Гибель двух "Бостонов" под Усть-Кутом 12 июля 1943г....

12 июля 1943 года в окрестностях Усть-Кута разбился «Бостон», вылетевший на Красноярск. Тела лейтенанта Георгия Иванова и сержанта Шабурова были похоронены на месте.

В тот же день пропали без вести старшие лейтенанты Заломин и Максимов — тоже на «Бостоне». Только в 2003 году его обнаружила группа Георгия Куприянова и Нины Куршевой. К тому времени дачные участки вплотную окружили могилку Иванова и Шабурова. Тогда останки всех четверых похоронили в братской могиле в Усть-Куте


ПО СЛЕДАМ ОДНОЙ ТРАГЕДИИ
В 2007 году исполнилось 65 лет со дня открытия трассы «Аляска-Сибирь». По ней в годы второй мировой войны перегоняли на фронт самолёты, полученные по ленд-лизу в США. Один из перегоночных маршрутов проходил через Усть-Кут и старожилы вспоминают, что были дни, когда над ним пролетало до 200 самолётов. Не все достигали конечной цели – фронта. Потери за время перегонки составили 81 самолёт, погибли 115 перегонщиков. Одна из таких трагедий произошла и с экипажем самолёта А-20 G (Бостон) в составе Георгия Михайловича Иванова и Георгия Николаевича Шабурова. 12 июля 1943 года в 10 км от Усть-Кута.
Обломки самолёта и трупы лётчиков были обнаружены ягодниками 25 августа того же года. Высказывались мнения, что один из лётчиков, возможно, какое-то время после катастрофы был жив. В пользу этого вроде бы говорило отсутствие признаков тлена и положение тела. Одна нога лётчика была согнута, другая вытянута, а возле руки лежала ракетница. Существуют свидетельства, что в день трагедии жители Усть-Кута видели свечения, вспышки в районе сопки. Они обратились к местному участковому, который обещал разобраться, но так ничего и не сделал. Но в августе 1943 года на месте трагедии работала комиссия из представителей военкомата, ВВС, МВД.

Лейтенант Георгий Михайлович Иванов
7.jpg

Версия о том, что один из лётчиков был жив, опровергается воспоминаниями врача К.Н. Потапова.

«Когда самолёт упал на землю, он проделал длинную полосу, разметал и срезал мелкие деревья – часть кабины, мотор лежали у вывороченного дерева. В этом месте в груде обломков с поврежденными конечностями и частично обгоревшие были обнаружены тела погибших пилотов. Во внутреннем кармане кожаных тужурок были найдены документы на имя Иванова, а имя второго пилота я не помню. Вследствие сильного удара о землю пистолет был обнаружен в брошенном пальто. Пулемёты, которыми оснащён самолёт, были изогнуты».

Долгое время было принято считать, что в экипаже было три лётчика и искали штурмана Козобаранова. Но поисковиками Иркутской области и Киренским военкоматом был сделан запрос в Центральный архив МГА. В 1988 году получен ответ, который поставил точку в этом вопросе:

«12 августа 1943г. в 10 км от п. Усть-Кут на месте катастрофы самолёта обнаружены останки двух членов экипажа: Иванова Георгия Михайловича, командира корабля, и ст. сержанта Шабурова Георгия Николаевича, воздушного стрелка-радиста, которые захоронены на месте катастрофы. Сведений о наличии других членов в составе экипажа или пассажиров на борту самолёта в документах Центрального архива МГА не имеется. Лейтенант Козабаранов Николай Иванович, штурман 5 перегоночного авиаполка, убыл из I перегоночной авиадивизии ГВФ 3 августа в ОК ВВС СибВО».

Иванов и Шабуров были захоронены на месте аварии. Похороны героев прошли скромно. Думаем на это были веские причины: шла война, у людей было много проблем, трасса была засекречена. Около дерева вырыли могилу, опустили останки лётчиков, отдали им воинскую почесть троекратным салютом из ружей и пистолетов, одним из участников была произнесена речь. На дерево приколотили памятный диск из обломков пропеллера и написали, кто тут захоронен, поставили дату.

О том, что могила лётчиков в течение 1943-1950 годов кем-либо посещалась, сведений у нас нет. Но в 1951 году к могиле лётчиков вышла группа ягодников, среди которых был и работник военкомата К. Суплецов. А в 1963 году туда был организован первый молодежный военно-патриотический поход. Это произошло после того, как в Усть-Кутский горвоенкомат прибыл капитан Леонид Исаакович Волков, фронтовик, очень энергичный человек. Начальник 2-го отделения ( одна из обязанностей которого – работа с призывниками), он и стал инициатором первого похода. Его инициативу поддержал военком Е.И. Аксеев, а на Осетровской судоверфи были бесплатно изготовлены могильная оградка и памятник-обелиск. В походе (с военной игрой и стрельбами) участвовало около 100 призывников. Поход был с ночлегом у места катастрофы. Оградку и обелиск, доставленные призывниками по крутому подъёму, установили на могиле. Об этом рассказало областное радио, и передачу услышала вдова младшего лейтенанта Иванова – Августа Сергеевна Кулёмина. Осенью 1964 года она приехала в Усть-Кут с сыном и был организован ещё один поход к месту авиакатастрофы.

Походы к могиле лётчиков становятся традиционными, а пионеры и комсомольцы нашей школы принимали в них активное участие. Об одном из них – о походе 1965 года мы узнали от Н.С. Куршевой (тогда – Бабаджанян, которая работала старшей пионервожатой в школе № 2).

«Дорога к могиле лётчиков не близкая, крутой подъём, а знаменосцем у меня была маленькая, худенькая девчушка – Оля Иванова (ныне — Щемелёва). Пытаюсь её отговорить от похода. Куда там! Вцепилась в знамя и всю дорогу его пронесла».

Мы изучали план подготовки и проведения военизированного похода 1967 года и пришли к выводу, что походы тщательно готовились, составлялся список участников, привлекались различные специалисты (лесничий, врач, военнослужащие и др.). Во время похода появлялся самолёт, с которого сбрасывали листовки и вымпел. Думаем, получалось яркое и незабываемое зрелище.
В 2003 году, спустя 60 лет после катастрофы, были найдены останки Ивана Заломина и Ивана Максимова (они погибли в один день с экипажем Иванова). Было решено захоронить экипажи Иванова и Заломина в одной могиле. Своё согласие на перезахоронение отца дал сын Георгия Иванова – Сергей Георгиевич. И при участии археолога Александра Валерьевича Инёшина могилу вскрыли. Скелеты в ней лежали один на другом, многие кости переломаны. Одежда сгнила напрочь, сохранились лишь подмётки и голяшки сапог. Местом захоронения было выбрано бывшее кладбище в районе остановки «8 Марта», на котором в годы войны и первые послевоенные годы хоронили умерших от ран фронтовиков и тружеников тыла. И немалая заслуга в том, что погибшие в годы войны лётчики, наконец, похоронены со всеми воинскими почестями, ребят и их руководителей из клубов «Эдельвейс», «Наследие», «Хронос», «Долг». На месте нового захоронения установлена плита с именами лётчиков. Не забыто, впрочем, и первое захоронение. В 2006 году, во время очередного похода, ребята из краеведческого общества «Искатель» привели в порядок оградку и скромный обелиск на месте катастрофы экипажа Иванова. В походе к нему в 2007 году приняли участие краеведы из Усть-Кута, Янталя, Ручья, Подымахино и Братска.

Старший лейтенант Иван Иванович Заломин
8.jpg

Старший лейтенант Иван Архипович Максимов
9_1659.jpg

Изучив различные материалы, связанные с гибелью Иванова и Шабурова, проконсультировавшись со специалистами, мы не согласны с официальным отчётом, который гласит, что причиной потери как этого, так и второго экипажа явилась плохая предполётная подготовка. Георгий Михайлович Иванов не был новичком в авиации. Ещё до войны, в 1933 году, окончил он лётную школу, работал в Иркутском аэроклубе лётчиком-инструктором. В 1933 году был на изыскательских работах трассы БАМ, делал фотосъёмку для «БАМпроекта». В 1940 году вместе с начальником Восточно-Сибирского управления ГВФ П.А. Чулковым изыскивал место для посадочной площадки Усть-Кутского аэропорта. Всё это говорит о том, что лётчик хорошо знал маршрут, был достаточно подготовлен. И справедливость должна быть восстановлена.

Героический труд лётчиков, всех наземных специалистов не может, не должен быть предан забвению. И 7-8 декабря 2007 года в Иркутске проходила межрегиональная научно-практическая конференция «Алсиб-65»: трасса мужества». Краеведы нашей школы представляли на ней свою работу «Ещё раз об авиакатастрофе (анализ версий)». А после завершения конференции мы побывали в гостях у вдовы лётчика Г.М. Иванова – А.С. Кулёминой.

В последнее время Августа Сергеевна мало с кем общается: сказывается возраст, ведь ей – 92 года. И жизнь её была трудной: оставшись с двумя сыновьями, она взяла к себе четверых младших сестер. Но с краеведами из Усть-Кута Августа Сергеевна согласилась встретиться, а помогла устроить встречу Н.С. Куршева, с которой они давно дружат. Мы же, когда увидели Августу Сергеевну, были приятно удивлены: настолько хорошо для своих лет она выглядит. Видно, что в молодости это была очень красивая женщина. И после гибели мужа к ней многие сватались, но она так всю жизнь и ждала своего Гошу. Августа Сергеевна попросила нас передав слова благодарности всем жителям Усть-Кута за сохранение памяти о её муже – Георгии Михайловиче Иванове, что мы с удовольствием и делаем.

Ленские Вести, Май N 18 (08.05.2008)
http://lv.ust-kut.org/?2008/18/16182008.htm