odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

Рапорт поручика В.К. Воронковского 1 И.А. Купреянову о начале проведения описи южной части Аляски

Рапорт поручика В.К. Воронковского И.А. Купреянову о начале проведения описи южной части Аляски

Сутхумская одиночка

13 мая 1836 г.

Отправившись из Катмая 16-го числа апреля, на пути моем 18-го числа повстречал в Широкой бухте байдару с байдарщиком Сутхумской одиночки и снял с нее бывалаго на Унге алеута Леонтия по собственному его желанию, а место его в байдаре заменил алеутом из экспедиции, и 21-го числа прибыл в Сутхум благополучно. И чрез сутки желал съездить на мыс Кумлюк 2 к знаку начальной описи, но состоянием погоды был удержан, а 24-го числа сего ж апреля, имея в виду благоприятную погоду и ветр от NО тихий с просиянием солнца, в 7 часов утра, взяв с собою инструменты, отправился на двух байдарках и на пути к мысу пожелал узнать течение моря, почему и выехал на средину пролива между мысом Кумлюк и группою камней, называемых Аягат. На сем месте ветр стал дуть свежее, почему я и приказал бросить якорь, а сам, желая делать испытание, занялся вьюшкой, но, покуда спускали якорь до земли (хоть глубина и не превышала 20 сажен, но алеуты в работе медленны), я увидел байдарки, принесенные в сулой, тогда тотчас приказал поднять якорь, и как на моей байдарке наверху находился лаглинь со вьюшкой и лотлинь, к коему привязан был якорь, то, желая по необходимости очистить верх байдарки для каната, я приказал другой байдарке подъехать с левой стороны ближе и в момент передавания мною вьюшки на другую байдарку Якову Лехтонину ис [339] падий гор ударил с правой стороны порыв и с той же стороны усугубил сию силу сулой. Не знаю, пособил ли носовой гребец сему несчастному случаю поднятием якоря с противной стороны сулоя или нет, но байдарка, в которой я находился, моментально опрокинулась и лишь успел только изорвать обтяжку, то на первых, взяв с собою хронометр, вышел наверх воды и увидел другую байдарку опрокинувши, но отчего сия опрокинулась, я наверное не знаю, но Лехтонин говорит, что гребцы с моей байдарки, желая удержаться за оную, опрокинули.

Итак, находясь на краю жизни к чрезвычайному благополучию узнаем, что байдарки, освободясь от каната, вынеслись из сулоя, что подало немалое утешение в нашей горести. Байдарки стало качать тише и разносить одну от другой легче, чем утвердило у нас более силы бороться с водою и удержаться у байдарок. Все сие время купно кричали для подания сигнала удильщикам рыбы, на двух байдарках находящихся от нас на проливе довольно далеко, и одна из них, находящаяся от нас ближе, подъехала часа чрез полтора времени, в которую я поставил хронометр, находящийся до сего в зубах, и приказал влесть в оную Якову Лехтонину и одному алеуту, который едва держался от холоду у байдарки, после чего нас еще на воде оставалось четверо, как, спустя несколько времени, приехала и вторая байдарка. Обе оне 2-лючные, и, сплотясь, в состоянии были принять и нас. Тогда, связав, свои байдарки оставили, и я с остальными людьми влез на верх байдарок, и в таком положении стали грести к берегу. Но как сегодня время так холодно, что в лужах замерзла вода, отчего из числа трех алеут, находящихся со мной на верху байдарок, двое: Нукхук Гедеон и Угашенской Юнияк, закостенев от холоду, свалились в воду мертвые и, находясь в сем горестном положении около 3 часов времени, наконец, достигли берега, куда без помощи гребцов с 2-лючных байдарок выйтить не мог, ибо ноги не в состоянии были меня держать, и, во-первых, озаботился о алеуте Кипакак Антоне, находящемся в байдарке, и получил ответ, что он находится совершенно закостеневшим. Я, не имея средств удостовериться в его смерти и тем более возможности подать пособие, ибо сам находился в положении, требующем пособия, но алеуты к сему не сродны. Итак, сей алеут, находясь в воде противу меня в половину времени, но замерз, из чего усматриваю, что алеуты от употребляемой ими малопитательной пищи не имеют достаточно крови, которая непосредственно в сем случае согревала бы их, и подтверждаю сие мнение собою, находясь с сими несчастными наряду в воде в полураздетом положении, и на верху байдарки не избегал воды, а холод гораздо перенес терпеливее. После чего пришедшие из селения люди подали нам средство дойти до онаго, и по моему приказанию опрокинутые байдарки в непродолжительном времени были доставлены в селение. Из числа находящихся в байдарке инструментов утонул пель-компас, оставлен якорь с лотлинем и утонул линь в 60 сажен 7-футовой меры. В отношении пель-компаса я изворотился, с утопленнаго осталось мишень, а имея путевой компас, я с него соорудил пель-компас. В карманные исправные часы, находящиеся при мне, попала вода, отчего они остановились.

Засим я должен сказать, естьли бы алеуты не потеряли присудствие духа, то мы могли бы поворотить байдарки и отлить воду, в которых весьма мало должно быть воды, ибо байдарка, опрокинувшись, моментально впущает в себя воды весьма немного, и чрез сие были бы на воде гораздо менее времени, но алеуты, хотя и желали по моему совету поворотить байдарку, но, находясь от страха потерянными, хватались за байдарку грубо, чрез что стали вертеть ею как бы около оси, и я, видя при их положении неудачу сей предприимчивости и опасаясь, дабы не выронили сим из байдарки инструментов, приказал опрокинуть ее вверх килем и держаться у оной.

Здоровье же моих ног чрезвычайно слабо, но ревность, с которою желаю посвятить мои труды, и глубокое уважение к цели сего назначения дают смелость призирать опасность, каковая угрожает мне в сем болезненном состоянии. И я 28 апреля определил начальнаго пункта описи широту 56° 30' 30" N и сыскал на сем мысу состояние хронометра и вывел его ход, который прежнее 5½" упреждение [340] переменил на 2"21, но идет регулярно. В Сутхуме же с 28 апреля был задержан погодой пасмурной и бурной.

Имея же несчастный случай лишиться трех человек, я заменил их место в экспедиции людьми из Сутхума, о чем с сердечною горестию донося вашему высокоблагородию, имею честь сказать, что при экспедиции люди здоровы и я сего числа на 5 байдарках отправился в путь для производства описи 3.

Корпуса флотских штурманов поручик Воронковский.

Комментарии
1. Поручик Корпуса флотских штурманов Василий Кириллович Воронковский (1805-1838) окончил в 1824 г. Штурманское училище в Кронштадте, после чего производил опись берегов Финского залива, служил в Чертежной Адмиралтейского департамента, крейсировал в Средиземном море, участвовал в морских сражениях во время русско-турецкой войны (1828-1829). На службу РАК поступил в 1835 г.; 5 марта 1836 г. на шлюпе «Ситха» прибыл в Ново-Архангельск и возглавил байдарочную экспедицию для продолжения исследований северного побережья Аляски, начатого М.Н. Станюковичем на шлюпе «Моллер» (док. № 232, 236, 241), и южного берега, частично описанного И.Я. Васильевым в 1831-1832 гг. (док. № 155, 159, 165, 172, 192). В 1836-1837 гг. плавал в колошенских проливах и зимовал в проливе Стикин. В 1838 г. шхуна «Чилькат», на которой Воронковский возвращался с Курильских островов, потерпела крушение у о-ва Баранова, погиб весь экипаж (см. о нем также док. № 241, примеч. 3.).

Tags: РАК
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments