Авария С-47 Управления полярной аваиции Главсевморпути в районе Тикси...

554320_b51b45330e064ca42b9ee48f642f1aa9.jpg

Тип происшествия: авария
Дата: 04 декабря 1945 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Якутская АССР, близ Тикси
Тип ВС: Douglas C-47
Регистрация ВС: СССР-Н362
Авиакомпания: Управление полярной авиации Главного управления Севморпути


Описание

14 ноября экипаж Чукотской АГ вылетел из Москвы на Чукотку. На борту находилось 16 пассажиров, в том числе ребенок. Из-за потери ориентировки самолет произвел вынужденную посадку с подбором в 600 км к югу от Дудинки. Через 8 дней самолет был найден, заправлен и перегнан в Дудинку, после чего рейс с пассажирами на этом же самолете был продолжен до а/п Тикси.
Заход на посадку в а/п Тикси производился ночью в сложных метеоусловиях. После шести неудачных заходов, с малым остатком топлива пилот произвел вынужденную посадку на лед бухты в 2-3 км от аэропорта. При посадке самолет потерпел аварию: сломал шасси и получил повреждения плоскостей, двигателей и фюзеляжа.

Сведения о пострадавших

На борту Погибло
Экипаж 7 0
Пассажиры 16 0
На земле 0
Всего погибших 0

Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании

Сведения о воздушном судне

Тип ВС Douglas C-47
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Н362
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка

Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Управление полярной авиации Главного управления Севморпути
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Тикси
Начальный пункт маршрута Дудинка
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен

Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru
Источники информации Форум Полярной Почты, А. Милованов

С "Полярной почты"...

Бронтман Лазарь Константинович: Дневник событий 1945-46 г. http://zhurnal.lib.ru/r/ryndin_s_r/wwdnevnik27.shtml

25 ноября.

14 ноября из Москвы на Чукотку вылетел двухмоторный самолет "СССР Н-362" полярной авиации (типа "Си-47"). Летчик Михаил Томилин, штурман- Сашка Погосов. Экипаж - 6 человек, на борту -16 пассажиров, в т.ч. 5 женщин и 7-милетний ребенок. Накануне отлета вечером Сашка Погосов был у меня, пошли обедать ко мне, выпили, съели пельмени, договорились, что он будет нам писать.

Мы дали заметку об отлете.

15 ноября я получил телеграмму от Сашки из Архангельска (вернее- с борта самолета). "Посадка в Архангельске во столько-то, взлет во столько-то, взлет и посадка ночью".

Вечером я позвонил зачем-то Новикову (Папанин в отпуске, он его замещает).

-Вот ты там написал о Томилине, - говорит он, - а мы его сейчас ищем.
-Как так?!!

Оказалось, самолет вылетел вечером из Архангельска. В полночь с 14 на 15 должен был придти в Дудинку. Не пришел. В 2 часа с чем-то 15 ноября сообщил, что горючее кончается, идет на вынужденную. Через час сообщил, что сел благополучно. В 7 ч. утра сказал, что бензина нет, харча у пассажиров нет, теплой одежды нет, пассажиры замерзают, координат не знает. Его немедленно начали искать находившиеся на севере Титлов и Андреев. Через день он сообщил свои координаты: получалась южная часть п/о Ямал. Новиков послал туда Крузе, Мазурука, отменив его полет в Берлин. Обшарили все- нету, видимо- координаты липа.

А Томилин слал все более тревожные телеграммы. Новиков сообщил в правительство. Делом занялся лично Маленков. Предложили ВВС послать 2 машины, ГУГВФ- две, ВМФ- одну, НКВД- две. Послали.

Пользуясь редкими работами рации Томилина, запеленговали его из Москвы и других мест. Оказалось, что сидит совсем не там, а гораздо южнее, в среднем течении реки Пур. Перенесли поиски туда.

К тому же в одной из последний радиограмм Томилин сообщил, что кругом лес. Турки, раз лес- так не может быть Ямала! Вышли наземные партии. Самолеты за ночь доскакивали из Москвы в Дудинку и утром начинали шарить.

Днем 22-го мне позвонил Новиков домой.

-Приезжай! Нашли! Крузе снял сегодня утром и доставил в Дудинку.
-Как, все живы?
-Все живы!

Приехал. Верно: 22-го в 8:27 утра Крузе их нашел, сел, забрал, привез в Дудинку. Нашли их в км. от устья реки Паселька (приток Таза), в 600 км. от Дудинки на юго-юго-юго запад. Эк, куда занесло! С пеленгацией все совпало.

Я записал основные данные. Поспелов решил послать на визу Маленкову, поскольку он занимался этим делом. ДО сих пор не вернулось. Сегодня утром мне позвонил Мазурук.

-Вчера вечером прилетел из Дудинки, руководил всей операцией. Целая эпопея. Обошлось в 2 млн. рублей. Налетали 400 часов. 10 машин искало.

-Сколько из них налетал Титлов? 100 часов?
-Правильно, ровно 100. Не человек, а машина!
-Кстати, а что с машиной?
-Посадил Томилину штурмана Падалко и отправил дальше на восток. А Погосова привез с собой, разбираться.

27 декабря

История пассажиров Томилина продолжается. Как уже записывал, они вылетели из Москвы 20 декабря на Чукотку. На борту - 5 чел. экипажа (штурман Погосов), 16 пассажиров, в том числе один ребенок. Самолет заблудил, израсходовал горючее (на этапе Архангельск- Дудинка) и сел в 600 км. к югу от Дудинки. Вот куда унесло! Искали их 8 дней, гнали из Москвы до десятка машин. Вмешался в это дело Молотов.

Жрать было нечего, мерзли. Наконец, нашли- с помощью мощного московского пеленга. Нашел Крузе. Привез их в Дудинку. Решили отправить их дальше и Титловым. Поднялся и сел сразу за аэродромом, снес шасси, помял крыло. Тем временем перегнали в Дудинку самолет Томилина, и Мазурук не нашел ничего лучшего, как (при наличие нескольких экипажей) отправить пассажиров дальше с Томилиным. Не долетая Тикси, он опять заблудил, опять израсходовал горючее и сел. Сломал машину (шасси, помял крылья), как выяснилось- в 2 км. от Тикси. Тогда отправили из Москвы летчика Каминского. Взял он их в Тикси на борт, поднялся, загорелся, сел. Люди выпрыгивали на ходу. Часть поломало руки, часть ноги, часть обгорело. Самолет и все вещи сгорели. Сейчас за ними вылетел из Москвы Крузе.

На этом дело в полярной авиации не кончилось. Дня два назад в Дудинке поднялся самолет Андреева (тоже "Си-47", как и те), на высоте 300 метров загорелся. Четыре человека экипажа и 6 пассажиров погибли. Причины неизвестны.

Вчера я говорил с Ляпидевским. Он работает сейчас в Госконтрле, инспектором по авиации. Я предложил ему поставить вопрос о создании Государственной авиационной инспекции при СНК, которая была бы независима от ведомств, не боялась за пайки, за квартиру и т.д. Это дело поддерживает и Кокки. Толе идея понравилась.