейсы в этой акватории Тихого океана, продолжали терпеть бедствия. Так, например, отплавав лишь две навигации, в 1808 г. погибли «Юнона» — судно, купленное у прибывших в Русскую Америку англичан, и построенный в Ситхе тендер «Авось». В том же году на пути в Калифорнию потерпела крушение купленная у американцев шхуна «Николай», а четырьмя годами позже неподалеку от столицы Русской Америки Ново-Архангельска погиб знаменитый шлюп «Нева».

Суровый быт русских обитателей Америки предстает со страниц «Ответов». На судне, потерпевшем кораблекрушение, совершенно не было хлебных запасов — весь провиант был оставлен высаженным на мысе Святого Ильи промышленникам. Обычная еда терпящих бедствие русских тихоокеанских мореходов — корни сараны (вид дикорастущей лилии), моллюски, ягоды. Людей оценивают по способности к тяжелому физическому труду: первыми при случае отправляют с прибывшими спасателями назад тех, кто «выедает корм», — подростка, священника, женщину.

Нелегкий промысел пушных зверей, трудоемкая заготовка продовольствия, постройка судов, ремонт кораблей, освоение Тихого океана, как видно из «Ответов», это прежде всего постоянный тяжелый, изнурительный труд.

Приток переселенцев в Русскую Америку не отличался интенсивностью 18. И тем более культурное освоение Аляски и прилегающих островов требовало тесного сотрудничества жителей русских промысловых поселков и представителей аборигенных народностей. Примеры такого сотрудничества можно найти в «Ответах». Примечательно описание того, как, выбравшись на берег, русские и «американцы» отогреваются в общей куче.

Порою, правда, отношения между русскими и индейскими племенами Аляски приобретали довольно напряженный характер. [86] Отчасти это связано с провокационной деятельностью иностранных торговцев и промышленников, прибывавших в русские владения. Для них местная администрация и русские вообще были досадным препятствием, для устранения которого годились все средства. Иногда причиной конфликтов с индейскими племенами являлись хищнические приемы промысла и торговли, применявшиеся отдельными промысловыми компаниями. На всякий случай русской администрации приходилось принимать предупредительные меры, прежде всего укреплять промысловые поселки. В обносимом «рогатками» пространстве, выбранном для «заселения», строилось не только жилье для промышленников, но и «кузнецы, слесари, магазины 19, лавки и балаганы» 20.

Средством гарантировать безопасность русских промышленников и промышленников-«американцев», предупредить внезапное нападение со стороны того или иного племени была система заложников-аманатов. Впрочем, эта система оказывалась еще и действенным методом просвещения аборигенного населения. О необходимости «взятых в аманаты молодых американцев... препоручить ко обучению грамоте и математическим наукам» писал в своих указаниях подчиненным Г. И. Шелихов (1794 г.) 21. В школах, где вместе с русскими детьми обучались индейские и креольские дети, преподавал и сам Ф. А. Кашеваров.

Обращает на себя внимание такая деталь в «Ответах»: калошский (индейский) аманат Иван перед тем, как броситься в волны, чтобы плыть к берегу, перекрестился. На первый взгляд этот жест — выдумка рассказчика, ведь далее Кашеваров говорит о том, что индеец не знал ни слова по-русски. Но стоит напомнить, что миссионеры в Русской Америке первоначально вели преподавание основ православия через переводчиков. Освоение же русской культуры аборигенным населением могло начинаться именно с обрядовой стороны. Затем участие в совместном труде должно было довольно быстро порождать чувство культурной общности с русскими 22. Отсюда — подражание в поведении в момент экстремальной ситуации.

Интереснейшая тема, которую затрагивает Кашеваров, — отношения русских промышленников и мореходов, русской администрации с иностранцами. Так, в шестом «Ответе» названы места необорудованных стоянок, где происходили достаточно случайные контакты русских с экипажами испанских, английских, французских судов до того, как были организованы постоянные гавани, прежде всего Павловская гавань о. Кадьяк. В следующем, седьмом «Ответе» говорится о торговых отношениях с иностранцами. Впрочем, торговля [87] не единственная сфера, где устанавливаются отношения партнерства. В «Ответах» несколько раз упоминается «Яков Шильц» — Джеймс Шилдз, англичанин, кораблестроитель и судоводитель. Ф. Кашеваров был некоторое время его «навигацким учеником».

Морское дело — область, сотрудничество в которой в конце XVIII — начале XIX в. русских и англичан, вероятно, имело большие масштабы, чем мы обычно представляем. В переписке Г. И. Шелихова имеются свидетельства о предполагаемой тихоокеанской экспедиции исследовательско-промыслового характера. В ней должен был принять участие и Джеймс Шилдз, а наряду с ним — майор Гавриил Лилингрен и другие офицеры и солдаты Екатеринбургского полевого батальона, несшего пограничную службу в Восточной Сибири. Совместно с Г. И. Шелиховым экспедицию должен был возглавить командир этого батальона, другой англичанин на русской службе — полковник Сэмуел Бентам 23. В числе мероприятий по подготовке экспедиции была и постройка судов в. Охотске 24.

В заключительных «Ответах» содержатся некоторые сведения о промысле пушных зверей. Цифровые данные соседствуют здесь с яркой эмоциональной картиной добычи, которой занимается промысловая партия.

Освоение Русской Америки происходило в процессе проведения организационных экспедиций, осуществляемых сначала частными купеческими промысловыми компаниями, а затем администрацией подконтрольной государству Российско-Американской компании 25. Суровый климат, затруднявший земледелие, сложные условия мореплавания, трудность доступа в промысловые поселки, а также ряд других причин сделали невозможным широкий размах вольной крестьянской колонизации Русской Америки. Культурное освоение Русской Америки отличалось известной спецификой, и установление этой специфики требует привлечения самого широкого круга источников, в том числе материалов частного происхождения. К числу последних и принадлежит публикуемый документ.

При публикации текста сохранены индивидуальные особенности языка и синтаксиса Ф. А. Кашеварова.


Комментарии

1. Тихменев П. А. Историческое обозрение образования Российско-Американской компании и действий ее до настоящего времени, ч. I-II. — Спб., 1861, 1863.

2. Окунь С. Б. Российско-Американская компания. — М.-Л, 1939.

3. Макарова Р. В. Русские на Тихом океане во второй половине XVIII в. — М., 1968.

4. Федорова С. Г. Русское население Аляски в Калифорнии. Конец XVIII в. — 1867 г. — М., 1971.

5. Алексеев А. И. Судьба Русской Америки. — Магадан, 1975; Он же. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки. — М., 1982.

6. Подробный историографический обзор см.: Федорова С. Г. Русское население Аляски и Калифорнии..., с. 12 — 43. Среди зарубежных исследований необходимо выделить работы канадского историка Р. А. Пирса. В Королевском университете Кингстона (Канада) Р. А. Пирсом организована публикация материалов по истории Русской Америки. В частности, в 1981 г. здесь был выпущен перевод на английский язык записок Г. И. Шелихова: Shelikhov G. I. A Voyage to America. Translated by Marina Ramsay. Edited, with an Introduction, by Richard A. Pierce. — Kingston, Ontario, 1981.

7. Назовем IX Международный конгресс антропологических и этнографических наук (1973 г., Чикаго), конференцию «Русские в Сибири и на Дальнем Востоке» (1983 г., Калифорнийский университет в Беркли).

8. Русские открытия в Тихом океане и Северной Америке в XVIII-XIX вв. — М. — Л, 1944; Русские открытия в Тихом океане и Северной Америке в XVIII в. — М., 1948.

9. К истории Российско-Американской компании. — Красноярск, 1957.

10. Русская Америка в неопубликованных записках К. Т. Хлебникова. — Л., 1979.

11. О К. Т. Хлебникове см.: Вишневский Б. Н. Путешественник Кирилл Хлебников. — Пермь, 1957; Он же. Материалы архива К. Т. Хлебникова, представляющие интерес для истории географии. — Изв. АН СССР. Сер. геогр., 1953, № 5, с. 87 — 88.

12. Квашихин Л. С. Обзор фонда К. Т. Хлебникова. — Сов. архивы, 1974, № 4, с. 85-89.

13. Даты жизни К. Т. Хлебникова уточнены Р. Г. Ляпуновой и С. Г. Федоровой. — Русская Америка в неопубликованных записках..., с. 6.

14. Русская Америка в неопубликованных записках..., с. 271.

15. См.: Кашеваров А. Ф. Обозрение берегов Северной Америки от мыса Баррова, совершенное русской экспедициею в 1838 г. — Сын отечества, 1840, т. I; Журнал, веденный при «байдарной» экспедиции, назначенной для описи северного берега Америки... начальником экспедиции корпуса штурманов подпоручиком Кашеваровым. — Зап. РГО, 1879, т. 8, с. 275-361; Первоначальные сведения о состоянии и действиях редута св. Михаила. — В кн.: Русская Америка в неопубликованных записках..., с. 229-237.

16. В 1780-х гг. Г. И. Шелихов плавал на спущенном на воду в Охотске галиоте «Три Святителя». Галиот погиб в 1791 г. Ф. Кашеваров рассказывает о другом судне, построенном уже после гибели шелиховского галиота.

17. Сам Ф. А. Кашеваров был удачливым мореходом. Так, в 1798 г. он, будучи еще «учащимся навигации», сумел благополучно привести судно «Зосима и Савватий» с Кадьяка на Уналашку. Его профессиональный уровень тогда еще вызывал сомнения, но заинтересованные в скорейшем отправлении судна представители владельцев «Зосимы и Савватия» дали подписку: «...если случится с тем Кашеваровым несчастное приключение... в том... не претендовать и ничего не искать». См.: Русская Америка в неопубликованных записках..., с. 104.

18. См., например, сводную таблицу «Народонаселение Русской Америки» в кн.: Федорова С. Г. Русское население Аляски и Калифорнии..., с. 248-251.

19. Магазин — в данном случае помещение для хранения припасов.

20. Балаган — сарай, строение, используемое под склад.

21. Русские открытия в Тихом океане и Северной Америке в XVIII в. — М., 1948, с. 346.

22. В наше время отмечается что. «элементы русской культуры... сохранились с удивительной полнотой у туземного населения». — См.: Федорова С. Г. Русское население Аляски и Калифорнии..., с. 245. Автор приводит в данном случае результаты современных американских исследований.

23. ЦГАДА, ф. 1805, оп. 1, д. 310, л. 1 — 5. О С. Бентаме см.: Ситников Л. А. Сэмуел Бентам и его сибирская библиотека. — В кн.: Русские библиотеки и их читатель. Л., 1983, с. 175-185.

24. Слух о готовящейся экспедиции в мае 1791 г. в Тобольске записал А. Н. Радищев: «Мне говорили — и это сказывают достоверно, что полковник Бентам дал ему (Г. И. Шелихову. — Л. С.) сто человек из своего батальона». Осенью того же года, познакомившись с Шелиховым, А. Н. Радищев отметил, что тот «вместе с полковником Бентамом... построил и оснастил корабль для торговли с Америкой». — Радищев А. Н. Полн. собр. соч., т. 3. — М.-Л, 1952, с. 377, 401. Постройкой этого корабля руководил Д. Шилдз.

25. Федорова С. Г. Русское население Аляски и Калифорнии...; Окунь С. Б. Российско-Американская компания...

Текст воспроизведен по изданию: Материалы для истории Русской Америки. ("Ответы" Филиппа Кашеварова) // Новые материалы по истории Сибири досоветского периода. Новосибирск. Наука. 1986