odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

Гибель двух "Бостонов" под Усть-Кутом 12 июля 1943г....

12 июля 1943 года в окрестностях Усть-Кута разбился «Бостон», вылетевший на Красноярск. Тела лейтенанта Георгия Иванова и сержанта Шабурова были похоронены на месте.

В тот же день пропали без вести старшие лейтенанты Заломин и Максимов — тоже на «Бостоне». Только в 2003 году его обнаружила группа Георгия Куприянова и Нины Куршевой. К тому времени дачные участки вплотную окружили могилку Иванова и Шабурова. Тогда останки всех четверых похоронили в братской могиле в Усть-Куте


ПО СЛЕДАМ ОДНОЙ ТРАГЕДИИ
В 2007 году исполнилось 65 лет со дня открытия трассы «Аляска-Сибирь». По ней в годы второй мировой войны перегоняли на фронт самолёты, полученные по ленд-лизу в США. Один из перегоночных маршрутов проходил через Усть-Кут и старожилы вспоминают, что были дни, когда над ним пролетало до 200 самолётов. Не все достигали конечной цели – фронта. Потери за время перегонки составили 81 самолёт, погибли 115 перегонщиков. Одна из таких трагедий произошла и с экипажем самолёта А-20 G (Бостон) в составе Георгия Михайловича Иванова и Георгия Николаевича Шабурова. 12 июля 1943 года в 10 км от Усть-Кута.
Обломки самолёта и трупы лётчиков были обнаружены ягодниками 25 августа того же года. Высказывались мнения, что один из лётчиков, возможно, какое-то время после катастрофы был жив. В пользу этого вроде бы говорило отсутствие признаков тлена и положение тела. Одна нога лётчика была согнута, другая вытянута, а возле руки лежала ракетница. Существуют свидетельства, что в день трагедии жители Усть-Кута видели свечения, вспышки в районе сопки. Они обратились к местному участковому, который обещал разобраться, но так ничего и не сделал. Но в августе 1943 года на месте трагедии работала комиссия из представителей военкомата, ВВС, МВД.

Лейтенант Георгий Михайлович Иванов
7.jpg

Версия о том, что один из лётчиков был жив, опровергается воспоминаниями врача К.Н. Потапова.

«Когда самолёт упал на землю, он проделал длинную полосу, разметал и срезал мелкие деревья – часть кабины, мотор лежали у вывороченного дерева. В этом месте в груде обломков с поврежденными конечностями и частично обгоревшие были обнаружены тела погибших пилотов. Во внутреннем кармане кожаных тужурок были найдены документы на имя Иванова, а имя второго пилота я не помню. Вследствие сильного удара о землю пистолет был обнаружен в брошенном пальто. Пулемёты, которыми оснащён самолёт, были изогнуты».

Долгое время было принято считать, что в экипаже было три лётчика и искали штурмана Козобаранова. Но поисковиками Иркутской области и Киренским военкоматом был сделан запрос в Центральный архив МГА. В 1988 году получен ответ, который поставил точку в этом вопросе:

«12 августа 1943г. в 10 км от п. Усть-Кут на месте катастрофы самолёта обнаружены останки двух членов экипажа: Иванова Георгия Михайловича, командира корабля, и ст. сержанта Шабурова Георгия Николаевича, воздушного стрелка-радиста, которые захоронены на месте катастрофы. Сведений о наличии других членов в составе экипажа или пассажиров на борту самолёта в документах Центрального архива МГА не имеется. Лейтенант Козабаранов Николай Иванович, штурман 5 перегоночного авиаполка, убыл из I перегоночной авиадивизии ГВФ 3 августа в ОК ВВС СибВО».

Иванов и Шабуров были захоронены на месте аварии. Похороны героев прошли скромно. Думаем на это были веские причины: шла война, у людей было много проблем, трасса была засекречена. Около дерева вырыли могилу, опустили останки лётчиков, отдали им воинскую почесть троекратным салютом из ружей и пистолетов, одним из участников была произнесена речь. На дерево приколотили памятный диск из обломков пропеллера и написали, кто тут захоронен, поставили дату.

О том, что могила лётчиков в течение 1943-1950 годов кем-либо посещалась, сведений у нас нет. Но в 1951 году к могиле лётчиков вышла группа ягодников, среди которых был и работник военкомата К. Суплецов. А в 1963 году туда был организован первый молодежный военно-патриотический поход. Это произошло после того, как в Усть-Кутский горвоенкомат прибыл капитан Леонид Исаакович Волков, фронтовик, очень энергичный человек. Начальник 2-го отделения ( одна из обязанностей которого – работа с призывниками), он и стал инициатором первого похода. Его инициативу поддержал военком Е.И. Аксеев, а на Осетровской судоверфи были бесплатно изготовлены могильная оградка и памятник-обелиск. В походе (с военной игрой и стрельбами) участвовало около 100 призывников. Поход был с ночлегом у места катастрофы. Оградку и обелиск, доставленные призывниками по крутому подъёму, установили на могиле. Об этом рассказало областное радио, и передачу услышала вдова младшего лейтенанта Иванова – Августа Сергеевна Кулёмина. Осенью 1964 года она приехала в Усть-Кут с сыном и был организован ещё один поход к месту авиакатастрофы.

Походы к могиле лётчиков становятся традиционными, а пионеры и комсомольцы нашей школы принимали в них активное участие. Об одном из них – о походе 1965 года мы узнали от Н.С. Куршевой (тогда – Бабаджанян, которая работала старшей пионервожатой в школе № 2).

«Дорога к могиле лётчиков не близкая, крутой подъём, а знаменосцем у меня была маленькая, худенькая девчушка – Оля Иванова (ныне — Щемелёва). Пытаюсь её отговорить от похода. Куда там! Вцепилась в знамя и всю дорогу его пронесла».

Мы изучали план подготовки и проведения военизированного похода 1967 года и пришли к выводу, что походы тщательно готовились, составлялся список участников, привлекались различные специалисты (лесничий, врач, военнослужащие и др.). Во время похода появлялся самолёт, с которого сбрасывали листовки и вымпел. Думаем, получалось яркое и незабываемое зрелище.
В 2003 году, спустя 60 лет после катастрофы, были найдены останки Ивана Заломина и Ивана Максимова (они погибли в один день с экипажем Иванова). Было решено захоронить экипажи Иванова и Заломина в одной могиле. Своё согласие на перезахоронение отца дал сын Георгия Иванова – Сергей Георгиевич. И при участии археолога Александра Валерьевича Инёшина могилу вскрыли. Скелеты в ней лежали один на другом, многие кости переломаны. Одежда сгнила напрочь, сохранились лишь подмётки и голяшки сапог. Местом захоронения было выбрано бывшее кладбище в районе остановки «8 Марта», на котором в годы войны и первые послевоенные годы хоронили умерших от ран фронтовиков и тружеников тыла. И немалая заслуга в том, что погибшие в годы войны лётчики, наконец, похоронены со всеми воинскими почестями, ребят и их руководителей из клубов «Эдельвейс», «Наследие», «Хронос», «Долг». На месте нового захоронения установлена плита с именами лётчиков. Не забыто, впрочем, и первое захоронение. В 2006 году, во время очередного похода, ребята из краеведческого общества «Искатель» привели в порядок оградку и скромный обелиск на месте катастрофы экипажа Иванова. В походе к нему в 2007 году приняли участие краеведы из Усть-Кута, Янталя, Ручья, Подымахино и Братска.

Старший лейтенант Иван Иванович Заломин
8.jpg

Старший лейтенант Иван Архипович Максимов
9_1659.jpg

Изучив различные материалы, связанные с гибелью Иванова и Шабурова, проконсультировавшись со специалистами, мы не согласны с официальным отчётом, который гласит, что причиной потери как этого, так и второго экипажа явилась плохая предполётная подготовка. Георгий Михайлович Иванов не был новичком в авиации. Ещё до войны, в 1933 году, окончил он лётную школу, работал в Иркутском аэроклубе лётчиком-инструктором. В 1933 году был на изыскательских работах трассы БАМ, делал фотосъёмку для «БАМпроекта». В 1940 году вместе с начальником Восточно-Сибирского управления ГВФ П.А. Чулковым изыскивал место для посадочной площадки Усть-Кутского аэропорта. Всё это говорит о том, что лётчик хорошо знал маршрут, был достаточно подготовлен. И справедливость должна быть восстановлена.

Героический труд лётчиков, всех наземных специалистов не может, не должен быть предан забвению. И 7-8 декабря 2007 года в Иркутске проходила межрегиональная научно-практическая конференция «Алсиб-65»: трасса мужества». Краеведы нашей школы представляли на ней свою работу «Ещё раз об авиакатастрофе (анализ версий)». А после завершения конференции мы побывали в гостях у вдовы лётчика Г.М. Иванова – А.С. Кулёминой.

В последнее время Августа Сергеевна мало с кем общается: сказывается возраст, ведь ей – 92 года. И жизнь её была трудной: оставшись с двумя сыновьями, она взяла к себе четверых младших сестер. Но с краеведами из Усть-Кута Августа Сергеевна согласилась встретиться, а помогла устроить встречу Н.С. Куршева, с которой они давно дружат. Мы же, когда увидели Августу Сергеевну, были приятно удивлены: настолько хорошо для своих лет она выглядит. Видно, что в молодости это была очень красивая женщина. И после гибели мужа к ней многие сватались, но она так всю жизнь и ждала своего Гошу. Августа Сергеевна попросила нас передав слова благодарности всем жителям Усть-Кута за сохранение памяти о её муже – Георгии Михайловиче Иванове, что мы с удовольствием и делаем.

Ленские Вести, Май N 18 (08.05.2008)
http://lv.ust-kut.org/?2008/18/16182008.htm

Tags: АлСиб, авиакатастрофы, перегон
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments