odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

Отписка Иркутскаго воеводы Ивана Власова к Якутскому воеводе Матвею Кровкову...

1684г. не ранее января 14. — Отписка Иркутскаго воеводы Ивана Власова к Якутскому воеводе Матвею Кровкову, с приложением копий с грамоты Китайскаго богдыхана к Русским и с письма одного перебежчика к своим товарищам.

Господину Матвею Осиповичю Иван Власов челом бьет. В нынешнем, господине, во 192 году, генваря в 14 день, писал ко мне в Иркуцкой из Нерчинского столник и воевода Федор Воейков: в нынешнем де во 192 году декабря в 15 день, в пятом часу дни, приехал к нему Федору в Нерчинской из Албазинского острогу Албазинской казак Мишка Григорьев сын Готола (1) с отпискою от Албазинского казака от Ивашка Семенова с товарыщи, а в отписке де их написано: в нынешнем во 192 году, ноября в 27 день, приехали де в Албазинской острог из Богдойскаго царьства полоненики, промышленые люди Мишка Иванов сын Ящиных, Ивашко Захарьев сын Енисеев, которые в прошлом во 191 году поплыли из Албазинского острогу с Гришкою Мылником на Быструю и на Хамун реки, и полонили де их, и в царьство Китайское свезли Богдойские воинские люди. А с собою де привезли они Мишка да Ивашко от богдохана на листу писмо в Албазинской острог к нему Ивашку Семенову и сказали де они промышленые люди Мишка да Ивашко: тот-де лист в Богдойском царьстве дали им Богдойские воеводы, и с тем де листом их Мишку и Ивашка из царьства отпустили в Албазинской острог, а в Албазинском де остроге то писмо велели подать ему Ивашку Семёнову. И он де Ивашко Семенов тот Богдойской лист и полонеников промышленых людей Мишку Иванова да Ивашка Захарова из Албазинского острогу послал к нему Федору в Нерчинской острог; а писмо де писано на листу тремя грамоты: Рускою, Китайскою, Мунгалскою. И перед ним де Федором в Нерчинском остроге в сьезжей избе полоненики Мишка де Ивашко сказали: из Богдойского царьства привезли их на Амур реку, где поставлен Богдойской новой земленой город на Амуре, выше Зийского устья день езду; и в том де городе, по указу богдохана, то писмо на рускую грамоту переведено, а переводил де и писал прежней изменник Ивашко Ортемьев, чтоб то писмо прочесть было в Албазинском остроге для ведомости.

И он де Ивашко Семенов у них Мишки и у Ивашки то писмо принял, и на площаде вслух во всем народе прочитал, и с того де писма список списал и оставил тот список в Албазинском остроге, а подлинное-де писмо, на листу, послал в Нерчинской острог с ними ж Мишкою и Ивашком. Да они ж Мишка и Ивашко сказали: как де они были в Богдойском новом городе, и им де сказывали Богдойские [238] толмачи и переводчики, прежней изменник Ивашко Артемьев, да Агафонко, да Стенка: сверх де Зии реки пришли к ним в новой город Тынгусы и принесли де с собою Рускую гладкую пищаль; а сказывали де им изменником Ивашку Ортемьеву с товарыщи: сверх де Зии реки пять человек Руских людей шли в Албазинской острог, и мы де тех Руских людей побили и ту де пищаль у них взяли. И он де Федор тот Богдойской лист у них Мишки да у Ивашка в Нерчинском остроге в сьезжей избе принял, и их де Мишку и Ивашка в Нерчинском в сьезжей избе роспрашивал, и они Мишка да Ивашко сказали ему Федору в роспросе те ж речи, что в отписке написано Албазинских казаков Ивашка Семенова с товарыщи. А которой де лист подали ему Федору полоненики Мишка да Ивашко, и тот лист писан Богдойским писмом, а что Богдойским писмом писано, и такова де человека в Нерчинском остроге не сыскано, кто б то писмо прочел. Да в том же листу написано Руским писмом, и он де Федор то писмо вычетчи, с того писма списал список и тот де список в Нерчинском остроге оставил в сьезжей избе. Да те ж полоненики Мишка да Ивашко подали ему в сьезжей избе грамотку, а тое грамотку из Богдойского царьства послал с ними ж Мишкою и Ивашком Албазинской казак Гришка Самойлов, а велел де им тое грамотку отдать в Албазинском остроге друзьям своим Ивашку Семенову с товарыщи. А про Гришку де Самойлова с товарыщи, которые ныне в Китайском царьстве, сказали они Мишка и Ивашко: Гришка де Самойлов с товарыщи Китайскому богдохану поддалися вечно служить, и хочет де Гришка Самойлов себе в Китайском царстве заводы заводить, мыльницу строить и мыло варить. А подлиной до Богдойской лист и Гришка Самойлова грамотку он Федор Воейков запечатал великих государей Даурских острогов печатью в листу, и тех полоняников Мишку да Ивашка послал в Енисейской с Нерчинским казаком с Ивашкой Терентьевым сыном, барабанщиком. (2) А каковы ко мне из Нерчинского Федор Воёйков под отпискою прислал в Иркуцкой с Китайского листа и с Гришкины грамотки списки, и с тех списков велел я списать списки ж, и те списки послал к тебе, господине, под сею отпискою.

Список с списка ж Китайского листа, что взнесли полоненики Мишка да Ивашко.

Богдойской славной великой земли, Богдойской великой славной царь богдохан послал царской свой указ в Албазин приказному человеку, лета своего великого царства двадцать другого году; послал свой царской указ октября 19 числа.
[239] Я во всю подселенную славен и велик, до всяких людей добр и милостив, как отец до детей; и на своей земле живу смирно, и не трону никого, и вы пришли на мою землю, и моих ясашных людей изгоняете, у промышленных людей соболи и запасы отымаете, Кантимура с товарыщи приняли, и на моем рубеже вы много делаете худо, и тому уже много лет. И я Богдойской царь послал на вас болшое войско, убить и погубить жалею; и вы того дурна покинтеся, подите назад. И мои людишка к вам сдалися, и я к вам писал по многие времена, отдайте назад, и вы того не разумеете. И Микулаю (3) я приказал, чтобы тех людей назад отдать, и вы и того не разумеете; вы еще хуже того стали воровать, и моих ясашных людей Тынгусов имаете, и огнем сжете. Еще вы в прошлом году моих ясашных людей Тынгусов и Дауру на соболином промыслу Одиргия с товарыщи обманом заманили в избу, и ту избу огнем сожгли, и вы отнюдь переводу не знаете. И я для ради того послал своего полкового воеводу с великим войском, и велел делать выше Гамару и на Гамаре и ниже Гамару, и на Зие, и ниже Зии городы, и не дам вам по прежнему по Амуру и по Зие поволно дуровать. И прежь того было велел, где вас не увидеть, тут и велел бить и имать, — ныне велел вас добром призывать на свое имя и жаловать. А которые ваши Руские люди в прошлом году (плыли) по Амуру реке вниз на Быструю, и стретя мое войско, и те ваши люди сдалися на мое имя, и я их много пожаловал и ни единого человека не казнил; преже сдатья ушли 4 человека, и тех всех переимали. И вы Албазинские и Нерчинские Руские люди, вы всякого дурна покинтеся, Кантимура с товарыщи назад отдайте, и вы сами назад подите, и мы всякие дела между собою покинем; и межу собою в любе жить добро. И вы буде того не разумеете, и на моем рубеже станете жить, и в те поры вы не небом ни землею не закроетесь, и убить вас не жалею. И вам, будучи назад итти далече, и вы подумайте и прийдите ко мне на мое имя, и я вас много пожалую. А которые четыре человека ушли а поиманы, и я из тех людей два человека, Михаила, Ивана, много пожаловал и назад к вам послал, и с теми два человека послал свой царской указ, Рускую грамоту и Богдойскую и Мунгалскую, и вам бы про то было ведомо. А будучи от вас какие речи будут и писмо, и вы с теми два человека пошлите, и вы сами прийдите, не бойтеся ничево, посла держать не буду. Албазинскому приказному человеку было ведомо чиним. Царства своего 22 лета октября в 19 день.

Список с грамотки Гришки Самойлова.

Государю моему приятелю и заочному добродею Игнатью Ивановичу Гришка Стефанов челом бьет. Как тебя Бог милует? а про меня изволишь спросить, и меня грех ради моих взяли на Амуре Богдои. И я топере живу в Китайском царстве за караулом: обут и одет от царя, октября в 26 день, а впредь уповаю на милость Божию. А житию своему промеру не знаю, потому что наши казаки и поп Максим с товарыщи на Кадне. А отпуску нам вечно не будет, я слышал от толмачей; и я топере совсем разорился, что было колко денег, рублев сотня, то и в руках, а то все погибло. А покрученики мои ушли с ружьем, а ружье мое, и ты ружье возми да продай; на Саве Монастырском 3 рубли, на покрученике Бурдюковского 2 рубли, а по покручениках денги возми 30 алтын. Толко вас Бог помилует, и ты государь Игнатей Ивановичь не покинь робят моих, буди ты им отец; да Стенке да Оринке по благословению, всем моим приятелем [240] по челобитью. Здравствуйте о Христе. Государю моему Ивану Семеновичу Гришка Стефанов челом бьет. Государю моему Кирилу Семеновичу Гришка Стефанов челом бьет, здравствуйте о Христе. А нам топере сказано вечно в царстве. Пожалуйте, господа мои, не покинте робят моих Стенку да Оринку.

Сообщено, в списке (не очень исправном), бывшим учителем Якутскаго уезднаго училища г. Райским.

Примечания

(1) По другому списку: Гогола.
(2) В отписке о том же Нерчинскаго воеводы Федора Воейкова к Енисейскому воеводе князю Константину Щербатову прибавлено: А для осадного времяни в Нерчинском остроге Даурских казаков самое скудное малолюдство, и всех Даурских казаков в Даурских острогах всего 200 человек, и те все врозне, в Итанцынском зимовье 12 человек, в Яравнинском остроге 20 человек, в Теленбинском остроге 40 человек, в Иргинском остроге 5 человек, в новом Аргунском остроге 20 человек, в Нерчинском остроге 103 человека. Да из тех же Нерчинских казаков ходят в Удинской острог по хлебные запасы человек по сороку и по пятдесят, а ездят по хлебные запасы Нерчинские казаки в Удинской острог недель по десяти и по тринадцати и по пятнадцати, а со мною в Нерчинском остроге остаетца казаков человек с пятьдесят, и те старые и увечные, а от воинских Китайских людей оборонитца мне будет некем и нечем, мелкого ружья, ручных пищалей и копей и бердышев и рогатин в Нерчинском остроге великих государей в казне нет.
(3) Русский посол в Китае — Николай Спафарий.

Воспроизводится по:
Дополнения к актам историческим, 1867г, т. 10, СПб. стр.237-240

Tags: Сибирь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments