Хозяин Синего Пламени. Александр Кинко. (3)

67941_1000.jpg

...Я сильно отвлёкся. На отрезке пути между Беличаном и Широким идёт ответвление вправо длиной около 8 км на прииск Мальдяк. Раньше на указанной развилке дорог находился посёлок Стрелка, а между ним и Мальдяком ещё один канувший в Лету населённый пункт Бургали, в переводе с эвенского слово «бургали» означает «заросли тополя». От посёлка Стрелка остался лишь бывший склад для хранения продуктов - вырубленная в сопке пещера, интересная достопримечательность или своего рода памятник очередному растворившемуся во времени населённому пункту и его битым жизнью обитателям.
Местом дислокации прииска Мальдяк был берег одноимённой речки, впадающей в реку Берелёх, а визитной карточкой сопка «Три Богатыря», которую невозможно спутать ни с какой другой в округе. В районе прииска имеются ещё две местнопочитаемые сопки, первая с трогательным наименованием «Малютка» и вторая с идеологическим оттенком - «Пионерская». Расстояние от Мальдяка до Сусумана 27 км. Речку Мальдяк дополнительно питают своими водами два относительно коротких ручья с совершенно несовместимыми названиями: Долинный и Шар. По всей видимости, у первопроходцев Колымы было богатое воображение, если один из ручьёв был так неожиданно и остроумно назван в честь самой совершенной геометрической фигуры. А почему бы и нет!? Они имели на это полное право.

В самом узком месте, ближе к истокам, расстояние между речками Мальдяк и Беличан примерно 800 м, здесь они разделены только одной невысокой сопкой, которую можно было преодолеть, в том числе и транспортом.
Жилые и производственные строения бывшего посёлка Мальдяк в начале XXI века располагались уже исключительно на правом берегу реки, русло которой имеет чёрно-серый цвет, а с развитием технологии добычи золота перемывалось множество раз. К слову, дорога на Мальдяк также проложена по правому берегу реки.

С высокого противоположного берега, со стороны Трёх Богатырей, бывший прииск со своими постройками кажется загадочной и неприступной крепостью или бастионом, особенно в непогоду, когда серебристо-серые облака тесно прижимаются к вершинам окружающих Мальдяк сопок, скрытое от взоров солнце украдкой проглядывает местами и дождевые лужи отражают его словно осколки зеркала. Перерытое вдоль и поперёк русло речки напоминает поле боя после массированного налёта авиации или непреодолимые противотанковые рвы. Несчастная земля истерзана разумными существами до предела, при этом, были отмечены интересные случаи, когда при проведении работ золотодобытчики находили в мерзлотном слое не только множество останков мамонтов, но и редкие фрагменты костей шерстистого носорога. У этого древнего травоядного гиганта рог достигал размера одного метра.

На прииске давно прижились и даже неплохо себя чувствуют крупные и упитанные речные чайки с жёлтым клювом, напоминающим увесистый самородок, нарядно и со вкусом окрашенные природой в белый и серый цвета, а также симпатичные любопытные суслики, которых здесь величают евражками. Оказывается, что у данных животных во время зимней спячки температура тела может понизиться до двух градусов! В честь этого крупного рыжего грызуна с длинным хвостом (полярного или берингийского суслика) названа высоченная гора в Сусуманском районе под названием Еврашкалах, то есть «евражкина» или «евражечья». Высота 1837,1 м. Интересно, чем питается вся эта поразительная живность? Наверное, мухами да комарами, грибами да ягодами. Благо, этого добра на Колыме несметное количество.

От прииска Мальдяк в южном направлении на расстоянии около 8 км и располагался Верхний Беличан. Просёлочная грунтовая дорога к нему была проложена поперёк русла реки Мальдяк с крутым спуском и таким же подъёмом в направлении сопки под названием Аммонитка, напоминающей распластанного на брюхе медведя, лежащего у подножия Трёх Богатырей. В окрестностях Мальдяка, пока не знаю, где точно, существует ещё одна интересная «колымская покать» с оригинальным современным названием «Кашандык». В районе этой сопки, которую в 40-е и 50-е годы местные обитатели называли с небольшим отличием «Катандык», расположено старое поселковое кладбище. Слово «катандык» в переводе с якутского языка означает «ушёл к мёртвым» - название соответствует предназначению объекта. Говорят, что первым похоронили на Мальдякском погосте геолога по фамилии Малышев - воистину опасная профессия!

Минуя низкорослую Аммонитку извилистая и сложная для езды дорога крадётся вдоль Трёх Богатырей и спускается до пункта назначения – в долину речки Беличан. Средний «богатырь», как и положено, имеет самый высокий рост по отношению к двум своим товарищам - 1247 м. Между прочим, в размытом русле Беличана такая же характерная чёрно-серая порода, как и в русле Мальдяка. Геологов это, по всей видимости, не удивит.
В район Верхнего Беличана от электрической подстанции прииска Мальдяк в своё время были протянуты целых три линии электропередач, одна из них была проложена ещё дальше - на расстояние 2 км от посёлка вдоль левого берега Беличана вниз по течению. Конечный потребитель электроэнергии находился на правом берегу и высоковольтные провода в конце пути перебрасывались к нему поперёк капризной речки во второй раз, только в обратную сторону. Похоже на то, что сложный горный рельеф диктовал здесь свои правила игры. Рискну предположить, что таинственным потребителем был производственный участок прииска Мальдяк под названием Нижний Беличан, о котором чуть позже я скажу ещё несколько слов.

От посёлка Верхний Беличан на расстоянии 4 км тянулась ещё одна конечная линия электропередач, но уже вдоль правого берега речки против течения и затем чуть дальше вдоль её левого притока - ручья Встречный 1-й. Очевидно, что этот источник питания также снабжал энергией какое-то производство. От Мальдяка на данный участок можно было попасть ещё по одной чуть более короткой просёлочной дороге, которая была проложена в обход Трёх Богатырей с тыльной стороны. Золото на Верхнем Беличане добывали как подземным способом, так и открытым. Ветхие конструкции заваленного входа в шахту пока ещё можно заметить метрах в трёхстах от того места, где когда-то жил-поживал своей напряжённой жизнью населённый живыми душами пункт, незаметно угасший, как таёжный костёр.

В 2000-х годах в долине речки Беличан дорогостоящий металл успешно добывали работники коммерческой организации ООО «Элита», штаб-квартира которой со всей инфраструктурой располагался на территории бывшего посёлка Мальдяк. Там же находилось и предприятие ООО «Мальдяк», выполняющее аналогичную работу, только на соседних смежных полигонах. Как видно, конкуренты мирно уживались на одной земле, сезонной работы хватало всем. От посёлка Мальдяк осталась одна треть от былой общей площади, две трети полностью промыты.
Итак, легко форсировав две водные преграды в виде речек Мальдяк и Беличан, можно было, в конце концов, добраться до типичного заштатного посёлка, ставшего для меня той самой малой родиной и первым пристанищем на белом свете.

В 8-10 км к востоку от места нахождения посёлка простирается великой китайской стеной хребет Черге, который заканчивается приметной горой Еврашкалах. Дальше параллельно ему тянется на несколько большее расстояние в длину хребет Ненгеджек. В эвенском языке слово «ненгеджекчан» означает «небольшое мольбище». Водоразделом между хребтами является река Дебин, о которой я говорил выше. Эти горные массивы также одни из выдающихся отрогов хребта Черского. Слово «черге» якутского происхождения и означает «столбы» (надеюсь, что я правильно истолковал).

Следует отметить несколько интересных и удивительных фактов. На северо-западе Сусуманского района в довольно глухой и труднодоступной местности имеется ещё одна речка под популярным названием Беличан и рядом с ней одноимённая гора высотой 1531,6 м., расположенная на мощной Берелёхской гряде, параллельной руслу реки Берелёх. Вторая речка Беличан располагается на приличной высоте 1047,8 м над уровнем моря и течёт в юго-западном направлении, стекая в реку Мяунджа, недалеко от посёлка-тёзки. Слово «мевундя», от которого произошли названия реки и посёлка, по-эвенски означает «большое сердце». Довольно сентиментальное название. Расстояние между истоками двух Беличанов примерно 40 км. Кроме того, в районе имеется третья одноимённая речка, впадающая в реку Аян-Юрях, направление её движения с юга на север. Быть может, мудрые и суеверные якуты умышленно давали одинаковые названия водным источникам, чтобы запутать и сбить с толку злых северных духов?! Древние китайцы с этой целью строили ломаные декоративные мосты над искусственными прудами.

Кроме дороги от прииска Мальдяк была ещё одна просёлочная дорога к Верхнему Беличану протяженностью около 12 км, которая брала своё начало от населённого пункта Беличан 2-й и логично замыкала собой транспортное кольцо. Посёлки Беличан 2-й и Беличан находились в непосредственной близости друг от друга - на расстоянии всего лишь 2 км. Сложная трасса к Верхнему Беличану была проложена параллельно речке Беличан вдоль её правого берега. Строительство этого дорожного полотна и свои лагерные злоключения описал поэт и журналист Морозов Александр Григорьевич в довольно познавательной книге «Девять ступеней в небытие». Название книги появилось не случайно, её автор находился в заключении, в общей сложности, девять тяжелейших лет, вычеркнутых судьбой-злодейкой из полнокровной человеческой жизни.

"Летом сорок девятого поступил приказ строить новую дорогу на «Верхний Беличан». Геологи делали своё дело: искали золото. И где-то его находили. А дорожники в те места прокладывали дороги. Золото было открыто и в верховьях ключа Беличан. На месте найденной россыпи возник производственный участок прииска «Мальдяк». Дорога начиналась от прииска «Беличан». Справа был полигон, на котором работали паровые экскаваторы. Золото здесь залегало неглубоко, и добычу его вели открытым способом. Чуть далее торчали шахтные копры. Слева раскинулся большой поселок вольнонаёмных со столовой, магазином, клубом. Сзади - лагерная зона. Руководил работами прораб Харламов.
Участок до подножия сопки был ровный и заболоченный. Сюда возили щебенку. Кто-то надоумил: рядом эфельные отвалы, чем с таким трудом раскайливать щебенку, не лучше ли брать эфеля? Лопата в них идет, как в масло. Харламов недолго сомневался и, в конце концов, разрешил. И мы легко, без особых усилий грузили машину за машиной. Выработка сразу поднялась. Мы, как говорится, посвистывали.
...эфелями мы вымостили почти километр новой трассы. И потому шутили:

- Выходит, золотая дорога!

Построили трассу, и сразу же появилась новая дорожная точка - маленький барак на десять человек. Рядом никакого жилья. Послали туда и меня. Старшим назначили Лешку Ильина, родом из Брянской области. Машины на «Верхний Беличан» ездили редко, но трассу все равно мы обязаны были содержать в полном порядке. Дорога местами шла вдоль отвесных скал - сверху нависает скала, а внизу - пропасть. Ездить здесь было опасно.
Сегодня шестое ноября 1949 года. Завтра праздник Октябрьской революции. Два нерабочих дня. Праздник мы встречали всухомятку и впроголодь. Здесь, на «Верхнем Беличане», не было ни кухни, ни повара."

Вот и получается, что днём основания Верхнего Беличана можно с некоторой натяжкой считать 7 ноября 1949 г., так как, в те трудные времена всякое мало-мальски значимое событие обычно приурочивали к годовщине, так называемой октябрьской революции или какого-то иного обросшего идеологическими мифами события. А первым строением посёлка был, очевидно, барак-времянка для проживания строителей – дорожная точка. И ещё один штрих к умозрительной, восстанавливаемой по крупицам картине, эту дорогу строило Сусуманское дорожно-строительное управление (ДСУ) № 37.

Интересно, что в конце 40-х и в начале 50-х годов на прииске Мальдяк добросовестно трудился Герой Советского Союза Скворцов Дмитрий Данилович, который внёс свой вклад в развитие золотодобычи.
Любая колымская дорога имеет одни и те же негативные свойства, которые заключаются в следующем. Время от времени её чрезвычайно пыльная поверхность видоизменяется под воздействием ручьёв, непогоды и вечной мерзлоты, появляется множество рытвин и ям, заполняемых плохо испаряющейся и практически не впитывающейся в землю водой. Дорожные дефекты без конца исправляют, засыпая ямы щебнем или другим сыпучим материалом, грунтовая дорога всё это жадно поглощает в себя и по истечении некоторого времени приходится снова её латать. В довершение всех неприятностей из недр самопроизвольно выдавливаются камни на дорожное полотно. С этими природными явлениями тоже приходится постоянно с переменным успехом бороться дорожникам. А в местах промывки золота, на полигонах, часть дороги вообще «плавающая», её перемещают с помощью бульдозеров с места на место в зависимости от производственной необходимости.

На описываемой территории, которую опоясывает уже почти заброшенное транспортное кольцо, практически в центральной её части возвышается сопка Горбатая высотой в 1069,7 м и протекает относительно короткая речушка Пошехон, впадающая в неоднократно упомянутую реку Берелёх. Вдоль этой речки с забавным по моему ощущению названием, напоминающем известную марку сыра, параллельно автодороге на Мальдяк проложен дорожный аппендикс протяжённостью 4,5 км. Наверняка в этом районе также было достаточно много драгоценного металла, в противном случае не было смысла городить огород – тратить силы и средства на строительство тупиковой дороги. Расстояние от конца аппендикса до сопки Горбатой где-то 2-2,5 км.

Из горькой и правдивой книги Даниила Егоровича Алина «Мало слов, а горя реченька» следует, что ещё в 1948 г. на участке Верхний Беличан работали люди - мыли золото. Начальником прииска Мальдяк в это время был некий полковник Бобров. В результате несчастного случая на участке погиб друг Алина - бывший Герой Советского Союза Владимир Комаров, его смертельно ранило во время работы на бульдозере концом лопнувшего стального троса. Во время войны этот отважный человек горел в подбитом танке, тонул, что называется, прошёл огонь и воду, но уцелел, остался в живых, а вот уже в мирное время ему не удалось избежать подлого удара судьбы. «Люди гибнут за металл» - это крылатое выражение можно в полной мере отнести к трагической кончине Комарова, которого приятели уважительно называли между собой Володя-танкист.

Кстати на Колыме, не исключено, что на этом же горном участке, подобный злополучный трос серьёзно повредил моему отцу бицепс и оставил на всю жизнь метку в виде хорошо заметного рваного шрама со следами от хирургических ниток. Отец тоже был танкистом (механиком-водителем) и добросовестно отслужил три года на Кавказе в звании младшего сержанта. Получается, что Володю-танкиста через семь лет сменил на боевом посту Серёжа-танкист. Он вспоминал, каким образом золотодобытчики надёжно связывали обрывки стального каната - прямым морским узлом. На его правой руке, точнее на кисти, также выделялась своеобразная метка – широко распространённая татуировка в виде солнечного полукруга с расходящимися на 180 градусов лучами и наивной юношеской надписью под светилом: «Серёжа». Левая опора буквы «А» была растянута горизонтальной линией справа налево и таким образом подчеркивала имя носителя малохудожественной наколки. Так вот, Алин отмечал.

"Наступило лето пятидесятого года. В сентябре всех ссыльных, обретавшихся на прииске Мальдяк, в одночасье переселили на Сусуманский ремонтный. Через несколько дней Мальдяк был заселен новым, особым контингентом. Что это был за особый контингент? Это были люди, которые строили Челябинск 40. Все: кто строил, кто руководил стройкой, кто охранял стройку, - все очутились на Колыме без права выезда и без права переписки на два года."

Автор допустил неточность относительно года появления особого контингента на Колыме. Дело в том, что все эти люди были привезены с секретных строек № 313, 247, 535, 514, ИТЛ-100, Челябинск-40 17 и 19 сентября на двух морских судах в количестве 5265 человек, основанием для перемещения послужил приказ МВД СССР от 25 июня 1949 г.
№ 00708.

Об этом же, но более подробно рассказывает бывший директор прииска Мальдяк Вадим Григорьевич Стародубцев в упомянутой выше повести.
"Получены разъяснения: распространяемые слухи о том, что остающиеся на прииске работники из числа ИТР, служащие и члены их семей автоматически приобретают статус «особого контингента» являются провокационными, и об этом я должен официально заявить сразу же по прибытии на прииск. Одновременно должен предупредить всех о строгом соблюдении условий подписки, отобранной ранее у всех постоянных работников прииска, о том, что они не имеют права расспрашивать и склонять к разглашению сведений, известных «особому контингенту» по работе на «Челябинск-40», так как они составляют государственную тайну, а на собраниях рабочих подтвердить, что они, в отличие от «спецпоселенцев», через три года будут освобождены от высылки – при соблюдении данной ими подписки.

В райотделе МВД получаю пропуски на себя, членов семьи и шоферов автобуса и «Победы» для сегодняшнего въезда на прииск. Теперь и мой выезд с прииска возможен только по согласованию с райотделом, а все остальные живущие на прииске: мои заместители, ИТР, служащие и члены их семей, могут выехать с прииска теперь только по пропуску с моей подписью, образец которой у меня тут же взяли. Лица «особого контингента» не имеют права на выезд с прииска ни при каких обстоятельствах, самовольные отлучки будут квалифицироваться как побег.
Для осуществления этого режима вокруг прииска создана пограничная зона и два КПП. Один - для проезда автотранспорта, другой - для проезда гужевого транспорта и для пешеходов на участок "Верхний Беличан"."

Бывшие жители Мальдяка доверительно поведали о том, что в 60-70-е годы Верхний Беличан процветал, в поселковом магазине продавался необычайно вкусный хлеб и пиво. Кроме того, окрестности славятся огромным количеством съедобных грибов, от их старомодных шляпок типового «фасона» и насыщенного яркого цвета поля кажутся красными. Там также очень много морошки. В 1973 г. посёлок прекратил своё 24-летнее существование, а в 1986-1987 гг. его территорию полностью промыли, в результате чего было добыто бешеное количество «презренного» металла, над которым не властно Его Величество Время. Говорят, что в районе расположения посёлка до самой смерти в 2004 г. проживал какой-то упрямый и одинокий дед. Царство ему небесное. Получается, что место моего рождения в прямом смысле слова смыли с лица земли. Как это ни печально, но от малой, но милой родины осталось только призрачное начертание на старой, но весьма подробной топографической карте: «Верх. Беличан (нежил.)», а уж на новых картах, надо полагать, не будет и этой скромной надписи. Такова жизнь.

В 1939 г. известным геологом Борисом Ивановичем Вронским в высокогорном районе, прилегающем к прииску Мальдяк (координаты: 63° 20' северной широты, 148° 10' восточной долготы), был найден первый на Колыме железный метеорит весом 992 грамма. Октаэдрит Мальдяк имел микроструктуру: округлые зёрна – шрейберзит. Д = 18,6 мм. Место падения космического пришельца находится в 43 км севернее Верхнего Беличана, по колымским масштабам рядом, если следовать к нему по прямой линии. Но прямых путей на Колыме, увы, не бывает - все колымские дорожки кривые, кратчайшее расстояние между двумя точками на практике получается в полтора-два раза длиннее, чем предлагает сухая теория. Точнее, метеорит был найден недалеко от реки Сахынья в межгорной котловине, что в 30 км от посёлка Буркандья. Местные жители эту реку называли по-своему: Цыганья. Ближайшая гора, расположенная севернее точки приземления, называется Седая (высота 2227 м), а ближайшая гора к югу – это пик Черге (высота 2234 м). Метеорит свалился с неба под ноги двум грозным колымским великанам. Примечательно, что на расстояниях от 20 до 55 км от места падения Мальдяка очевидцы наблюдали необъяснимые наукой аномальные явления, о которых я расскажу чуть подробнее позже.

А самое интересное в этом деле то, что места, в которых были отмечены эти необыкновенные явления, находятся практически на одной прямой линии, это хорошо видно на карте, и там непременно добывали золото. Небесное тело в государственном реестре официально зарегистрировано под наименованием «Мальдяк» и находится на хранении в метеоритной коллекции Института Геохимии и Аналитической Химии имени Вернадского В.И. Российской Академии Наук в Москве. Когда-нибудь надо посетить это заведение и своими глазами увидеть метеорит.

С октября 1939 г. Вронский работал главным геологом в геологическом отделе Западного горнопромышленного управления. Самим же отделом руководил знаменитый исследователь края Раковский С.Д. В данное подразделение была преобразована база дальних разведок, функционировавшая в 1937-1938 гг. на месте расположения посёлка Берелёх.
Районный центр Сусуман, получивший официально статус города 12 декабря 1964 г., находится в месте слияния пяти рек: Берелёха, Сусумана, Верхнего Нексикана (позже я расшифрую значение этого названия), Сылгыбастаха (в переводе с якутского языка это слово означает «лошадиная голова»), Морджета и ручья под названием Талон (по-якутски: «луговой», «покосный»). Ручей берёт начало от наледи горы Морджет (высота 2127,3 м), на которую со стороны города открывается захватывающая дух панорама. Слово «наледь» по-якутски мелодично звучит: «тарын», но само слово переводится, как «творог». А на эвенский манер слово "наледь" звучит "буксунда". На вершине горы хаотично навалены друг на друга камни в человеческий рост с острыми гранями, которые производят сильнейшее впечатление. Смельчаки, покорившие в 2011 году гордую вершину безо всякой страховки, показали эту суровую красоту в фотографиях. Среди местных альпинистов был хозяин неофициального Сусуманского сайта Юрий Слюньков, посредством его электронного детища поддерживается виртуальная связь бывших северян с Колымой. Демонстрация снимков местного «эвереста» тоже его заслуга. Предположительно, слово «морджет» эвенского происхождения и оно означает «скверная гора».

Один из жителей славного города Сусумана, интересная и творческая личность Сергей Бутко, утверждал, что несколько раз был на вершине Скверной Горы и в одно из восхождений нашёл на ней окаменевшую морскую раковину. Выходит, что миллионы лет назад Сусуманский район покрывал тёплый океан?! А сопки вздыбились, когда на планете уже была жизнь!? Потрясающее открытие!
Сусуман - это единственный город на Колыме, если не брать в расчёт областной центр, он расположен в 625 км к западу от города Магадана – столицы громадного и малолюдного края под неофициальным названием Колыма. Слово «сусуман» - гидроним из эвенского «кухуман», «хугуман», то есть: буран, ветер, позёмка, ветреный. Вполне правдоподобная интерпретация слова – Долина Ветров. Основой районного центра стала новая усадьба совхоза «Эльген» Северного горнопромышленного управления «Дальстроя». Заготовка сена совхозом была важным жизненно необходимым занятием, потому что на приисках района интенсивно использовался гужевой транспорт в виде незаменимых в то далёкое время лошадей, которые как истинные вегетарианцы нуждались исключительно в растительной пище. В итоге возник совхоз «Сусуман», 4 апреля 1937 г. затопились его первые теплицы, в результате был собран рекордный урожай: молодое хозяйство получило первые три с половиной тонны помидоров и одну тонну огурцов. Тогда же была получена и первая капуста в открытом грунте. Жизнь на Севере налаживалась. Постепенно совхоз трансформировался в рабочий посёлок золотодобытчиков Сусуман, таким образом, возник город с пятиэтажными домами на сваях, намертво вколоченных в вечную мерзлоту.

Через этот мистический город - нервный центр края проходит знаменитая Колымская трасса, на которую нанизаны словно редкие бусины на нитку малолюдные и постепенно угасающие посёлки северных горняков. Великий тракт начинается в Магадане, а заканчивается в известном рекордно низкими температурами посёлке Усть-Нера, расположенном от Сусумана километрах в пятистах в сторону Якутии.

Маленькое лирическое отступление. В Усть-Нере родилась и проживала в 60-е и 70-е годы способная и целеустремлённая девочка по имени Галя. Правда, мы с ней познакомились, когда она была уже молодой яркой женщиной и проживала на территории тогда ещё не суверенной Украины. Я очень любил её и никогда не забывал после расставания, которое было вынужденным и неизбежным. Именно благодаря перечисленным фактам мне так близок и названный населённый пункт на Северо-востоке страны.

Да, река Нера, на берегу которой располагался посёлок, берёт своё начало от северо-западной границы Сусуманского района, один из её истоков под названием Худжах где-то на полградуса левее истока колымского Берелёха, они находятся на одной широте, но сами реки растекаются в противоположные стороны. Знаменитое колымское шоссе, пересекая Верхненерскую впадину и Нерское плоскогорье, проложено вдоль скалистых берегов Неры, которая впадает в Индигирку.

Внешне Галина была удивительно похожа одновременно на двух очень красивых и популярных иностранных актрис, отлично запомнившихся по талантливо сыгранным ролям в кино. Разумеется, в своей оценке я ориентировался на собственный вкус, но, как оказалось, сходство этих прелестных женщин независимо от меня солидарно отметили и другие люди. Итальянка имела творческое амплуа настойчивой, умеющей добиваться своей цели светской львицы, а американка – мягкой, доверчивой, простой и открытой героини. Через много лет мы снова увиделись с Галей, а я сделал изрядно поразившее меня открытие: первая из упомянутых звёзд кинематографа родилась в один день с ней, а вторая – в один день со мной. Такое вот любопытное наблюдение. Быть может, я чрезмерно идеализирую эту хрупкую, идеально сложенную, остроумную и обаятельную женщину со сверкающими зелёными молниями глазами, но как всякий русский человек и «сам обманываться рад».

Однако вернёмся обратно на главную транспортную магистраль Колымы, с которой я только что так легкомысленно съехал в сторону. Вдоль знаменитой дорожной ленты тянулись гитарными струнами, монотонно гудящие телеграфные провода, натянутые на сдвоенные деревянные столбы, скрученные с помощью лома стальной проволокой. Иногда на этих столбах можно было лицезреть молодцеватого вида монтёров, обутых в металлические «когти» и туго затянутых широкими страховочными ремнями с цепью. Опоры коммуникаций связи казались фантастическими живыми существами, которые непрерывно ведут друг с другом какие-то важные разговоры на непонятном заунывном языке.

По краям дороги, где можно было запросто свалиться по неосторожности в кювет или в пропасть, устанавливались нехитрые тонкие деревянные вешки с пучками проволоки на вершинах, предупреждавшие водителей об опасности. Трасса, без преувеличения сказать, - дорога жизни и смерти. С жизнью связан так называемый северный завоз: дорогостоящие поставки материалов, продовольствия, промышленных товаров, топлива и так далее. А смерть нередко коварно подстерегала лихих и отчаянных шофёров на крутых дорожных серпантинах в любое время года, но особенно зимой в лютый холод, когда непослушная машина, заглохнув в рейсе, категорически отказывалась заводиться, а до ближайшего населённого пункта добраться пешком было немыслимо из-за больших расстояний. Трескучий мороз назойливо предлагал обессиленному водителю отведать, как сказал великий Шекспир, самое сладкое в мире блюдо - сон, злая сила уверенно опускала его веки, похожие на тяжёлые плотные занавески, в одно мгновение проплыла в угасающем сознании вся нелегко прожитая в трудах и заботах жизнь. В итоге, отделившаяся от тела душа продолжала движение уже по другой трассе, но исключительно в одном направлении, до конечной остановки...

(продолжение следует)

Tags: