181 году , ноября в 23-й день, по указу Великих Государей и по Государевы грамоты и по Тобольской наказной памяти боярина и воеводы князя Ивана Борисовича Репнина с товарищи послан из Тобольска в новой Селенгинской острог драгунского строю капитан Степан Поляков для дозору новаго острогу, и каковы в нем крепости и около его какия есть угодья, и много ли пашенных земель, и какие живут люди, и то писано в сем списке ниже сего порознь по статьям именно.
И по его, Степана Полякова, досмотру новой Селенгинской острог поставлен в Мугальской земли на усть Чика реки над Селенгою. И с приходу от Селенги с западную сторону стены мерою 28 сажень 1 аршин; а в стене поставлены две избы, а на верх изб свершено по башенному. А на одной избе наверху на башне поставлена караулка теплая мшеная с печью для зимнего караулу. И меж избами в стене острожной порозжие большие ворота, и над воротами поставлена бревенчатая часовня. А с приходу в киоте образ грозных сил воеводы Михаила Архангела. А от ворот на правую руку до избы в стене 40 острожин, а от избы на правую ж руку в стене до угла острожного 60 острожин. А на левую руку, идучи в ворота, от ворот до избы 30 острожин. А от избы на левую ж руку до угла острожного 70 острожин. А с северную страну мерою стена 19 сажень, а острожин в ней 220 острожин и 3 быком, а бык на углу поставлен с подошевным боем и с верхним. А с восточную сторону стена 28 сажен 1 аршин, а острожин в стене 350, а на углу бык с подошевным боем и с верхним, а середи стены калитка и ворота с замком. А от быка с полуденную сторону стены 19 сажен 2 аршина, а в стене 220 острожин. А в том остроге поставлен малой острог к востоку, в малом остроге в стене поставлены две избы, а на избах поставлены вышки, а свершены по башенному: одна вышка выше большого острогу и видет в поле далеко, и на той вышке в летнее время живет караул.
А острог сверху покрыт тесом и середний бой, а бламы намощены тесницами, по шти и по осми тесниц.
А на остроги катки кладены слеги для приступнаго времени. А в большем острогу кругом поставлены 12 анбарцев их казачьих для летняго времени. А кругом всего острогу надолбы и около церкви.
А за острогом в надолбах поставлена церковь Божия во имя нерукотвореннаго образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а другой престол — образ во имя Михаила Архангела, а 3-й престол — во имя Николы Чудотворца и с Деисусы, а Деисусов — три пояса с Апостолы, и с праздники господские и с пророки. А от острожнаго углу до церкви 17 сажен 1 аршин; а поперег по паперти 5 сажен, да от олтарнаго угла на восточной стране 4 сажени.
А за острогом к Селенге реке от казачьи строенье поставлено изб и дворов 21 двор.
А вниз по Селенге реке от Селенгинского острогу ехати легким конем 2 дни построена заимка, а на заимки поставлено 6 изб и дворов.
А в прошлом во 178 году Енисейского острогу казачей десятник Любимко Федоров на той заимке для опыту и поселенья на Великих Государей спахал 3 осминника, а на 3 осминника посеяно 4 пуда ржи ко 179 году; а в ужине тое ржи было на тех трех осминниках 4 сотницы 40 снопов, а в умолотех вымолочено того хлеба 84 пуда. А во 179 году он же Любимко спахал на Великих Государей десятинку ко 180-му году и посеял на ту десятину 5 пуд ржи; и в 180 году в ужине 6 сотниц 89 снопов, а в умолоте 92 пуда ржи. И обоего за расходом аманацким по перемере Степана Полякова того хлеба и в анбар всыпано 166 пуд. А у него же Любимка на его заимке на себя и у служилых людей ко 181 году своей пахоты спахано и посеяно у них на себя 29 десятин и около их казачьи заимки выше и ниже пахатной земли по его Степанову досмотру человек на 60 и больши будет. Да в 180 году у него же, Любимка, спахано и посеяно на Великих Государей ко 181 году полторы десятины и посеяно полвосма пуда ржи.
А около Селенгинского острогу кочюют Мунгальского Очироя-Саина-хана и Гыгана хана их тайши многие улусами своими, Мунгальские многие люди. А есть Тунгусы, живут по сторонним рекам: вверх по Хилку и по Чикою. А от Селенгинского острогу езду до тех Тунгуских людей конем ехати 5 дней, и живут вверх по тем рекам многие неясачные Тунгуские люди за Мунгальскими людьми, а ясаку они Великим Государям не платят; а не многие люди Тунгуские платят ясак Мунгальским тайшам.
А вверх же по Селенге реке ехать дней с 10 конем и больше, и в ту-де Селенгу реку пал исток с правую сторону из Косогору озера, а то-де озеро, Косогор зело велико, и около того озера живут люди сидячие и кочевные Баргуты и Тувинцы и Тунгусы, и по их иноземской сказке будет луков сот с пять и больши. А Селенгинских служилых людей малолюдство, и тех неясачных людей Великим Государям в ясачной платеж и в вечное холопство привести не мочно, потому что те люди стали за Мунгальскими людьми, а с Мунгальских тайшей и с их улусных людей ясачнаго платежу потому ж не чаю, что Мунгальских розных тайшей и их улусных людей многолюдство, и ясак платят те Мунгальские люди своим Мунгальским ханом и тайшам.
А соляное озеро от Селенгинского острогу по нем ехати день целой, и соль садится бела, и урядна, и солка; а около Селенгинского острогу рыбныя угодья и зверей ловят много.
Да он же, Степан Поляков, Табунуцкого мунгальского лабу, имянем Сорзея, да манзея его Чанбая спрашивал: от Селенгинского острогу до Китайского государства много ли езду. — И тот Табунуцкой лаба и манзей сказали: ехать-де от Селенгинского острогу до Китайского государства тихою издою со вьюками конем месяц, а что ж де верблюдами идти и быки и овцы гнать от Селенгинского острогу до Китайского государства ехать самою тихою ездою — полтора месяца. А в Китайское государство чрез Селенгинской острог дорога путем ехать близко, а подъемами перед иными дорогами будет в полы. А от торговых людей в пошлинах будет Великим Государям сбор и прибыль большая, а в ясашном сборе Великим Государям будет сбор и прибыль большая ж. А как будет в Селенгинском остроге многолюдство, и буде Великие Государи изволят прислать в Селенгинской острог людей на прибавку, и Братцких и Тунгуских неясачных людей и иных землиц мочно будет привесть под государскую высокую руку и в ясачной платеж. А которые ныне в Селенгинском остроге служилые люди, и тем служилым людям Великим Государям службы показать не кем, и прибыли от них не будет, и приказного человека у них нарочитого нет же. А по его, Степанову, досмотру и дозору в той земле и в Селенгинском остроге Божиею милостью и Государей счастием и святою его государскою молитвою однолично будет прибыль большая, а жить в той земле и быть в Селенгинском остроге опасливо и с великим береженьем.
181 году, генваря в 20-й приезжали в Селенгинской острог из каменнаго города, от Мунгальскаго Кутухты ламы, большого его Кутухты ламы посланники, для послования и торгу, Мунгальские люди 6 человек, имянем Шабанай-Зайсан, Чиндобони, Билкиту, Ирника, Карча, Кичикту, и дозорщику Тобольскаго города драгунскаго строю капитану Степану Полякову на посольстве и в речах своих сказали: Есть-де Тола река, а пала в Оркон, а Оркон пала в Селенгу выше Селенгинского острогу. И по Толе вверх поставлен город каменной, а в том городе живет большой Кутухта лама всей Мунгальской земли. А ставили-де тот город 7 лет в нынешних не в данных годех. А от Селенгинского острогу ехать конем 10 дней. А в том городе у них родится золото и плавят на хана на Очироя-Саина Мунгальского, а мастеры-де у них свои Мунгальские земли. А ту-де речь говорили на посольстве не скрытно, а толмач был Селенгинского острогу служилой человек Иван Григорьев Бодорой и при многих служилых людях.
А служилых людей в Селенгинском остроге сто сорок девять человек.