В поисках родины Ерофея Хабарова...(2)

.....Писцовые книги Устюжского и Сольвычегодского уездов находятся в Российском государственном архиве древних актов, в фонде Поместного приказа. В книге 446 Сольвычегодского уезда за 1625 год М.И. Белов нашел Омельку Савельева сына Хабарова и сделал о нем выписку. Но это не тот Хабаров, который нужен. Приведем фрагмент этой записи:
«Деревня Ленивица, а в ней: <…> двор – Омелька Савельев сын Хабаров; владеет по духовной 115 [1606-1607] году»[14]. А далее записана деревенька с похожим названием. Приводим эту запись: «Деревня Выставок Ленивцов, а в ней крестьяне: двор – Родька да Логинко Петровы дети Судницына, двор – Пронька Игнатьев сын Дерягин з братьею с Лучкою да с Сенкою»[15].
Не найдя здесь ни Павла, ни Ерофея, ни Никифора Хабаровых, М.И. Белов делает следующий вывод: «Из материалов переписи явствует, что Хабаровы в 1623-1625 гг. находились в деревне Ленивице Сольвычегодского уезда, но проживал ли во дворе Емельяна Хабарова Павел Хабаров и его сын Никифор, не ясно. Скорее всего, эти двое прибыли в Ленивицу позже. На данном этапе изучения вопроса предпочтительнее считать деревню Дмитриево или селения Дмитриева стана родиной Ерофея Хабарова»[16].

Но это ли те «надежные документы, из которых видно, кем был и где родился, и вырос Ерофей Хабаров», как утверждает М.И. Белов? На самом деле, как мы покажем далее, ни Павел Хабаров, ни его сыновья в Ленивице не жили никогда, а деревню Выставок Ленивцев Павел Хабаров купил в 1626 году.
М.И. Белов исследовал не все возможные документы. По Сольвычегодскому уезду есть еще более ранняя книга за 1620 год. Запись в ней более краткая, чем в книге за 1625 год, и есть отличия в именах. В ней также упоминается «Омелька Савельев сын Хабаров»[17], но искомых Хабаровых опять нет. Более позднюю книгу 451 по Сольвычегодскому уезду за 1645 год М.И. Белов смотреть не стал, видимо, полагая, что записей о братьях Хабаровых там не должно быть, так как они уже более десяти лет находились на реке Лене. Но как раз в этой книге есть информация о Хабаровых. Вначале идет запись о деревне Ленивице, где «нужных» Хабаровых опять не оказалось[18]. А далее в той же книге идет важная запись:
«Деревня Выставок Ленивцов, а в ней крестьяне: двор – Микифорко Павлов Хабаров з братом с Ерофейком, да с ними половники Куземка Терентьев да Васка Иванов, владеют по купчей Натальицы Аникиевы дочери Гусева 134 [1626] году. Пашни паханые, середние. Земли две чети с осминою и с четвериком, да перелогом шесть чети с четвериком в поле, а в дву по тому ж. Сена тритцать копен, в живущем полчети и полполчети выти, а впусте полвыти без полполчети выти, и полосмины пашни, да старые примерные пашни десять чети. Оброку – пятнатцать алтын. Поскотины пять десятин, лесу тож»[19].
Из предыдущих и из этой записи следует, что ни Ерофей, ни Никифор в деревне Ленивице в 1620 и в 1625 годах не числились, а появились в деревне Выставок Ленивцев лишь в 1626 году. Их отец Павел Хабаров в деревне Выставок Ленивцев не упоминается – видимо, умер. В 1645 году за братьями Хабаровыми числилась земля в деревне Выставок Ленивцев, а обрабатывали ее их половники. Сами братья давно уже были на Лене.
А как же быть со «сказками» торговых и промышленных людей, которые по государеву крестному целованью единодушно утверждали, что братья Хабаровы живут не вместе? Они, вероятно, дали ложные показания, чтобы выгородить братьев Хабаровых. В своей отписке Григорий Кокорев сообщал, что этих людей указал сам Никифор Хабаров: «слался из виноватых (свидетелей, которых указал сам обвиняемый – Г.К.) на ближних сосед своих, которые неподалеку их живут, что он, Микифорко, з братом своим Ярафейком живет за делом, не вместе и не в одном уезде, Ярафейко де живет в Устюжском уезде, а он де, Микифорко, в Усольском уезде»[20].
Возможно также, что сначала в деревне Выставок Ленивцев действительно поселился Никифор Хабаров, а через некоторое время и Ерофей. Но в любом случае уверенность М.И. Белова в том, что он нашел надежные документы, была необоснованной. Не всякому документу можно верить, тем более, если эти документы относятся к сыскному делу. Здесь каждый дает такие показания, которые ему выгодны, искажая правду.
Запись в писцовой книге 451 Сольвычегодского уезда за 1645 год, хотя и прояснила кое-что, но не дала ответа на вопрос, кто такая Натальица Аникиева дочь Гусева. А ответ содержится в купчей на деревню Выставок Ленивцев. Приведем этот документ полностью:
«Список с купчие слово в слово.
Се аз, Наталья Аникиева дочь Гусева, да со своими детьми, яз, Родион да Логин, да Иван, да Улита, Антонида да Устинья Петровы дети, Ваганского Алексинского стану продали есми Павлу, а по прозвищу Меньшику, Иванову сыну Хабарову Устюжского уезда Вотложемские волости в Усольском уезде в Олексинском стану в Удимской волости Ленивской жар, чистую землю орамую и под лесом, и з двором, и з дворищем.
А во дворе хором - две избы, да три сенника с подклеты и з заплоты, и сараи кругом, и со всеми хоромы, что в том дворе хором стоит, и з житницею, что вне двора стоит, и з банею, и з гумнами, и с овинами, и с мякинницы, и з гуменники, и с путики, и с притеребы, и с ловищи. и с ездовищи, куда топор и коса, и соха ходила по старым межам, и со всеми угодьи, и что к тому Ленивицкому жару изстари по тягло, чем есми сами владели по купчей отца своего, а яз Наталья мужа своего Петра благословенье, что отец наш Петр тое землю купил у Андрея з братьею Яковлевых детей Варьнавина.
А межи той земле по старым межам, по речке по Ленивице, а сверх речки Ленивицы от Исаихи по старому окладу, по огороду, до Мороженово болота, а с Мороженово болота по Петриловской ручей, по старому окладу, по огороду.
А продала есми яз, Наталья, з детьми своими, а яз, Родион, з братьею и с сестрами, тому Павлу, а по прозвищу Меньшику, тот Ленивицкой жар с посеяною рожью, что сияна ко 135 году (к 1 сентября 1625 года – Г.К.), и с парами, и с пожнями тое земли, и с поскотиною.
А взяли есми мы, яз, Наталья, и яз, Родион, з братьями своими и з сестрами, у Павла на той деревне Ленивицком жару на землю и на пожнях, и на поскотине, и на хоромех, и на всем без вывода, что в сей купчей писано, сорок рублев денег московских ходячих. А пополнок в той же цене. А деньги есми взяли мы все у сея купчие сполна.
А где будет та деревня, Ленивицкой жар, до сее купчие земля или пожни, или которые угодья в закупе, или в закладе, или в каких крепостях ни буди, и мне, Наталье, и мне, Родиону, з братьею и с сестрами, выкупати и очитщати своими деньгами. А выкупя и очистя, отдати Павлу с чистого пути.
А дань и оброк, и всякие государевы подати платить с тое земли в Олексинской стан нынешнаго 134 [1626] году мне, Наталье, да Родиону з братьею и с сестрами до Ильина дни. А после Ильина дни вново, что ни розрубят, всякие государевы подати платить мне, Павлу, своими деньгами. А старые невыплаты, что розрублено, а не плачено, и то платить нам же, Наталье и Родиону з братьею и з сестрами старины все. А к Павлу убытки в старине не привести на котораго.
Да и старую купчюю мы, яз, Наталья, и з детми своими отдали Павлу, что купил мой. Натальин, муж, а наш, Родионов и моих братей и сестр, отец Петр. Да мирскую данную на тоеж землю что отдали Алексинскаго стану крестьяне Якову Варнавину.
А судной список по купчей отца нашего у Андрея з братьею Яковлевых. И буде тот список понадобитца Павлу к делу, и ему по той отца нашего купчей тот список у Ондрея з братьею к делу взять. А буде понадобитца купчая старая и мирская даная к делу Наталье и Родиону з братьею и з сестрами, и Павлу тое купчие и даные не таить, к делу выкладывати.
А что на ту землю поряжены половники, Аникей Игнатьев з дядею и з братом Семеном, и тех половников мне, Павлу, их в той деревне до осени 135 [1626] году до Егорьева дни (Юрьев день 26 ноября – Г.К.) у собе в половье держати по нашей порядной. А по ряде им никоторого на тот год не делати.
А хлеб делити всякой за симены половником с ватаманом пополам. А солома яровая и сена на пожнях по тому ж, пополам. А мякины половником все на собя. А ватаманские соломы яровые не кормити.
А Родиону подможные деньги и хлеб по порядной на половниках взяти ему.
Послуси на то Коземка сын Шарапов да Мартын Мартемьянов сын Ваганской.
Купчюю писал Ларька Герасимов.
Лета 7134 [1626], марта 22 день.
А по другой стороне купчие пишет:
Послух Коземка Шарапов руку приложил.
Список с купчие списан слово в слово»[21].
Эта купчая ценна тем, что в ней упомянуто отчество отца Ерофея Хабарова - Павел Иванов сын Хабаров. В книге «Ерофей Павлович Хабаров» было высказано предположение, что Меньшичко Хабаров - это Павел Хабаров[22]. Теперь это предположение подтвердилось документально.
В приведенной ранее записи о крестьянах, живших в деревне Выставок Ленивцев в 1625 году, числятся «Родька да Логинко Петровы дети Судницына». Наталья Аникеева дочь Гусева называет их своими сыновьями, но фамилии почему-то разные.
Следующая книга по Сольвычегодскому уезду от 25 марта 1646 года за номером 15058. И хотя прошел всего лишь один год, запись в ней в корне отличается от предыдущей: «Деревня Выставок Ленивцов. Двор – крестьянин Никифорко Хабаров с племянником с Васкою Яковлевым шти лет. На том же дворе в другой избе его ж половник Коземка Терентьев з детьми с Ывашком да з Давыдком, да с Якушкою шти лет. В той же избе другой половник Васька Малышев сыном с Пашкою пяти лет»[23]. Здесь Ерофей Хабаров уже не записан.
Далее следует книга 15052 от 12 сентября 1647 года: «Деревня Выставок Ленивцов, а в нем: двор – крестьянин Ярофейко Павлов сын, прозвище Хабаров, с племянником с Васкою Яковлевым. Да у него ж половник Спиридонко Емельянов сын прозвище Заплатин з братом сродным с Васкою. Да на том же дворе в другой избе половник Коземка Терентьев сын Зескин. У него детей Ивашко да Якушко, да Давыдко, да Ивашко дву лет»[24]. Здесь уже не записан Никифор Хабаров.
Еще раз обратим внимание на важное обстоятельство: хотя братья Хабаровы давно уже жили на реке Лене, они продолжали числиться в Усольском уезде. Но записывали только одного из них, именно потому, что они здесь долго не появлялись. В последних двух записях не упоминаются лица женского пола. Поэтому обратимся к челобитной Ерофея Хабарова, которую он писал в 1650 году: «А женишко, государь, моя Василиска з дочеришкою моею с Наташкою и со внуком, и с племянницею живут на Устюге бес приюту. <…> Вели, государь, ту мое женишку Василиску и з дочеришкою моею с Наташкою, и со внуком, и с племянником, и с племянницею отпустить с Устюга ко мне, холопу твоему, в Якутцкой острог»[25].
Здесь Хабаров местом жительства жены написал Устюг вместо Соли Вычегодской, видимо, потому, что жена не проживала в деревне Выставок Ленивцев. А в заключительной части челобитной Хабарова добавлен племянник. Имя племянника в писцовых книгах указано: Васька Яковлев, но неясно, сын ли он сестры Ерофея, о которой Хабаров в челобитной не упоминает. Слово «племянник» в те времена часто употреблялось в смысле «родственник». А о внуке Хабарова в писцовых книгах упоминаний нет. Может быть, он родился после 1647 года.
Интересно было бы знать, когда исчезают записи о Хабаровых в деревне Выcтавок Ленивцев. Но, к сожалению, следующая сохранившаяся писцовая книга относится к 1678 году. В ней написано: «Деревня Выставок Ленивцов. Двор – половник Усольского уезду Заборской волости крестьянина Бориска Павлова сына Новосельцова Игнашка Иванов сын Низовцов. У него сын Елфимко. У него ж племянник Гаврилко Михайлов»[26].
О деревне Дмитрово Вотложемской волости нужно искать сведения в писцовых книгах Устюга Великого. В самой ранней сохранившейся книге Устюга Великого за 1626 год записано: «Деревня Дмитрова на реке на Двине. А в ней крестьян: двор – Микитка Меньшиков Хабаров да троецкого церковного дьячка Ортюшки Микитина. Двор – половник Сенка Елисеев. Да в том же дворе тое же волости крестьянина Оничкиново сельцова половник Васка Другов»[27].
Согласно сказкам промышленных людей, здесь должен быть записан Ерофей Хабаров. Но, как видим, он здесь не упоминается. Однако не стоит разочаровываться, так как здесь записан Микитка Меньшиков Хабаров - неизвестный ранее родной, видимо, старший брат Ерофея Павлова Хабарова. А далее опять следует важная запись: «Пустошь, что была деревня Святица на реке на Двине. А дворы и треть ее поль сметало рекою Двиною. Пашут наездом тое же волости крестьяне из деревни Часовницкое Васка Хабаров да из деревни Наумовской Федосейко Васильев, да из деревни Дмитрова Меньшичко Хабаров»[28].
На подробной карте 1910 года, которую мне любезно предоставила заведующая отделом истории Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Галина Николаевна Чебыкина, деревня Часовино обозначена на правом берегу Двины, на северо-восток от Приводино. Таким образом, деревня Святица была на правом берегу Двины, недалеко от деревни Часовино (Часовницкой). В деревне Святица Ерофей Хабаров и его брат Никифор не упомянуты потому, что деревни уже не было, ее смыло рекой, а братья в это время уже жили в Усольском уезде.
Несмотря на то, что в записи о Святице ни Ерофей, ни Никифор Хабаров не упомянуты, тем не менее ясно, что это их родная деревня. Теперь понятно, почему на Таймыре и в Мангазее Ерофея Павлова писали по фамилии Святицкий. Этот случай не единственный. К примеру, настоящая фамилия известного племянника Ерофея Хабарова Артемия Филипова Петриловского была Кривошапкин, а его родиной деревня Петрилово Сольвычегодского уезда.
К сожалению, писцовая книга Устюга Великого недостаточно подробная. Хотя и указано, что в деревне Святица пашет наездом из деревни Дмитровой Меньшичко (Павел) Хабаров, почему-то записи о его дворе в этой деревне нет, не записан он и на подворье у сына. Хотелось бы выяснить, кто из Хабаровых жил в деревне Часовницкой, но она почему-то не упомянута. Деревня Наумовская упомянута, но Хабаровых там нет.
Эту книгу М.И. Белов не просматривал, а пытался найти деревню Дмитриево на старинных картах. Об итогах этого поиска он написал следующее: «…на карте Поморского края XVII века это селение показано в 80 км к юго-западу от Устюга Великого на левом берегу Сухоны (примечание: изучались карты, собранные в отделе картографии Государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина).
В писцовой книге № 484 от 1623 г. Дмитриево, или Дмитриев стан, отмечено в соседстве с деревней Нюксеницей (впоследствии ставшей главной) в качестве волости, состоящей из девяти деревень (по 25 дворов), очевидно, слившихся в одно село под названием Дмитриево.
Дмитриево отмечено на генеральной карте Архангельской губернии, выполненной академиком Я.В. Шмидтом в 1773 году, а также на картах Российского атласа 1792 г., на карте Вологодской губернии Географического атласа Российской империи 1823 г. В наше время эта деревня входит в состав Нюксенского района.
В то же время может возникнуть сомнение, какая из деревень родина Ерофея Хабарова. Ведь в Дмитриево он мог проживать, а его родной деревней могла быть Ленивица, где проживали его родные»[29].
Но здесь М.И. Белов отклонился куда-то в сторону. Под № 484 в описи значится писцовая книга Тотемского уезда за 1676-1679 годы. Естественно, что в этой книге упоминаний о Хабарове он не нашел. А по Устюжскому уезду никакой книги за 1623 год нет. Родная же деревня Хабарова Святица и соседняя с ней деревня Дмитрово, как следует из писцовой книги 506, находились не на Сухоне, а на Двине. В книге написано: «Волость Вотложемская на реке на Двине, а в ней…» И далее перечисляются деревни, располагавшиеся на реке Двине, на речках и ручьях, впадающих в Двину[30].
В писцовой книге по Устюжскому уезду за 1646 год в Вотложемской волости по-прежнему записан брат Ерофея Хабарова Микитка, как и в книге за 1626 год: «Деревня Дмитрово на реке на Двине. А в ней крестьян: Двор - Микитка Меньшиков Хабаров. Двор - половник Сенка Елисеев да Васка Другов»[31].
Теперь на основании приведенных выше документов можно определенно сказать, что родился Ерофей Хабаров в деревне Святица, в Вотложемской волости Устюжского уезда. Деревня эта в настоящее время не существует, ее смыло наводнением до 1626 года. После этого Ерофей и Никифор Хабаровы переселились в деревню Выставок Ленивцев Алексинского стана Сольвычегодского уезда. Видимо, в этой деревне, а не в Дмитриево, проживал Ерофей Хабаров до своей первой поездки в Сибирь. В настоящее время места, в которых когда-то были деревни Святица и Выставок Ленивцев, находятся в Котласском районе Архангельской области.
Что же касается деревни Ленивицы, то она обозначена на карте 1910 года по левую сторону Двины, южнее реки Удимы. Чуть севернее Ленивицы обозначена Выставка. Это и есть, видимо, Выставок Ленивцев. Еще чуть севернее обозначена деревня Дмитриево, а севернее реки Удимы еще одна деревня Дмитриево. Но эти две деревни к Хабаровым отношения не имеют, так как не расположены на берегу Двины.
Чтобы привязать карту 1910 года к современным картам, необходимо найти населенный пункт с одинаковым названием. Таким пунктом является деревня Курцево, обозначенная на карте 1910 года чуть севернее Выставки. Там, где сейчас стоит Курцево, и жили братья Хабаровы после того, как их родную деревню Святицу смыло наводнением.
В 2007 году кандидат исторических наук Сергей Александрович Гладких, проживающий в городе Котласе, еще до издания книги «Ерофей Павлович Хабаров» ознакомленный мною с архивными документами, приведенными в настоящей статье (за исключением обнаруженной позже купчей на деревню Выставок Ленивцев), организовал экспедицию по поиску местонахождения бывшей деревни Святица. Результаты поиска полностью подтвердили высказанные мною предположения[32]. Родиной Ерофея Павловича Хабарова является территория современного Котласского района Архангельской области.

Словарь старинных слов и выражений

Без вывода – без исключения.
Братья (братия) – люди, равные между собой по правам и обязанностям.
В живущем – о пашне, находящейся в обработке и обложенной налогом.
Ватаман – старшина.
Воевода – начальник уезда, города.
Выть – часть, доля.
Грамотка – письмо.
Гуменник – место вокруг гумна.
Даная (данная) – документ на отведение пашни.
Двор – место под избой и хозяйственными постройками, обнесенное оградой.
Дворище – место вокруг двора.
Деловая – документ о разделе имущества.
Десятая (десятинная) пошлина – десятипроцентная пошлина, взимаемая с денежной оценки мягкой рухляди (пушнины).
Духовная – письменное завещание.
Ездовищи (езовищи) – места, где устанавливают езы (язы), частоколы поперек речки или ручья, для ловли рыбы.
Жар – участок леса, выжженный под пашню.
За делом – отдельно, не вместе, в разделе.
Закладная – документ о закладе.
Заплот – изгородь из досок, положенных горизонтально.
Извет – донос.
Кабала – письменное долговое обязательство, вексель.
Копна – мера сенных покосов площадью в десятую часть десятины.
Купчая – документ, удостоверяющий покупку.
Ловищи – места ловли рыбы, зверя или птицы.
Очищать – оправдаться перед законом или расплатиться с долгами.
Память – документ с приказом начальника подчиненным людям или документ, которым сносились между собой равностоящие учреждения.
Парка – верхняя меховая одежда северных народов в виде куртки с капюшоном.
Перелог – участок земли, оставленный без обработки на несколько лет.
Повытье – часть, доля.
Подать – налог, пошлина.
Подклет – нижний ярус избы, иногда жилой, иногда нежилой.
Пожня – сенной покос.
Покрута – наем покручеников.
Покрученик – работник, нанятый на соболиный промысел с хозяйским содержанием и промышленным снаряжением.
Половник – арендатор за половину урожая, живущий постоянно и имеющий свой двор.
Половье – мякина.
Пополнок – придача к плате за покупку.
Посад – торгово-промышленная часть поселения, обычно неукрепленная.
Послуси (послухи) – свидетели.
Править – взыскивать долг.
Примерная пашня – вновь прибавленная.
Притеребы – места, расчищенные под пашню или покос.
Промышленный завод – снаряжение для соболиного промысла.
Пустошь – место, где была исчезнувшая деревня.
Путики – звериные тропы.
Пясида – полуостров Таймыр.
Разрубить – разделить.
Рост – проценты, выплачиваемые заемщиком.
Сенник – сарай для хранения сена.
Сорок – связка из сорока шкурок соболей.
Список – копия документа.
Статки – нажитое имущество.
Съезжая изба – канцелярия воеводы или приказчика.
Ударить челом – преподнести в дар.
Ужина – установленное договоренностью количество охотничьего инвентаря и продовольствия в промысловой ватаге, в соответствии с которым делится добыча.
Хоромы – жилые постройки.
Целовальник – выборный сборщик податей или хранитель казенной собственности, дающий клятву (крестное целование) не заниматься хищениями.
Ясак – подать пушниной, взимаемая с местного населения.

Красноштанов Г.Б.

Tags: