Отписка Якутскому воеводе Приклонскому о неприязненных действиях китайцев.

1683г. ранее августа 23. — Отписка Якутскому воеводе Приклонскому о неприязненных действиях китайцев.

Государей Царей и Великих Князей, Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, всея Великия, и Малыя, и Белыя России Самодержцев, Стольнику и Воеводе, Ивану Васильевичу, из Даур-Албазинскаго острогу служилой человек, с Селиньбинскаго ясашного зимовья прикащик, Андрюшка Мокрошубов, челом бьет.
В нынешнем в 191 году, Августа в 19 день, прибежали на Селиньбу реку в ясашное зимовье с погрому Албазинского острогу служилые люди Михайло Щипунов, толмач Тихон Федоров, Сидор Яковлев, да с ними же 20 человек промышленных людей, а прибежав он, Михайло с товарищи, сказали:
В нынешнем в 191 году, по указу Великих Государей и по приказу Албазинского острогу приказного человека, Ивана Семенова, послан, де, из Албазинского острогу на службу Великих Государей на Хамунь на реку, в ясашное зимовье, к Гаврилу Фролову, на перемену Албазинской казак, десятник казачей, Григорий, Стефанов сын, Самойлов, а с ним, де, казаком, 20 человек, да промышленных вольных людей 47 человек. А в нынешнем же в 191 году, Июля в 27 день, волею Бога праведнаго, а за умножение грех ради наших, ниже Зийского устья внезапу он, Григорий, с товарищи наплыл Китайсково Боняха набольшево собранье, идут на буках с большим пушешным снарядом с низу Амура, и того же числа в 10 часу они погромили Китайские воинские люди казну Великих Государей, а Григорья Самойлова с казаками многих людей живьем в полон взяли. А хвалитца он, враг Креста Христова и супостат Царскаго Величества, Китайский Богдохан, на Их, Великих Государей, Царскаго величества, Украинную вотчину, на все Даурские остроги, войною. А послал, де, он, Китайской Богдохан, своих легких конных людей 25,000 войною под Нерчинские остроги, а под Албазинской острог 15,000 конных же легких ратных людей наперед бусы, а бус идет по Амуру сот с пять и боле, а пушек, де, на бусах больших и малых ста три. А сказывали, де, мне, Андрюшке, про то воинское дело те ж беглые люди, Михайло Щипунов с товарищи А слышали, де, оне от их Китайских Богдайских толмачей, а от Русских изменников, от Агафона Зыряна, от Степки Верхотура, от Гришка Епанчина, кои убежали из Даурских острогов, порудя Православную Христианскую веру, и забыв Царскаго Величества хлеб, соль: оне и вожами на Даурские остроги идут. А про бусы, и про Китайских ратных людей, и про пушешной снаряд казак Михайло Щипунов с товарищи сказывают, одномошно на погроме были и то все видали. Да он же, Китайской Богдохан, послал, де, своих ратных людей на 25 бусах на Хаанунь по ясашное зимовье к Гаврилу Фролову войною, а на Зию де, и Селйнбу по ясашныя зимовья будут же, посланы, де, конные ратные люди войною. И я, Андрюшка, с Казаками живу на Селинбе в ясашном зимовье с великою бережью от приходу Богдайских людей. А про Албазинской острог весть перенять и в Албазин послать нельзя никоторыми делы: облегли все дороги Богдайские люди. А отписку я, Андрюшка, послал через Усть реку к тебе, Великих Государей Стольнику и Воеводе, к Ивану Васильевичу, в Якутцкой острог о приходе Китайских ратных людей под Даурские остроги, и об том деле, как ты, Великих Государей Стольник и Воевода, Иван Васильевич, изволишь? А я, Андрюшка, с казной Великих Государей и с аманаты и с казаками хочу у Бога милости просить, а от приходу Богдайских людей итти с Селинбы реки на Утьцкие вершины, чтоб над казною Великих Государей и над аманаты и над служилыми людьми от прихода Богдайских людей какое дурно не учинилось. А если Бог сдорово пособит казну Великих Государей и аманаты на Утцкие вершины перевести, и я, Андрюшка, указ Великих Государей тут дожидаюсь. А и с сею отпискою послать нарошново казака неково за малолюдством, а отписка послана Августа 23 дня.

Воспроизводится по:
Чтения в императорском обществе истории древностей российских при московском университете. 1861г. Москва
Tags: