Мы не все вернемся из полета…

В продолжение предыдущего сообщения https://odynokiy.livejournal.com/3071230.html Катастрофа А-20 3-го ПАП 1-й КПАД КВТ ГВФ в районе Верхоянского хребта

salov_fp.jpg
Командир экипажа капитан Салов Федор Павлович

...Они не бомбили позиции врага, не вели воздушных боев с ассами «Люфтваффе», не прорывались сквозь зенитную завесу, спеша на помощь партизанам. Он просто летали, перегоняли самолеты, выполняя спецзадание Советского правительства. Их редко отмечали наградами. И если они гибли, то уходя в бессмертие, часто уходили в безвестность, и это тоже было подвигом.

С октября 1942 по сентябрь 1945 года над территорией Якутии действовал воздушный мост «Аляска-Сибирь», по которой на фронт было доставлено 7308 самолетов. Авиатрасса протяженностью 6,5 тысяч километров проходила над одним из самых суровых и малонаселенных районов страны, над горами, тундрой и непроходимой тайгой. За редкие полеты в этих местах в мирное время летчиков награждали. Для летчиков третьего авиаперегоночног о полка выпал самый сложный участок трассы – Сеймчан-Якутск, маршрут протяженностью 1200 километров, проходил над безлюдными хребтами Верхоянских гор.
26 августа1988 года на 288 километре от поселка Хандыга по Магаданской трассе были найдены обломки военного самолета. Обнаружили его туристы из села Намцы Намского района, а помог им житель оленеводческого села Тополиное Геннадий Аммосов. На месте катастрофы в куске обшивки фюзеляжа они обнаружили скомканный бортовой журнал и по нему узнали номер самолета – А-20-В, на месте сразу же был установлен и экипаж. Затем сделали запрос в архив Министерства гражданской авиации, откуда пришел ответ.

…Это случилось 25 марта 1943 года.

Звено средних бомбардировщиков «Бостон» готовилось к вылету из заснеженного Сеймчана в Якутск. Враг рвался к Сталинграду, а бомбардировщики, которых так ждут на фронте, затерялись здесь в бескрайних просторах Сибири. Метеосводка показывала сильную облачность на маршруте. Проанализировав метеоданные командир эскадрильи Федор Салов принимает решение лететь, обойдя облачность на большой высоте. «Добро» на вылет получено три самолета взлетают.

Над хребтами Верхоянских гор компасы сильно барахлили, здесь магнитное отклонение достигает 14 градусов. Этот 4-часовой перелет на большой высоте, в кислородной маске при больших морозах в неотапливаемых кабинах был очень серьезным испытанием.

В те времена самолеты летали звеньями. Обычно звено составляло три и более самолетов. С набором высоты звено входит в облачность, экипаж надевает кислородные маски. В районе Берелех один из ведомых самолетов из-за плохого самочувствия летчика повернул обратно, оставшиеся два самолета продолжили полет с набором высоты до 17000 футов. На этой высоте горизонтальной видимости не было. И самолеты вели по приборам. А дальше по докладу летчика Гродзенского в районе Верхоянского хребта при скорости 200 миль в час, самолет комэска стал покачиваться, после чего перешел в пикирование с углом примерно 60 градусов и врезался в землю.

Что произошло тогда? Бомбардировщик обладал неплохими летно-технически ми данными, он мог брать на борт до 1,8 тонн бомб или одну торпеду, был вооружен девятью крупнокалиберным и пулеметами. Место летчика спереди, сзади и с боков защищалось броней.

По официальной версии, командир корабля капитан Салов Федор Павлович из-за недостатка кислорода на большой высоте потерял сознание, впал в обморочное состояние и неуправляемый самолет врезался в землю. Самолет сгорел, экипаж погиб. Погибли летчики: командир эскадрильи, капитан Салов Федор Павлович, старший лейтенант Радь Иван Федорович, лейтенант Сухлецов Михаил Дмитриевич. Кстати, ведомый капитана Салова – Гродзенский пережил своего комэска чуть больше двух месяцев. Шестого июня 1943 года при полете в очень сложных метеусловиях его самолет обледенел, потерял несущую способность и при попытке совершить аварийную посадку между седловинами гор Черского зацепил одну из сопок и потерпел катастрофу. Захоронен в поселке Зырянка.
В течение почти двух десятков лет хандыгские школьники по крупицам собирали любую информацию о произошедшей трагедии. Осенью 1989 года первый секретарь Томпонского райкома комсомола Афанасий Степанов обратился в Дом пионеров и школьников, чтобы ребята из турклуба «Лидер» (руководитель Иван Игошин), установили памятник на месте гибели летчиков. Это задание выполнили Виталий Ивлиев, Дмитрий Олейник, а проводником был оленевод Геннадий Аммосов.

Вот как вспоминает Иван Игошин «Первый самолет найден нами в 1990 году мне о нем рассказывал один старик оленевод, что в молодости, перегоняя оленье стадо, в местности Авкита видел на заросшем тальником острове стоящий самолет. Тогда мы подумали - это сказки. Но спустя длительный период времени мы туда пришли, но – увы! Опоздали, река смыла остров, а вместе с ним и самолет. Самолет мы все-таки нашли в долине реки. Река безжалостно разбила его: кабина и хвост снесены бесчисленными паводками. Под разбитой обшивкой крыла невыпущенное шасси, значит самолет шел на вынужденную посадку. В том, что это военный сомневаться не приходится. В крыле три пулемета, на нержавеющих хомутах бензосистемы четкая маркировка – Chikago USA, даже номер самолета. Но он не мог представлять музейной ценности, так как был сильно разбит».

В моих руках оказались чудом сохраненные копии документов по перегоночной авиации (вся переписка), которые для изучения и продолжения поисков передал для детской студии «Гимназия-ТВ» Иван Игошин. Из выписки журнала учета потерь личного состава 1 Краснознаменной перегоночной авиадивизии за 1942-1945 годы. СЕКРЕТНО. Экземпляр №2.

№43. Салов Федор Павлович. воинское звание: капитан. Должность: командир. 1914 года рождения. Челябинская область. Симский завод. Отец: Салов Павел Федорович, Челябинская область, Симский завод, ул.Кирова,97.

№44. Радь Иван Федорович, старший-лейтенан т, штурман-лидер. 1915 года рождения, Одесская область, Колованевский район. Жена – Радь Валентина Васильевна, город Архангельск, станция Бакарицы, дом 6.

№45. Сухлецов Михаил Дмитриевич, старший сержант, воздушный стрелок-радист. 1918 года рождения, Ленинградская область, Островский район. Жена – Канукова Роза Ивановна, Казахская ССР, город Джамбул, ул. Грозненская, дом 108.

Все эти годы турклубовцы «Лидера» периодически посещали место гибели бомбардировщика Бостон А-20. На плечах школьников вынесены груды обломков самолета. Данные об экипаже ребята отправляли Ивану Негенбля, писателю, авиатору, который написал уже несколько книг о летчиках Якутии. Он ответил на письмо школьников и даже написал в газету «Воздушный транспорт» небольшую статью, где рассказал об экипаже Салова. Но никто не откликнулся на эту публикацию.

В Томпонском районе в селе Теплый Ключ в 1943 году на одном из труднейших участков воздушной секретной трассы был построен промежуточный аэродром для заправки самолетов, перегоняемых из США в Москву, полученных по ленд-лизу. Аэропорт Теплый Ключ – это первая остановка после перелета через Верхоянские горы. Не всем летчикам удалось их преодолеть…

В память об авиаторах трассы мужества в Томпонском районе в 2005 году проведена поисковая акция «Вечная память», посвященная 60-летию Победы для установления мемориального знака на месте катастрофы бомбардировщика «Бостон-А-20». Совместную республиканскую экспедицию туристического клуба «Лидер» поселка Хандыга и объединения «Отважный» города Якутска в составе двадцати подростков и шести бойцов республиканского ОМОНа возглавил проводник международного класса Иван Игошин.

И вот опять знакомый перевал в долину реки Луговая. Отряд, преодолев нелегкий маршрут, достиг цели на третий день. База располагалась в почти 300-х километрах от райцентра, более тридцати километров по горной местности под уклоном в 60 градусов пришлось преодолеть участникам, чтобы добраться до места катастрофы. Там у вершины горы на обломке фюзеляжа установили памятный знак летчикам 1 Краснознаменной перегоночной авиадивизии, участникам переброски на фронт боевых самолетов по маршруту Фербенкс-Ном-Яку тск-Красноярск. Затем на высоте полутора километров водружены советский и американский флаги в память об авиаторах трассы мужества, как символ победы.

Последняя декада марта 1943 года для летчиков авиаперегоночной дивизии оказалась сложной: пропали без вести или погибли три боевых самолета. К сожалению, все три экипажа оказались забытыми, а место захоронения капитана Федора Павловича Салова не знает никто, кроме поисковых групп турклуба «Лидер» и отряда «Отважный». Американцы тоже несли потери, но они свято чтут память каждого погибшего на их земле. Останки погибших в Номе и Фербенксе перезахоронены на военном кладбище в Анкоридже. И наших летчиков они также захоронили на самом почетном военном кладбище. Они не посчитались с большими затратами на транспортировку за 850 километров.
По запросу из архива Министерства обороны в журнале потерь авиадивизии в графе «место захоронения» указано м.Оймякон, но м-это местность Оймякон, а она простирается от поселка Оймякона до Верхоянска, то есть место катастрофы никто не искал и экипаж не был захоронен.

Наконец-то спустя девятнадцать лет после обнаружения гибели экипажа справедливость восторжествовала ! Убедившись, что на самом деле экипаж не захоронен и нет могил, правительством Республика Саха (Якутия) принято решение о перезахоронении останков летчиков в Томпонском районе. И вот 2007 году останки экипажа были подняты и привезены в урнах в Хандыгу. Так через 64 года летчики с почестями были погребены на главной площади Победы райцентра Томпонского улуса.

Вот как рассказал участник турклуба «Лидер» Андрей Старовойтов: «Место катастрофы видно издалека. Опаленные взрывом камни гораздо светлее окружающих. На огромной площади разбросаны страшным взрывом обломки боевого самолета. Искореженные куски фюзеляжа, обломки двигателей, радиостанции, парашютные стропы, обилие покореженных пулеметных лент и патронов. Мы нашли скальп одного пилота, тонкая кожа и волосы, берцовую кость…

На территории Томпонского и соседнего Оймяконского районов есть, по меньшей мере, одиннадцать мест, где лежат обломки разных летательных аппаратов. Не все они относятся к военному времени и не везде еще побывали. По информации, командира республиканского ОМОНа полковника Сергея Черныха, который совместно с группой «Отважный», также как и «Лидер» давно занимается вопросами авиаперегоночной дивизии, установлено несколько мест катастрофы самолетов, два или три экипажа до настоящего времени остались незахороненными.

Долгие годы хандыгские школьники писали письма в различные организации с целью установления родственников погибшего экипажа. Но увы, ответы архивов, адресных бюро, паспортных столов, Министерства авиационной промышленности СССР, Министерства обороны СССР были неутешительны: родственников найти не удалось, не значатся, не представляется возможным… Так ни один родственник пока не найден.
Юнкоры Томпонской многопрофильной гимназии «ТВ-Гимназия» не теряют надежды, что ныне живущие родные все-таки найдутся и готовы продолжать поиски, в том числе и при помощи СМИ. Тем временем. В далекой якутской Хандыге чтут память погибших героев. Десятый год жители приходят с цветами к памятнику воинам и не только на 9 мая.

Галина Чекурова
https://journs.ru/blog/category/view/2097-my-ne-vse-vernemsya-iz-poleta

Командир экипажа капитан Салов Федор Павлович
salov_fedor_pavlovich.jpg

salov_fp_1.jpg

salov_fp_2.jpg

Салов Федор Павлович
http://memorial24.ru/uchastniki/salov-fedor-pavlovich

"...Я хочу найти всю информацию на родного брата моего деда - Салова Фёдора Павловича, р. 1914 в г. Сим, Челябинской области. Я знаю,что он служил в 1939 году в г. Ворошилов,ныне Уссурийск (дед был у него в отпуске). Он служил лётчиком в 72-я АВБР ??? по письму его от 8.03.1939 г. он летал бомбить озеро Хасан. Есть у меня и фотографии из Ворошилово. Потом всё следы теряются,и все родственники знали,что он пропал без вести вовремя войны. И где-то в 2007 году нашли его могилу, меня приглашали не перезахоронения,но я инвалид 2-ой группы и мне тяжело было выехать в пос. Оймякон.
"25 марта 1943 г. — катастрофа самолёта А-20. Похоронены в пос. Оймякон Республики Саха (Якутия):
48. Капитан САЛОВ Фёдор Павлович — командир авиаэскадрильи 3-го ПАП.
49. Старший лейтенант РАДЬ Иван Фёдорович — штурман-лидер 3-го ПАП.
50. Старший сержант СУХЛЕЦОВ Михаил Дмитриевич — воздушный стрелок-радист 3-го ПАП."
Он перегонял самолёты американские с Аляски в Якутск.
Я нашёл памятник,какой был и какой сейчас,есть лист о потерях, но ... Я бы хотел знать больше о Салове Фёдоре Павловиче. Делать запрос,но я не смогу подтвердить родственные связи -он же брат моего деда,детей у него не было или я о них не знаю. Вот так,что Вы мне посоветуете,чтобы узнать его боевой путь...."
http://forum.vgd.ru/?m=feed&a=list_warn2&u=62103