Тайна третьего перелёта или цейтнот Леваневского... Евгений Костарев. Часть 9

Часть 9.

Тайна горного озера.

"Исчезнувшие самолеты всегда
обнаруживаются не там,
где их разыскивали."

И.П.Мазурук,полярный и
военный летчик,
участник поисков Н-209
в 1937-1938 гг.

Летом 1965 г. вертолётчики Е.В.Попов, А.А.Кирсанов и Анохин (В 1982 г. Е.В.Попов жил в Ленске (Якутия), бортмеханик А.А.Кирсанов в Якутске, пилот Анохин в Хандыге (Якутия) )случайно обнаружили на левом берегу горного озера Себян-Кюэль (в 300-400 км. к северу от Якутска,координаты 65 градусов 17,303 мин. с.ш.,130 градусов 09,244 мин. в.д.,в нынешнем Кобяйском улусе,что на трассе Батагай-Сангар)высокий заметный холм (бугор), явно искусственного происхождения, на котором лежала грубо отёсанная старая доска (табличка),сделанная явно не из местного дерева,размером,ориентировочно 30 на 40 см.,с выжженной или вырезанной ножом каллиграфическим почерком надписью,обведенной в рамку:

«Здесь 13 августа 1937года в результате катастрофы самолёта N-209 погиб экипаж... Леваневский...»

И еще 3 или 4 фамилии, причём одна была на «ский» (Галковский?!). Большинство же фамилий невозможно было прочесть-доска подгнила... К доске, вроде бы, была прибита металлическая пластинка от консервной банки, на которой было нацарапано то же самое. Доска, по-видимому, ранее была прибита гвоздями к двум столбикам с метр высотой и написанной стороной была повёрнута к озеру. Попов известил о доске тогдашнего директора Арктического и Антарктического института-корреспондента АН СССР А.Ф.Трешникова, академика Е.К.Фёдорова, заслуженного штурмана СССР В.И.Аккуратова и органы ГБ. Доску с надписью Попов снял и передал экипажу вертолёта, базировавшегося в Жиганске, дабы те по эстафете передали её в Москву. Но случилось непредвиденное: вертолёт потерпел катастрофу и доска сгорела...Известно,что в 22 км. от Себян-Кюэль разбился транспортный вертолет МИ-4а Якутского УГА,Жиганского ОАО (борт СССР-66863).Погибло 6 человек-экипаж:командир Катаев Юрий Федорович,второй пилот Руденко Николай Георгиевич,бортмеханик Катышев Владимир Иванович и три пассажира.Вертолет в темноте и нелетной погоде врезался в склон горы.Но,эта катастрофа произошла 27 июля 1970 г.!А доску Попов обнаружил в 1965г...

Неподалёку от холмика, где находилась доска,на левом берегу,ниже того места,откуда из второго озера Себян-Кюэль вытекает река Себян,эвенки нашли старый полуразвалившейся шалаш (эвенки такие не строят), памятный знак в виде креста из камней и клёпанный дюралевый авиационный бачок.Кстати,по международному коду визуальных сигналов "Земля-Воздух",сигнал "крест" означает "не способны двигаться".Так же,обычно такой формы кресты ставят полярные летчики.
Группа энтузиастов из Уфы (Башкирия), которой руководил кандидат наук, врач-офтальмолог Эрнст Мулдашев, кандидат технических наук, начальник отдела КБ Уфимского авиаинститута им. С.Оржоникидзе Юрий Лобанов и писатель Михаил Чванов, по инициативе журнала «Техника-Молодёжи», газет «Советская Башкирия» и «Советская Россия» (в общей сложности в СМИ вышло более 65 публикаций) в августе 1982 г. организовали поисковую экспедицию в окрестности Себян-Кюэль, опросили местных жителей.
Экспедиция принесла определённые результаты, поэтому обследование озера и его окрестностей продолжали еще несколько раз. В районе озера Себян-Кюэль за несколько лет до войны действительно разбился неизвестный самолёт. По слухам, кто-то из якутов видел момент приземления самолёта в этом райное в августе 1937 года.У жителей поселка Себян-Кюэль бытует легенда,согласно которой на одноименном озере был большой шум,что-то упало с неба и поднялась большая волна.Когда волна опустилась и наступила ночь,у озера появились глаза.Озеро иногда открывает глаза и печально смотрит в небо...
Да, якутская версия гибели экипажа Леваневского с самого начала многими бралась под сомнение: экипаж не мог допустить такой навигационной ошибки, которая привела бы к столь значительному отклонению от курса (до 83о!). Но заслуженный штурман СССР В.А.Аккуратов доказал обратное. Мог ли Н-209, летевший вдоль 148го мередиана, попасть на меридиан Якутска? При наличии горючего – да ! Широта Фэрбенкса и озера Себян-Кюэль примерно одинаковая,разница в 40км.,(на сфере расстояние от СП до озера по-дуге составляет 2760 км.) и следовательно, если Н-209 отклонился от курса, то он мог совершить посадку на той же широте, на которой находиться конечная точка маршрута. От места,где отказал правый крайний двигатель до Фэрбенкса было 2250 км.,по расчетам,на трех моторах самолет смог бы пролететь только 2200 км.Разница в 50 км.Правда,расчеты Н.В.Якубовича,заместителя главного редактора журнала "Крылья Родины",показывают обратное: на трех двигателях, с оставшимся запасом топлива и в условиях циклона,Н-209 не мог долететь,как до озера Себян-Кюэль,так и до Аляски.Да и чтобы, вместо Фэрбенкса выйти на Якутск нужно сбиться с курса на 83о вправо! Сомнительно, чтобы изменение курса было преднамеренным. Это могло произойти из-за потери ориентировки и неисправности радиоаппаратуры при полёте в сложных метеоусловиях-циклоне,который,возможно,простирался и до данного озера.А при таком значительном отклонении от курса встречный ураганный ветер станет для самолета боковым и уже не так сильно будет влиять на его скорость и расход топлива.Вполне возможно, «ледяные горы», показавшиеся далеко впереди, названия которых Леваневский определить не смог, так как не знал своего местонахождения,ибо полет продолжался без видимости Солнца, без радионавигации,и видимости земли, были покрытые снегом остроги Верхоянского или Черского хребта (озеро Себян-Кюэль находиться в южных острогах Верхоянского хребта). Незадолго до полёта в этих местах прошёл могучий циклон, и вершины были ослепительно белыми. Их высоты между Тикси и озером Себян-Кюэль достигают более 2000 метров. Потолок Н-209 при полёте на двух моторах должен был составлять около 2500 метров.Следовательно,самолет мог перелететь эти горы. Дальнейшии события могли развернуться следующим образом. Горючее на исходе.Самолет идет со снижением. Место для вынужденной посадки высматривали всем экипажем. Обнаружив озеро, решили садиться, т.к. кругом были горы, исключающие посадку на суше.Само озеро расположено в 1000 м. над уровнем моря,ближайшие к нему горы достигают высоты в 500-1000 м.И Леваневский и Кастанаев имели опыт посадок на воду. Гул моторов оборвался. Наступила зловещая тишина. Винты вращаются еще по инерции. Самолёт, как гигантский планер, с шелестом рассекает воздух, с каждой минутой, с каждой секундой опускаеться всё ниже и ниже. В своей носовой кабине штурман с радистом подвергаются большому риску в случае аварии самолёта, поэтому они переходят в кабину пилотов или в хвост самолёта. Пилоты стараются посадить самолет как можно ближе к берегу.После тяжёлой посадки на озеро и неизбежного полного «капота» – Н-209 имел огромные размеры,полуубирающиеся шасси и не был приспособлен для посадок на воду – самолёт оказался на спине и стал медленно тонуть. Возможно, кто-то погиб сразу, а кто-то уцелел и сумел выбраться. Леваневский хорошо плавал и, возможно, уже в воде скинул унты и меховую куртку. У него хватило сил добраться до берега, но организм сильно переохладился и он, возможно, ещё и получив травму при аварии, скоро замёрз ( в Северной Якутии находиться так называемый «полюс холода» и уже в августе там выпадает снег).
Четырёхмоторный самолёт Н-209, обладал большим объёмом, не мог сразу пойти на дно,к тому же плавучесть ему могли обеспечить его пустые топливные баки.Да и герметичность какая-никакая,но у самолета была. И из него сумели выбраться и остальные, оставшиеся в живых члены экипажа. Но и они вскоре замёрзли на угрюмом и безжизненном заснеженном берегу...
Находясь в холодной воде, человек замерзает и теряет сознание через 10-30 минут ( в зависимости от погодных условий). В воде при 4оС незакалённый человек без защитной одежды в большинтстве случаев погибает от переохлаждения уже спустя 30-40 минут.
Все, кроме одного, замёрзли. Возможно, им был здоровяк и крепыш второй пилот Кастанаев или штурман Левченко, который хорошо плавал. Выплыл он, держась за плавающий предмет (как, возможно, и другие) и вытащил рацию. Ему, возможно, удалось развести костёр (в те годы полярные экспедиции такого уровня брали с собой специальные непромокаемые спички), обсушиться и обогреться, после чего он отправился на поиски друзей, ведь посадка происходила ночью, но, увы нашёл только закоченевшие их тела. Затем, на восточном берегу озера, в одном километре от него, в тайге у протоки, он вырыл неглубокую могилу (это очень сомнительно,ибо копать почву в зоне вечной мерзлоты практически невозможно и очень трудно) размерами в основании 3х3 метра, насыпал холмик и выжег или вырезал на доске ножом надпись, сообщавшую о гибели здесь экипажа Н-209.Латинская транскрипция буквы на доске с надписью о погибших летчиках возможно означает,что летчик,оставшийся в живых после катастрофы самолета,думал,он находится в США...В 1984г. эта могила была обнаружена, но, не имея разрешение на раскопки, её не стали тревожить. В 50 м. от южного конца малого озера на краю болотистой низины на сухом бугре поисковики обнаружили два вкопанных столбика.Верхние их концы имели спил,следов гвоздей не было.Линия,соединяющая столбики и вывела членов поисковой экспедиции на большой бугор,очень похожий на могилу.Возможно,к этим столбикам была прикреплена доска и на ней был указатель на могилу.Бугор (предположительно могила) располагалась на другой стороне протоки.В центре-столб высотой около 1 м. и толщиной 15-20 см. со следами гвоздей.Самой доски нет.Размеры бугра со столбом свидетельствуют о том,что была выкопана широкая яма,в которой могло быть захоронено несколько человек.Что же касается доски, то в разные годы её видели 16(!) свидетелей.Но не может же быть, чтобы все 16 человек врут или что-то путают ?! И почему могила находиться так далеко от озера ?Значит там нашли свой конец уцелевшие летчики?
Озеро Себян-Кюэль (в переводе с якутского "Священное озеро") большое, глубиной до 130 метров (!) и единственное ровное место в этом районе. Если поднимается ветер,то волна довольно приличная.Озеро разделено протокой на два озера-Улахан-Силян-Куель и Силян-Куель.Верхнее (первое) озеро,что ближе к поселку и где проводились все поиски,достигает длины 9637 м. и максимальной ширины 2276 м.,его максимальная глубина в западной части составляет 126 м.,которая уменьшается ступенчатым образом к востоку до 25 м. четырьмя ступенями.Общая площадь этого озера 21,6 кв.км.Второе озеро простирается в длину на 7320 м.и имеет максимальную ширину 1320 м.Его максимальная глубина в западной части 67 м.и уменьшается до 4-5 м. в восточной части.Площадь этого озера 12,5 кв.км.Второе озеро удалено от первого на 489 м.Озеро Себян-Кюэль находится в своеобразной тектонической трещине.Иногда на его поверхности видны маслянные пятна, вероятно от утонувшего самолёта. Неподалёку от района, где видели памятную доску,в 150 м. от берега,на ровном илистом дне,гидролокатор поисковиков вычертил на глубине 70-100 м. некую конфигурацию, напоминающую очертания самолёта, дающего электромагнитный всплеск, правда такие всплески отмечались и в других местах озера. Этот холм из наносного ила похож по размерам с Н-209- диаметр в 50 м. и высота в 1.5 м. над уровнем дна.В акустических лучах (геомагнитная съёмка) на дне озера была сделана фотография, изображающая силуэт некого крупного самолёта. В начале 80х гг.этот снимок был показан Сергеем Капицей в телепередаче «Очевидное-невероятное». Сейчас этот снимок хранится у себян-кюэльского геофизика Анатолия Стативы. Что это, на этот вопрос может ответить, например инфракрасная и электромагнитная съёмка озера с вртолёта или осмотр дна водолазами-глубоководниками. Видимость же на глубинах более 60м. на озере ограничивается лишь мутным пятном, поэтому зафиксировать с помошью телеаппаратуры подводный «объект» в 80х гг. экспедициям не удалось.Дальнеёшие исследования не подтвердили первых результатов магнитной съёмки дна озера Себян-Кюэль, а сам «объект» поднять со дна не удалось из-за большой глубины, на которой он возможно находится, суровых природных условий, нехватки спецоборудования и просто финансов. Но,замеры магнитометром, действительно, зафиксировали на дне озера большую массу металла, однако пробиться через толстый слой в 2-3м. донных отложений водолазам оказалось не под силу, а доставить к глухому озеру специальную технику для донных раскопок было невозможно.Но, применив в августе 1986г. видеокамеру с мощной фарой, поисковики просканировали весь участок каменистого дна на глубине 80 метров, около 0,2 квадратных километров и убедлись, что самолёта в озере нет! Хотя и не исключено, что его за долгие годы занесло илом, или он разбился в горах, а не на озере. Примечателен и такой факт. Когда летом 1986г. поисковую экспедицию на озеро доставлял самолёт АН-12, то командир самолёта Герой Советского Союза, лётчик-испытатель киевского КБ имени Антонова Юрий Владимирович Курлин сказал: «Если бы пилот такого класса, как Леваневский имел здесь вынужденную посадку, то попытался бы выбросить самолёт вон на тот мыс» - и показал на участок, где поисковой экспедицией как раз и была обнаружена магнитная аномалия, которую по мнению специалистов, пока однозначно идентифицировать невозможно.Между подводным холмом,знаком в виде двух столбиков и бугром со столбом (могилой летчиков?) прослеживается четкая,логическая связь.Линия,соединяющая два столбика,с одной стороны,показывает на бугор со столбом,с другой-на подводный холм.Можно предположить,что доска с надписями о погибших летчиков,прикрепленная к двум столбикам,являлась знаком,указывающим не только на могилу летчиков,но и на место катастрофы самолета...

...Возможно, рядом с могилой лётчик соорудил в пещерке,что была обнаружена поисковиками в начале 80-х гг.у подножия одной из сопок, шалаш, и, видимо некоторое время находился в этом обиталище и пытался выйти на связь. У входа в шалаш поисковики обнаружили место для костра.Вырубленные бревнышки загораживали вход в землянку-шалаш.А в километре от него стоял православный крест.Было понятно,что здесь был русский человек.В первые дни после исчезновения самолёта полярные радиостанции, разбросанные вдоль арктического побережья и особенно в Якутии, неоднократно прослушивали работу какой-то рации в диапазоне волн Н-209. Создавалось впечатление, что лётчики живы и пытаются прорваться в эфир, выйти на связь с Большой землей. Отрывочные радиограммы и неразборчивые радиосигналы исключают возможность внезапной гибели самолёта и экипажа при взрыве или падении на лёд или в море.

14 августа 1937года Якутск передал в Москву:

«14.08. 12часов 25 минут захвачен конец неизвестной радиостанции на волне 26,54 метра, по тону похожей на РЛ и точно на его настройке тчк. Принята цифра 83, повторяемая три раза и знак АС (служебное выражение :" временно прерываю передачу" или "ждите". ). Во время работы тон этой станции резко менялся. Соловей, радист из Якутска.»

Если число 83 принять за угол, на который отклонился Н-209, то получиться значение мередиана на котором расположено озеро Себян-Кюэль! Число 83 передавалось замедленно несколько раз, значит передающий наверняка работал на пеленгатор.

14 августа в 05 и 07 утра радист из якутского поселка Учур Оглоблин Михаил Иванович два раза ловил слабые сигналы "РЛ".15 августа он также два раза ловил "РЛ".

А радиостанция мыса Шмидта слышала сигналы рации самолёта Леваневского в течение десяти дней после его исчезновения.

Сообщение советской Правительственной комиссии:

«15 августа. Все полярные станции продолжают непрерывно слушать на волне самолёта. Несколько раз радиостанции слышали работу на волне самолёта Леваневского, но из-за слабой слышимости ничего достоверного принять не удалось».

Спустя три дня после исчезновения самолёта 16 августа поступило интересное сообщение из Иркутска:

«В 11 часов 23 минуты до 11 часов 30 минут на волне 26,54 метра слышали сигналы неисправно работающего предатчика. Начало работы и окончание в соответствии с аварийным расписанием. Разобрать что-либо невозможно, но по характеру и продолжительности сигналов похож на РЛ.»

В тотже день в 21 час 45 минут радиолюбитель Нестеров Виктор Александрович из г. Переславль-Залесский, Ярославской обл., на приемнике СВД-1 на волне 55 метров принял позывной сигнал рации. Он повторялся так:

«РЛ с самолёта Леваневского» - и повторялся 2 раза, слышимость была хорошая и Нестеров эти слова разобрал хорошо, потом хорошая слышимость затихла и через 10 секунд повторилась, но слышимость была неразборчивая.

В 22 часа 15 минут того же дня, на той же волне, передача была на иностранном языке. Но слышно было, что, кто передает, плохо знает этот язык, передавал медленно.

Вечером того же дня пришла телеграмма из Архангельска: «Радиостанция РЛ была слышна при прослушивании на 55 метрах. Принята отрывочная микрофонная передача в 22 часов 30 минут – РЛ вызывает Москву.»

Отдельный станции Аляски (США) 16 августа так же местами неясно слышали работу на волне самолёта, но нет уверенности, что работала именно его рация.

22 августа, т.е. спустя 10 дней с момента исчезновения Н-209, радиостанция Дальстроя НКВД приняла неясный сигнал с позывами «RL».

В тот же день Якутск дважды слышал «РЛ» на 48 и 55 метрах. Можно было разобрать только отдельные знаки, значит батареи могли еще давать энергию.

26 августа 1937года радиоэксперт армии США лейтинант Фрэнк Джонсон, прослушав слабые сигналы на волне «РЛ», пришел к выводу, что советский самолёт, похоже, совершил вынужденную посадку в каком-то каньоне Арктического побережья США или Канады.

Если самолёт Н-209 совершил вынужденную посадку в горах Якутии, Аляски,Гренландии, или Канадского Арктического архипелага, то горы, естественно, служили своего рода экраном для радиоволн и поэтому неизбежно не позволяли принимать сигналы самолёта с земли.

24 сентября, еще через месяц с небольшим с момента исчезновения Н-209, нарком связи Берман сообщил в управление связи Дальстроя, что в Москве тоже слышали позывной «РЛ».

Радист Главдальстроя НКВД в бухте Нагаево Алексей Иванович Виноградов искал «РЛ» на волне 42 метра и в течение вечера и ночи еще 7 раз ловил позывной, похожий на РЛ. Причем эти РЛ называла неизвестная рация с позывными DH и WEBB. У любителей-коротковолников обычно были цифровые обозначения. Что это могло значить ?

30 сентября ( по другим данным 13 сентября) 1937 года в Охотском море, возле Магадана, пароход «Батум» принял на волне 54 метра загадочную и странную радиограмму:

«Широта 83 о норд, долгота 179о вест. РЛ.»

Координаты данного места находятся в открытом океане, в районе полюса относительной недоступности, западнее района поисков Н-209, на дрейфующем льду.Это очень интересное сообщение,ибо в те тревожные для всего мира дни,место,где находится Н-209,указывал польский инженер и экстрасенс Стефан Оссовецкий (1877-1944) .Он утверждал,что весь экипаж находится на льдине между 75 и 80 градусами северной широты и 170 градусами западной долготы,люди ожидают помощи,двое из них больны.И именно эти координаты спустя полтора месяца после исчезновения самолета и принял теплоход "Батум",совершавший плавание в окрестностях Магадана,да и в радиограмме за 14 августа также была цифра "83"!
Ленинградский радиофизик Л.П.Куперов:

« Анализ условий радиосвязи показывает, что, во-первых, радиоприём сигналов бортовой радиостанций в Якутске(15:58,примечание автора.) и на мысе Шмидта(17:53,примечание автора.) соответствует действительности. Наиболее вероятный район вынужденной посадки после последнего радиоприёма на мысе Шмидта находился около полюса относительной недоступности, т.е. к западу от района поисков, на меридиане 180 градусов около 81 градуса 5 минут северной широты. Примерное время вынужденной посадки – 20 часов 13 августа».
Эту версию разделял и инженер из Самары В.Пикуль.

А в Куйбышевской области радиолюбитель принял: «Высылайте помощь, мы на 96 градусе.» Возможно, то был последний призыв о помощи. Прошло уже полтора месяца со дня вылета. Аварийный запас продовольствия у экипажа кончился, и если эти две последнии радиограммы действительно передавались с борта Н-209, то значит самолёт совершил вынужденную посадку на лёд! Получается, что в разных уголках Земли радисты приняли на коротких волнах целый ряд радиограмм, поразительно похожих на почерк Леваневского. И продолжалось это после исчезновения самолёта целых полтора месяца! Ровно на такой срок был взят запас продовольствия на борт Н-209. После этого рация самолёта умолкла...


Дата выхода в эфир «РЛ»-Время выхода в эфир «РЛ»- Пункт приёма «РЛ»-Волна пердачи «РЛ»:

13-14 августа 1937 года-вечер-ночь- Среднеколымск(Якутия)-26 метров.
13-14 августа вечер-ночь- Булун(Тикси, Якутия)-34-35 метров.
14 августа 12ч.25мин- Якутск -26,54 метра.
14 августа-п.Учур,Якутия.
15 августа-п.Учур,Якутия,Якутск.
16 августа 11ч. 23мин. до 11ч.30мин-Иркутск (Забаикалье)-55 метров.
16 августа 21ч. 45мин. -Переславль-Залесский,Ярославской обл.-55 метров.
16 августа 22ч. 15мин. и 22ч.30мин.-Архангельск-55метров.
16 августа-Якутск.
18 августа-Якутск.
22 августа ? -Якутск -48 и 55 метров.
26 августа ? -США ?
13 (или 30 сентября) ? -Охотское море, возле Магадана-54 метра.
24 сентября вечер – ночь -бухта Нагаево-42 метра
? ? -Куйбышевская область ?

Радиооборудывание в те годы было ламповым, а стало быть тяжелым и громоздким. Радиостанция «Онега», установленная на борту могла работать в диапозоне волн от 25 до 1200 метров, передатчик на волнах 17-20 метров. Позывные «РЛ», принятые многими радистами после исчезновения Н-209, были на волнах от 26 до 55 метра.Кстати,именно в этом диапазоне шли почти все передачи с борта Н-209,когда он был в полете. Значит, передавали с «Онеги». Демонтировать её с самолёта непросто, а это значит, что, вероятнее всего, передачи все шли с борта самого самолёта, который где-то совершил посадку на твёрдой поверхности (льду или суше). На воде он долго бы не продержался... И еще, все эти радиограммы изучила специальная комиссия, в которую входили авторитетные учёные и радисты-практики, например, А.Берг и Э.Кренкель.
Но по их мнению, эти сообщенияне не заслуживали доверия. В лучшем случае, люди, обеспокоенные судьбой экипажа Н-209, принимали желаемое за действительное. А доцент кафедры ПЭ УАИ Ю.В.Лобанов считает:"Думаю, что сигналы на волне самолета и с его позывными шли из-за границы, чтобы скомпрометировать идею Леваневского о грузовых маршрутах из СССР в США через Северный полюс. В этом случае путь короче, а значит, для международного сотрудничества и торговли выгоднее."
Правда, радиограммы, принятые 14, 15,16 и 17го августа были опубликованы в Правительственном сообщении, которое извещало только заслуживающие доверия факты, и прошедшие тщательную проверку. А раз так, то получается, что после катастрофы самолёта, кто-то из экипажа остался в живых и пытался работать на рации... На доске у озера Себен-Кюэль было написано, что Леваневский погиб. Еще одна фамилия погибшего была на «ский» (радист Галковский ?). Значит погиб и он. Оба они знали радиодело. Остаёться один, кто в экипаже умел работать на рации и, кто немного знал английский. Это – штурман Левченко! После нескольких дней бесплодных попыток восстановить связь, голод и дикая природа, возможно, заставили его двинуться вокруг озера и вниз по вытекающей из него реки Инара в поисках стойбища или кочевья. Возможно,по ходу движения он оставил какие-то знаки или предметы.Вскоре у него кончились патроны,и он выбросил уже не нужный наган (который,как утверждает местный житель А.Г.Захаров,им был в детстве найден).В пути от голода или каких-то других причин, он погиб...
Прежде, чем наступит гибель организма от голода, он можт израсходовать 40-50% резервов жировой клетчатки. Тканевых запасов должно хватить на 37-42 суток полного голодания в состоянии покоя. При хотьбе и работе, тканевых запасов хватает на 13-20 дней. Наиболее мучительно голод ощущается лишь в первые 3-5 дней. Лётчик же двигался. Наверняка он был сильно простужен и, возможно, ранен. Самолёт, если он сел на озеро, по всей видимости, вскоре затонул, либо лётчик был не в состоянии до него доплыть. А это значит, что у него был с собой ограниченный запас продуктов, либо их не было вообще. Всё это отягощало его и без того безнадёжное положение. К тому же он был удручён катастрофой самолёта, гибелью друзей, провалом важного правительственного задания, полным одиночистом среди дикой безлюдной природы в холодном климате и труднопроходимой местности, без продовольствия и полной неизвестностью. Пастухи-оленеводы видели его останки километрах в 30 от озера в районе Сутаня...
Захарова Варвара Афанасьевна (многие эвенки носят русские имена и фамилии), 48 лет, санитарка, летом 1982г. рассказала членам поисковой экспедиции газеты «Советская Россия» следующее: «Когда я была маленькой на озере Себян-Кюэль утонул самолёт. Об этом мне рассказывали отец с матерью. Почему об этом никто не знает? А здесь, кроме нас, никто тогда не кочевал. Справа от второго озера есть гора Дудара, еще правее остроконечная гора. Когда мы в этом году кочевали мимо неё, отец крикнул: «Идите сюда, здесь лежит медведь!» Когда подошли, увидели, что это умерший русский. Он был в меховой одежде, лежал лицом вниз, около головы был воткнут в землю нож, рядом валялся планшет. Около костра стояла миска, в которой он варил кожу от унтов, поэтому он был в одних портянках. Это было в конце августа или начале сентября. Мать с отцом потом говорили, что первыми около умершего побывали наши однофамильцы браться Захаровы.»
Женщина также уточнила, что это было незадолго до войны. Человек лежал в кустах и был слегка присыпан валежником. Через плечо был перекинут длинный гладкий ремень с прямоугольным планшетом, на ногах сильно изрезанные и изорванные унты в районе голенищ. Правая рука его была вытянута и сжимала кинжал.
80-летняя Е.Н.Степанова вспомнила, что в 30 км. От озера, в районе Сутана, один старик видел умершего русского в лётном меховом комбинезоне. Испугался и не подошел.
104-летняя Татьяна Степановна Захарова, бывшая известная охотница и первый секретарь сельсовета в этих местах, вспоминала: « Плохое это дело. Об этом и тогда мало кто знал. Первыми около мёртвого русского были плохие эвены братья Захаровы. Один из них убил около 10 человек. Одного только за то, что по слухам, тот был связан с красными. До 1938 года в наших краях скрывались белые банды, и об этом погибшем русском все молчали, боялись Ивана Захарова, который мог за это убить!»
Кто знает, может быть летчик и не умер от голода, а был убит этими плохими эвенами братьями Захаровыми.?Ведь в руке у летчика был нож, может быть он пытался им защититься?
Вспомнил рассказы о мертвом русском в районе остроконечной вершины и бригадир отделения совхоза И.Е.Винокурова.
Медсестра больницы А.Х.Кривопашкина со слов М.И.Кривошапкиной, умерший в 1980г., рассказала, что, когда ей было 10 лет, они наткнулись в тайге на человека в комбинезоне, который лежал у костровища лицом вниз. В его руке был нож, воткнутый в землю. За несколько дней до этого они слышали грохот на конце озера, пошли в ту сторону и наткнулись на этого мертвого. Старики запретили, чтобы дети туда ходили. Когда Мария Инокентьевна позже увидела в кино летчика, воскликнула: «Вот этот человек, которого я видела в тайге умершим!»Как уже здесь сообщалось, экипаж Леваневского и вылет самолета Н-209 снимали на кинопленку. Изредка их показывают по телевидению на всю страну, особенно в августе, в годовщину перелета.
Другая свидетельница,Степанида Арсеньевна,вспоминала,что видела только куртку и унты.И уверенна:их хозяина убили,на одежде остались отверсие и обожженный мех.По словам Степаниды,все из большого рода Арсеньевых знали о разыгравшейся некогда трагедии.А по словам местного жителя Алексея Козлова,он в детстве в том районе нашел наган,который тогда же его и продал.
Близ озера Себян-Кюэль и ниже по течению были найдены металлические предметы,похожие на части самолета.Так,Кейметинов Василий Афанасьевич и Степанов Дмитрий Васильевич видели лежащие на берегу куски дюралюминия и обломок крыла.Многие жители поселка рассказывали,что Кейметинов Василий Павлович в период войны приносил из района перешейка озера Себян-Кюэль блестящие металлические сосуды с заклепками.В них хранили одежду и воду.В 80х гг. поисковой экспедиции удалось раздобыть часть топливного бака и обшивки неизвестного самолета у родственницы Кейметинова-Розы Федоровны Степановой... Экспертиза МАП доказала, что обломки самолета могут принадлежать только советским самолетам типа ТБ-1 (АНТ-4), ТБ-3 (АНТ-6, Г-2), либо ДБ-А (Н-209),ибо его бензобаки были сделаны из клепанного листового дюралюминия.
Грохот же, который слышали якуты в 1937 году в районе озера может означать шум моторов самолета, садившегося на озеро или где-то поблизости от него.
Но, как оказалось ( и это подтвердили шесть свидетелей), у озера Себян-Кюэль был еще один труп летчика. Его нашли ранней осенью 1937г. на берегу озера в районе его перешейка. Женщина-эвенк Мария Христофоровна Кривошапкина рассказала, что этого летчика увидела лежащим на спине.
- Это был не эвен, - рассказала она, - а здоровый носатый русский. Лицо его было белое(Признаки сильного обморожения.Примечание автора.),глаза уже выклевали вороны...
Далее она вспомнила такие детали, что заставляют пологать, что это был Леваневский. Как свидетельствовала Кривошапкина, летчик был одет странно для здешних краев – черный костюм, белая рубашка, на ногах хромовые полуботинки.Документов при нем не было. В экипаже Н-209 перед стартом в костюмы были одеты все. Но по приметам этот летчик похож только на Леваневского. Кладовщица совхоза А.В.Кривошапкина подтвердила:
«Старики говорили, что в 30е годы, когда еще не было поселка (сейчас в нем проживает около 800 человек,главным образом эвенки,но есть и якуты;он появился в 1939г. в 5км. от озера и в 35км. от устья Тынгкачана (приток Саганджи).) и на озере еще не садились самолеты, на берегу видели в кустарнике умершего русского с планшетом.»
Медсестра больницы А.Х.Кривошапкина вспомнила, что в детстве слышала рассказ отца. Он был депутатом, ездил весной 1937г. мимо Себен-Кюэль на сессию, возвращался почти через полгода и встретил пастуха С.С.Степанова (его в 1968г. задрал медведь), который рассказал, что видел на берегу Себен-Кюэль мертвого человека в ботинках и костюме, в белой рубашке, без шапки, волосы черные. Тот лежал лицом вверх, глаза уже выклевали вороны...
О мертвом русском на дальнем берегу первого озера рассказывали оленеводу А.П.Слепцову его покойная бабушка и А.А.Алексееву его покойные родители.
Надо заметить, что у обоих мертвых летчиков были планшеты. По правилам, принятым в авиации, планшеты положены только пилотам и штурманам. Стало быть летчиками, которых видели эвенки, могли быть Левченко, Леваневский или Кастанаев. Необходимо подчеркнуть, что кочующие эвены всегда говорят только то, что видели. Чтобы нафантазировать или тем более соврать – против их естества. Другое дело, что они могут не все рассказывать постороннему человеку. Они могут повесить на дереве череп убитого медведя, сохатого, сложить из камней пирамиду, но столбов или надписей ни на своих, ни на чужих могилах они никогда не делают...
На доске были написаны фамилии погибших 4 или 5 членов экипажа,а экипаж самолета Н-209 состоял из 6 человек.Естественно,тот,кто писал надпись на доске (как я уже говорил выше,это,наверное,Левченко) не указал своей фамилии.Погибших же Левченко похоронил.А после ухода Левченко с озера эвены обнаруживают на берегу потом непохороненный труп летчика в костюме,по приметам,похожего на Леваневского.Но,фамилия Леваневского на доске есть.Значит,Левченко был уверен,что командир погиб.Здесь,скорее всего,произошло следующее.Как я уже писал выше,наверное,после того,как самолет оказался на воде,Леваневский утонул.Его труп Левченко найти не сумел,а,когда ушел от озера,труп Леваневского выбросило на берег прибоем.Другого объяснения,я здесь не нахожу...
В августе 1986г. поисковики на перемычке между большим и малым озерами Себян-Кюэль, там, где видел свою загадочную доску вертолетчик Попов, на одной из могильных досок (около озера находятся несколько эвенских могил) прочли вырезанную ножом надпись о том, что в 1939г. там садился гидросамолет Н-108 или Н-109 и фамилии двух членов экипажа. А по сообщению заведующей музеем Академии гражданской авиации (Санкт – Петербург) Н.М.Соловьевой, в ходе поисков самолета на дне озера Себян-Кюэль был обнаружен самолет времен второй мировой войны. Возможно, это один из тех самолетов, которые перегонялись с Аляски в СССР по ленд-лизу. Однако подтверждения данного сообщения в печатных источниках отсутствуют. Опять тайна...
Как бы там ни было, но сведения и факты, собранные советскими экспедициями в 80хгг. в Якутии, показывают, что в районе озера Себян-Кюэль, необходимо продолжать поиски, т.к. слишком много данных показывают на то, что, возможно здесь и разбился самолет Н-209. Это и доска с надписью об аварии самолета 13 августа 1937года на могиле у озера и неизвестные до 80х гг радиограммы, полученные станциями на территории Якутии, и рассказы местных жителей о двух погибших в 1937г. в окрестностях озера Себян-Кюэль летчиках, и расчеты угла сворота самолета Н-209 при выходе из строя крайнего правого двигателя, и найденные обломки дюралевых авиационных баков и самолетной обшивки довоенного производства и другие данные.
В прелегающей к озеру области за полвека произошло более 20 авиационных аварий аваикатастроф:Г-1 полярной авиации Н-263 (заводской №709) на озере Серен-Кюэль 19.2.39г. (командир-пилот 2го класса М.Ф.Лутц,второй пилот М.С.Кадыков (он же штурман),бортрадист Н.С.Фомин,бортмеханики Н.М.Тельпуговский и П.Г.Коченев)и д.р. Но некоторые катастрофы до-сих пор не изучены. Не зря этот район называют «Якутским треугольником» по аналогии с Бермудским и "кладбищем самолетов".Один человек из КГБ Якутии говорил в 80-х гг. поисковикам,что этот район обведён красной линией на карте,как район,не поддающийся прогнозированию.Более того,он добавил,что НКВД СССР давно обращало внимание на этот район. Поиски самолета Леваневского в Якутии в 1937-1938гг. не велись, как не велись никогда, вплоть до конца 70х – начала 80х гг., да и тогда проходили они только на общественных началах и в очень тудных условиях-сильные ветра в данном районе,подводные течения,труднопроходимая горная местность идр..Даже само первое озеро толком обследовано не было.Вот,что вспоминает об этом один из руководителей поисковой экспедиции Ю.В.Лобанов:"Якутия отличается тем, что там нет троп (населения мало). Гигантские просторы, чудовищный бурелом, труднопроходимые мари, болота, туман - можно пройти в десяти метрах и не заметить друг друга (особенно опасны встречи с медведями). А огромное количество комаров, таежные пожары! Однажды выпавший 2 августа снег (!) завалил палатку. Как-то весной работали при морозе минус 40! Передвигались на лошадях, оленях и пешком. С собой брали только соль, сахар, спички, сухари. Питались "подножным" кормом, в краю непуганых зверей, дичи и рыбы, грибов и ягод это не трудно. Вечная мерзлота служила для нас естественным холодильником. Вести раскопки там сложно и долго: грунт тает со скоростью несколько сантиметров в сутки, костер применять нельзя."
Поэтому, поиски самолета Н-209 разумно было-бы все-таки возобновить. Например, для начала, послав на озеро Себян-Кюэль водолазов-глубоководников со спецоборудованием. Подъем атомного подводного ракетного крейсера К-141 «Курск» с глубины более 100 метров в 2001г. показал всему миру, что в ВМФ России, есть первокласные водолазы-глубоководники. Вот бы задействовать их?Ведь самолет за столько лет могло занести илом. Необходим будет и маршурутный поиск в тайге и в горах. Но на всё это нужны средства и не малые. Но если в районе Себян-Кюэль разбился самолет, то где находяться его обломки – в озере или в горах? В любом случае ясно, что обнаружить их черезвычайно трудно: время тщательного залечивает раны на теле земли, скрывая все следы.
И все-таки, даже самая фантастическая версия может оказаться реальной. Человеку, незнакомому с Арктикой, трудно представить всю сложность поисков в полярных условиях. Так, известный полярный штурман В.И.Аккуратов сказал полушутя-полусерьезно: "В Арктике -всякое бывает!"
(продолжение следует)

Один мой знакомый как будто доказал, что не только до Якутии, но даже и до Таймыра Леваневский никак не мог долететь чисто физически, по причине нехватки топлива.

Интересно, кто-то проводил такие расчёты?
Коллега! На мой скромный взгляд цена подобным расчётам один грош. Объясню почему...
Во всей этой истории масса абсолютно неизвестных исходных...
О технических говорить не буду, так как профан в этой области. Но даже на мой дилетантский взгляд очевидно, что главная штука по топливу, это-расход. Машина была новой и наверняка фактический расход не соответствовал заявленному.
А теперь посмотрим на расход топлива со стороны фактической погоды на момент перелёта.
Кому она была известна? Говорят о циклоне. Значит движение воздушных масс в циклоне против часовой стрелки должно было компенсировать снос от одного неработающего двигателя с правого борта.
А насколько попутным был ветер? Или не попутным???
На рейсе Москва-Якутск разница туда/сюда достигает 35-40 мин.
А уменьшение расхода топлива от неработающего мотора? Как его можно посчитать?И была ли эта экономия?
Так что, подобные доказательства-от лукавого.
Обратите внимание на другое...
Почему вдруг именно в 37-м и именно в Себяне возникли легенды о самолёте и трупах лётчиков. Вот именно под полёт Леваневского...а не годом раньше или позже.
А как в Якутии относятся к подобным историям, видно по истории борта Н-263.
Все чего-то пишут об экипаже Лутца и его под завязку набитом пассажирами самолёте.
Но как Советская власть, так и современная "саха билянда" положила с прибором на тот факт, что останки по сей день валяются на месте катастрофы незахоронеными, а неприкаянные души погибших бродят по ночам по пустынной долине Дулгалаха.
А ведь нас, которые точно знают место катастрофы, с каждым днём становится всё меньше.
Ребята с Якутска изготовили памятник и уже 7 лет обивают пороги в поисках вертолёта, как в Саха Кабинете Министров, так и "Саха авиа"... Но их посылают на "луну"...
Боюсь, я уже больше не попаду на Сюрен-Кюэль. А надеялся...)

Edited at 2018-05-26 06:01 pm (UTC)
Да уж.

Государство чаще появляется на сцене лишь тогда, когда можно что-нибудь оттяпать, вроде того двигателя с самолёта Светогорова.

Кстати, я, кажется, сюда вам писал о найденном документе, из которого следовало, что тогда безобразно обошлись с жертвами катастрофы: ничего не сообщили родственникам, и те вынуждены были разыскивать своих родных через газету "Правда".

А в 1937 году на Себяне не мог упасть какой-то другой самолёт? Летал же кто-то в тех краях? История с пропажей Леваневского и его поисками была очень громкая, она запросто могла внушить людям, что это и был тот самый самолёт.
Да, "конфискация" движков с летающей лодки Светогорова это "что-то с чем-то"...
Касаемо аварий в районе Себяна в 37-м, насколько мне известно, не было.
Почему я склоняюсь именно к себянской версии? Это сложно объяснить, но видимо магия тех мест всё таки существует...))
Далее, буквально пару лет назад нашёлся мой старый знакомый, с которым я познакомился на Олёкме. Так вот. Он потом работал на метео Сюрен-Кюэль. Женился на себянской "кысс", ушёл с Гидрометслужбы и 15 лет работал оленеводом, кочуя со своим стадом по долине Дулгалаха.
А потом его занесло в Нижневартовский район.
Мы тут недавно ему "крузер" покупали. Видно, что после Себяна дела "попёрли в гору"...))
Самое интересное, жена у него Кривошапкина. И все "предания" о Леваневском, это у них семейное...)
> ...Высылайте помощь, мы на 96 градусе...

М-да. На 96-м, во как. Я согласен с Кренкелем, что все эти поздние радиограммы фигня какая-то. Могу объяснить почему.
Напомнили анекдот-"Значение синуса в военное время может достигать четырёх, а то и пяти."(с)...))
Угу...
По озеру имею несколько вопросов.
1. Где спасшийся лётчик нашёл в диком лесу доску?
2. Если выжигал надпись, то чем? Если вырезал, то зачем такая многословность? Это ж геморрой - столько лишних букв вырезать...
3. Если машина упала в озеро, то откуда на берегу рация? Если не в озеро, то почему до сих пор никто не наткнулся?
Наличие КВ-рации вообще-то ещё не способ выйти в эфир. Антенна нужна. Притом длиной метров 15. Иначе, как мне представляется, не состоится.
Если передачи конца августа и сентябрьские велись в радиотелефонном режиме, то лётчикам следовало повторять одно и то же ключевое слово, однозначно характеризующее точку. Да и в радиотелеграфном тоже. 83, ага... отклонение... А откуда они могли знать, что отклонились именно на 83? И: в какой момент отклонились? Откуда считать, откуда начинать прокладывать по карте? Какие-то нелепые способы донести о себе. И что доносить? Если не было обсервации, то откуда им знать, Сибирь это или Канада? Если всё же сумели определить место в конце полёта (а это только астрономическим способом), то почему не передать просто координаты? Определить место уже на земле после вынужденной - никак, потому что кругом горы, ошибка по широте весьма большая, а про долготу и вовсе молчу. Если самолёт упал в озеро, то вместе с ним ушли и рация, и толстенные книги-таблицы; кто тогда выходил в эфир?
Попадалась такая ещё версия. Что Н-209 упал (ну, сел на вынужденную), в результате чего нарушился баланс верхних слоёв грунта - вечная мерзлота сперва выперла, а потом впёрла обратно, образовав впадину (вполне правдоподобно), из которой потом получилось озерцо, и самолёт в нём...
А все вот эти доски-столбики - всё это выглядит как-то притянутым за уши.
Ещё встречалась версия, что Леваневский в 1933 г. примерно там пролетал на гидросамолёте Н-8 и вполне мог сесть на озеро, а у него была такая фишка - оставлять в местах своих посадок отметки. Гурии, таблички... И член экипажа с фамилией на "-ский" у него в том полёте был - Борис Крутский. И в 1936-м на Н-208 (правда, тогда не было "-ский".
Всё же, скорее всего, сели они на лёд в районе Полюса Недоступности. А дальше - Арктика, которая любит хранить свои тайны. Второй по вероятности вариант - берег Аляски между Прадхо-Бэй и Барроу - район островов Джонс. Это даже и не острова вообще-то - очень низкие длинные песчаные косы, глубины вокруг смешные, и с нормальными магнитометрами никто там не искал. Да, американцы насверлили там скважин, почти все они законсервированы. Но если глянуть на карту, то она пустая - глубины промеряны с удручающей дискретностью, и вообще написано в углу, что район практически не изучен.
А до озера Себян-Кюэль от береговой черты - больше тыщи километров, и всё над горами. почему они не сели на берегу? Куда они намеревались долететь? Думали, что это Аляска? А почему тогда в эфир не выходили, не запрашивали Фэбэнкс, не докладывали в Москву? Тыща километров - это ж минимум восемь часов полёта...
Re: Угу...
Дружище! При построении любых версий каждый исходит из своих предпочтений, жизненного опыта, профессиональных и бытовых стереотипов...)
Глянем на Ваш первый вопрос-Где спасшийся лётчик нашёл в диком лесу доску?
Но если посмотреть текст выше, то мы увидим, что доска была грубо отёсанной, т.е. из-под топора, а не пилорамного распила. А такую доску при наличии топора можно легко изготовить именно в диком лесу.
Но чтобы читатель не расслаблялся, доску тесали явно не из местной древесины...)))
Теперь надо искать, а не было ли на борту Н-209 какой-нибудь чурки из подмосковного леса?
Мало ли, вместо башмака под колесо совать....))
Я к чему. Без новой информации "с мест" с каждым годом версии гибели Леваневского будут переходить из области стройных гипотез в сферу вольных трактовок и...фантазий.
Любая из существующих на сегодня версий, состоит из массы противоречий, нестыковок и несовместимых фактов.
Видимо, судьбе было угодно именно так распорядиться бортом Н-209 и его героическим экипажем.

Edited at 2018-05-27 09:12 am (UTC)
Re: Угу...
Полностью согласен по поводу построения версий на основе недостаточно достоверных и непроверяемых полуфактов.
Потому что если самолёт упал в озеро, то странно предполагать, что спасшийся вплавь взял с собой топор. А если не в озеро, то совершенно незачем доску вытёсывать и вырезать на ней что-то.
Да, можно допустить, что какая-то доска и была на борту в шаговой доступности, и была использована как вспомогательное плавсредство. Но тогда она не была бы отёсана топором.
В общем, нагромождение полу- и недофактов. Что-то, скорее всего, было, но никто не может объяснить, что именно.
А с последним абзацем вообще категорически согласен. Это перст Судьбы. Арктика не пускала в себя Леваневского. То одно, то другое... Почему-то. Но он всё же пошёл, ворвался, ввинтился, врезался. И ушёл в вечность вместе с экипажем.