(л. 49) 194-го ноября в 2 день явились в-Ыркуцком остроге в приходе с калмыцкими Бушухту-хановыми и Номун-хановыми посланцы и с торговыми людьми — бухарцы тобольские жители посадцкие люди Филька Иванов, Васька Жданов, Федька Васильев з братьями и с племянники, и с работными людьми, всего 7 человек, с китайскими всякими товары.
И 194-го же году февраля в 2 день в-Ыркуцком в приказной избе перед письмянным головою Алексеем Львовичем Горчаковым они, Филька с товарыщи, роспрашиваны. — Откуды де они и ис которого города или острогу [72] в китайские городы и в калмыцкие и в мугальские земли шли, и по чьему отпуску или собою, и какими месты и людьми до китайских городов шли, и в-ыных государьствах в каких, опричь китайских городов, и в Китайском государьстве были ль? И буде были, каких ведомостей в Китайском государьстве и в городех и в калмыцких, и в мугальских землях, и злаго намерения на крайние великих государей городы и остроги, и на ясачных великих государей людей не слыхали ль, и в китайском или в городех руских полонеников и изменников Гришку Мыльника1 и иных ково не видали ль? И буде видали, з Гришкою и с-ыными изменники о каком злом изменном намерении не ссылались ли и писем каких или грамот от него, Гришки, или от иных изменников с ним, Филькою, и с товарыщи ево в руские люди нет ли? И как изменник Гришка Мыльник и иные руские изменники под Албазинской острог с китайскою силою приходили и Албазинский острог взяли, и они, Филька с товарыщи, про то ведали ль, и в китайских городех от каких людей слыхали ль? И буде ведали — сколько под Албазинским китайской силы и ружья и зелья было?
А в роспросе они порознь сказали. — Филька Иванов в роспросе сказал: житель де он Тобольского города, посадцкой сын, а отпущен де он ис Тобольска к Ямышеву-озеру2 по соль и для торжишку своего. И дана де была ему, Фильке, в Тобольску ис таможни до Ямышева (л. 50) проезжая. И тое де проезжую от Ямышева послал он, Филька, в Тоболеск з братом своим родным Кирюшкою Ивановым. А у Ямышева де озера об отпуске в Китайское государьство бил челом великим государем словесно он, Филька, Алексею Дмитриеву сыну Мурзину. И против того де ево словесного челобитья он, Алексей, ево, Фильку, в Китайское государьство отпустил с калмыцкими с Номон-хановыми посланцы во 192 году сентября в 22-м числе3. А в отпуску де [с] Филькою было тобольских посадцких людей 6 человек: Федька Васильев, Васька Жданов4 с товарыщи. А проезжей де от отпуску в Китайское государьство ему, Фильке, и товарыщем ево, он, Алексей, не дал. А от Ямышева де озера до китайского города до Шурги шел он с теми посланцы и с товарыщи, калмыцкими и мугальскими людьми от Ямышева до Номон-канова улусу 6 недель. А от Номон-канова де улусу в китайский город в Шургу пришли они во 193 году в марте месяце, а в котором числе, того де он, Филька, не упомнит. А в-ыных де государствах и ни в каких китайских и в-ыных городех, опричь того китайского города Шурги, он, Филька, и товарыщи ево нигде не были, и никаких де ведомостей и злаго намерения в китайском городе Шурге и в калмыцких и в мугальских людех на крайние великих государей городы и остроги и на ясачных великих государей людей не слыхали, и в том китайском городе руских полонеников и изменников, Гришки Мыльника и иных, не видали, и с ним, Гришкою, и с-ыными изменники ни о каком злом изменном намерении не ссылались, и писем де никаких от него, Гришки, и от иных изменников с ним, Филькою, и с товарыщи ево в руские люди нет. И как изменник Гришка Мыльников и иные руские изменниики под Албазинской острог приходили и как Албазинской острог взяли, и сколько под Албазинским китайской силы и ружья и зелья, про то де он, Филька, и товарыщи ево не ведают. А в-Ыркуцкой де острог с калмыцкими посланцы пришли они для торжишку, а из Иркуцкого де об отпуске, куда им иттить или выслать, что великие государи укажут.
РГАДА, ф. Иркутская приказная изба, on. 1, д. № 84, лл. 49 — 50. Отпуск.
Примечания:
1 Речь, видимо, идет о защитниках Албазина, во главе с В.Захаровым, участником посольства И. Милованова в Пекин, которых маньчжуры «прельстили» перейти в свое подданство и служилых и промышленных людях из отряда (в 73 человека), направленного в конце июля 1683 г. из Албазина в Бурею, многие из которых и его командир Г. Мыльник в том числе попали в плен при столкновении с маньчжурской флотилией (см.: Александров В.А. Россия на Дальневосточных рубежах, с. 126-128).
2 Ямыш, Ямышевское — соленое озеро на правом берегу Иртыша. С 20-х годов XVII в. начались регулярные поездки сибирских служилых людей к озеру за солью. Вместе с ними приезжали торговые люди на открывавшуюся ежегодно Ямышевскую ярмарку, где велся оживленный торг с бухарскими купцами и ойратами. Большое место на ярмарке занимали китайские товары, ойраты продавали скот (Вилков О.Н. Ремесло и торговля Западной Сибири в XVII веке. М., 1967, с. 194 – 200).
3 Речь идет о возвращении посла Номун-хана Надыр Мергена в его улусы после приема в Москве в 1682 г. (см.: Русско-монгольские отношения. 1654 – 1685, док. №206, с. 388 – 391). Ф. Иванов с товарищами приехал в ноябре 1685 г. в Иркутск с новым посланцем от Номун-хана гецулом Даржой (см. Отписка иркутского письменного головы А.Л. Горчакова енисейскому воеводе С.А. Собакину о приходе в Иркутск ойротских посланцев с торговыми людьми и о посылке их расспросных речей в Енисейск).
4 В расспросных речах тобольский посадский человек В. Жданов сообщил: «А в китайском де городе в Шурге пушек и мелково оружья они, Васька с товарыщи, не видали, а тот де город Шурга кирпишной, не крепок. А в Мугальской де землех у тайшей и у зайсанов никакие крепости около юрт и надолоб не бывает, а кочюют по степе, переходя с места на место» (см.: РГАДА, ф. Иркутская приказная изба, оп. 1, д. № 84, л. 52).
Воспроизводится по:
Русско-монгольские отношения 1685-1691.Сборник документов. Составитель Г.И. Слесарчук. Ответственный редактор Н.Ф.Демидова. издательская фирма «Восточная литература» РАН, Москва 2000г. № 7, с. 71 – 72.