В ВВО появился именной самолет Ан-12 «Спасатель челюскинцев летчик Светогоров»



Как рассказал инициатор предложения дать имя военному самолету Ан-12 - председатель общественного Совета по сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока Геннадий Басюк, в прошлом году, по решению Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, нашу группу - участников Вахты памяти полярным летчикам СССР - попутным рейсом из Хабаровска - в Ключи-1 (Камчатка) - в Угольные Копи (Анадырь, Чукотка) доставил экипаж самолета Ан-12, где командиром экипажа Зограм Бушунц. Экипаж с интересом отнесся к истории летчика Светогорова и выразил желание назвать самолет его именем.

Геннадий Басюк пояснил, что в течение длительного времени общественный Совет собирает архивы и материалы по отважному военморлёту - последнему спасателю челюскинцев Александру Павловичу Светогорову (1904-1935). Героическая его биография трагична.

В 1924 году Александр Светогоров учился в Военной школе морских летчиков в Севастополе, служил в бригаде ВВС РККА на Центральном аэродроме Москвы, с 1927 года участвовал в борьбе с басмачеством.

С 1930 года жизнь Светогорова связана с Дальним Востоком. Он служил в 68-м отдельном речном гидроавиаотряде в Хабаровске, а с 1931 по 1933 годы - работал инструктором Хабаровской краевой школы гражданских пилотов Осоавиахима и является учителем прославленной фронтовой летчицы, Героя Советского Союза Нины Максимовны Распоповой. Как инструктор, Светогоров выпустил ее в первый самостоятельный полет в Хабаровске, о чем она сама заявляла в интервью.

С 1933 по 1935 годы - Светогоров служил в погранвойсках, в 1934 году участвовал в спасении челюскинцев, «доставил в п. Провидения - основную точку сбора зимовщиков - 29 пассажиров и членов экипажа затонувшего парохода «Челюскин»...» (из справки №170 от 23.09.1934 г. начальника авиационного отделения УПВО - Управления пограничной и внутренней охраны УНКВД ДВК Э.М. Лухта).

В 1935 года Светогорова зачислили на службу в ДВТУ ГВФ (Гражданвоздухофлот), и 26 июня 1935 года вылетев по срочной телеграмме-вызову в нелетную погоду, Светогоров разбился в тайге Хабаровского края, выполняя рейс по маршруту Александровск-Сахалинский - Хабаровск. Восемьдесят лет не был захоронен, а место авиакатастрофы грабили местные жители.

25 июня 2016 года силами общественного Совета, при участии командования Восточного военного округа, 11-й армии ВВС и ПВО, Управления погранслужбы, в Хабаровске, в торжественной обстановке, состоялось захоронение легендарного летчика Александра Светогорова, членов экипажа и пассажиров самолета «Савоя С.55П». В этот же день на братской могиле был открыт и памятник.

- Изучая жизнь и подвиги летчика Светогорова, в целях воспитания нового поколения, мы подготовили целую программу проведения Вахты памяти и посвятили ее полярным летчикам СССР, и, в частности, забытому летчику Светогорову, - говорит Геннадий Басюк. - В прошлом году мы побывали на Чукотке, в п. Провидения, где на месте совершения Светогоровым подвига установили мемориальную доску. А в нынешнем году, на Чукотке, открыли памятные доски полярным летчикам СССР и авиаспасателям Виктору Галышеву (на здании аэропорта в с. Лаврентия) и Федору Куканову (на здании военной комендатуры ВКС в п. Угольные Копи). Также в Анадырь привезли большой мемориальный комплекс летчикам - Первым Героям Советского Союза (это 9 гранитных плит весом 400 кг). И этот памятный знак, скорее всего, будет открыт в следующем году перед зданием Международного аэропорта Анадырь. И уже в завершении Вахты памяти этого года, прибыли на Камчатку, где на аллее Героев, перед штабом 7060-й авиабазы морской авиации ТОФ в гарнизоне Елизово Камчатского края, силами Общественного совета открыли мемориальный комплекс Александру Светогорову. В это время нам и передали радостную весть об официальном присвоении самолету Ан-12 имени Светогорова.

Как стало известно, 29 июля с.г. постановлением военного совета 11-й армии ВВС и ПВО самолету Ан-12БК смешанной авиационной эскадрильи отдельного транспортного смешанного авиационного полка принято решение о присвоении почетного наименования «Спасатель челюскинцев летчик Светогоров». 30 августа с.г. в эскадрильи состоялось торжественное построение и открытие имени самолету. Ан-12 с таким названием начал полеты по России.

Ан-12БК «Спасатель челюскинцев летчик Светогоров» - модернизированный, отличается обновленным бортовым оборудованием, прошел капитально-восстановительный ремонт в 2011-2012 гг. Базируется в п. Ключи-1 (Камчатский край).

Кстати, в парке военно-транспортной авиации МО РФ всего шесть именных самолетов: Ил-76МД «Оренбург», «Тверь», «Таганрог» и «Георгий Пакилев», Ан-22 «Василий Семененко», А-50У «Сергей Атаянц». А возродил традицию именных самолетов в 1995 году тогдашний главнокомандующий ВВС России Петр Дейнекин.

Константин Пронякин.
17.09.2017

Спасибо, хорошее дело делаете.

У меня тоже есть история про одного забытого советского летчика тридцатых годов совершившего подвиг в неизвестной войне на чужой территории.

К сожалению он носил самую распространенную русскую фамилию и шансов разузнать подробнее его биографию пожалуй нет никаких.
Спасибо вам!
Таких историй тысячи... У меня всё началось с поисков о судьбе бойцов 18-го отдельного штурмового стрелкового батальона, в составе которого сгинул под Мемелем отец моих старших сродных сестричек.
И когда я увидел листки боевых донесений, в грязи и копоти осени 44-го, на которых по сей день видно следы рук давно ушедших людей, меня тогда накрыло понимание, что история, это не увлекательные картинки из прошлого...
Хотя сам я, ну никакого отношения к истории не имею...:)
Выходит, на одном судне с моими дирижаблистами шёл.

И вот ещё: черепов меньше, чем было людей. Кто-то исчез с деньгами.

P. S. "Гражданвоздухофлот" – никогда не было такого названия, ни официально, ни просто в обиходе.