odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

Судьба Г-2 (ТБ-3) Дальстроя

Так выглядел ТБ-3...
ТБ%203.jpg

...Впервые обломки неизвестного самолеты были замечены в 1970 году во время геодезических работ командиром Ми-4 Глушко и борт-механиком Г. Фесюн. Самолет находился на склоне сопки у реки Кавы, между Охотском и Магаданом. В 1980 году найден во второй раз командиром Ми-4 Николаем Балдиным из Охотска. В 1982 году Н. Балдин вернулся к вертолету и определил его марку, как ТБ-3.
14 октября 1982 года о давней трагедии сообщила «Советская Россия». В ней было опубликовано следующее сообщение командира вертолет Н. Балдина: «Недавно в глухой тайге я обнаружил потерпевший аварию четырехмоторный самолет. Он лежит на склоне сопки у реки Кава. К месту аварии добрался с трудом. С одного мотора удалось снять медную табличку-паспорт. На некоторых приборах разобрал надписи «Изготовлено в северном варианте». Возможно, это знаменитый СССР Н-209 Леваневского, что исчез в августе 1937 года во время перелета из Москвы в Америку? Командир вертолета Н. Балдин. Охотск».
Летом того же 1982 года была организована поисковая экспедиция газеты «Воздушный Транспорт» (руководитель — инженер Евгений Коноплев), которая обнаружила в долине реки Кавы (верховья реки Тауй) на юге Магаданской области разбившийся ТБ-3. Выпущен он был в 1938 – 39 годах. Этот самолет принадлежал Дальстрою и потерпел аварию при перелете Хабаровск — Магадан, зацепившись за склон сопки в сложных метеоусловиях, при этом экипаж и пассажиры остались живы.

С 1984 года начал открыто подниматься вопрос об восстановлении. В 1986 году останки самолета были эвакуированы в Магадан с помощью вертолета. В декабре 1986 года они были отправлены спецрейсом в Ульяновск в музей гражданской авиации спецрейсом.

Об этом сообщила газета “Воздушный Транспорт” от 11 декабря 1986 года в статье “На сопке у реки Кавы”, где сообщалось, что найденный ТБ-3 между Охотском и Магаданом вывезен в Ульяновск самолетом Ил-76. Фюзеляж самолета сгорел, но сохранились крылья и двигатели с пропеллерами, часть стабилизатора.

Самолет Г-2 Х-349 эксплуатировался в авиационном отряде НКВД “Дальстрой”. Самолет должен был совершить первый беспосадочный рейс Магадан – Хабаровск. 22 июля 1942 самолет вылетел из Магадана при неблагоприятном прогнозе погоды, в районе реки Кава в неблагоприятную метеообстановку, но сразу не вернулся и только через два часа полета принял решение возвращаться в Магадан. При обходе облачности земля оказалась ближе, чем ожидали, а нисходящий поток бросил самолет на сопку. Самолет загорелся из-за столкновения. Сгорел частично фюзеляж. При столкновении самолет был разломан. Крылья и хвост оказались по одну сторону сопки, кабина по другую. Весь экипаж спасся. Командир сильно обгорел. Самолет восстановлению естественно не подлежал.

Дальнейшая судьба членов экипажа погибшего самолета сложилась по-разному.

Командир экипажа – Николай Клоченко, стал одним из первых в “Аэрофлоте” “миллионеров”, т. е. летчиков, налетавших миллион километров. Успел он и повоевать, летал в авиации дальнего действия, ходил в рейсы на Берлин.

Второй пилот – Николай Шарков, после Севера работал на заводе в Рыбинске.

Борт-механик – Дмитрий Фуфаев, в конце 20х годов участвовал в перелетах Москва – Токио – Москва, Москва – Хабаровск – Нью-Йорк. Д. В. Фуфаев впоследствии стал командиром дальстроевского авиаотряда.

Борт-механик – Георгий Попов, до пенсии трудился в Магаданском авиапредприятии.

Радист – Казимир Петрович Козловский, всю войну, до самой Победы, летал на самолетах Дальстроя, пережил четыре авиакатастрофы, налетал 1,5 миллиона километров. Это он опознал самолет и описал его историю, участвовал в эвакуации самолета в Магадан.

Из воспоминаний Казимира Петровича Козловского.

– Когда я прочитал статью в “Советской России” от 14 октября 1982 года “Загадка упавшего самолета”, то подумал, что речь идет о нашем экипаже. Совпадали место происшествия – верховье реки Кавы и тип машины. Факты убедили: да, таежная находка – это наш ТБ-3, разбившийся при выполнении особого задания…

Первый беспосадочный рейс Магадан – Хабаровск мы готовили особенно тщательно: все-таки 10-12 часов в воздухе. Шел второй месяц войны (по всей видимости, Казимир Петрович Козловский ошибается за давностью лет, так как в архивах нет никаких упоминаний о катастрофе самолета ТБ-3 в августе 1941 года), поэтому, кроме парашютов, выдали нам карабины, две коробки патронов – на всякий случай. Погода известна была только в портах вылета и прилета, по маршруту никаких метеоданных нет, а о прогнозах тогда вообще не говорили. Командир авиаотряда Шандор Шимич тепло напутствовал экипаж.

Вылетели утром, пошли визуально долиной реки Кавы: из навигационных средств на борту только магнитный компас. Лишь в крайних случаях решался тогда летчик войти в облака или подняться выше

Моя радиостанция была установлена в носу самолета. Место это, на военных машинах предназначенное для штурманов, полностью, как витрина универмага, застекленное, в шутку называли “Моссельпром”. Там лежали
все наши парашюты и спальные мешки.

Только успел передать в Магадан, что подходим к Охотскому перевалу и что все у нас нормально, как вбегает в отсек встревоженный первый бортмеханик Дима Фуфаев. Узнав, что сеанс связи закончился, он обреченно махнул рукой и выскочил в кабину летчиков. Я – за ним. Смотрю, а командир корабля весь в напряжении: идем в облаках, земли не видно.

Вдруг взревели все четыре мотора, и в окне я увидел землю. В ту же секунду все озарилось пламенем… Очнулся я на земле, метрах в пяти от самолета. Мой отсек отвалился и съехал на одну сторону сопки, хвост и крылья – на другую

Из верхнего люка, охваченного пламенем, выпрыгивали Фуфаев и второй пилот Николай Шарков, второй бортмеханик Гоша Попов и, наконец, командир – Николай Клоченко. Он, дожидаясь, когда весь экипаж покинет борт, обгорел сильнее всех. Гофрированный алюминий обшивки горел жарко, с искорками, как бенгальские свечи на елке. Рванулся я было к самолету – спасать НЗ, а командир кричит: “Ложись, сейчас патроны рваться будут!”. Поврежденные баки, к счастью, не взорвались: бензин вытек, обильно полив огнем злополучную сопку…

Позже выяснилось: НЗ – банки консервов, шоколад, папиросы и прочее – разбросало вокруг места аварии, уцелели спальные мешки и парашюты.

Что же произошло? Примерно на полпути между Магаданом и Охотском, в районе мыса Лисянского, нас неожиданно стала прижимать к земле облачность. Началась сильная “болтанка”. Командир решил уходить к морю. Но не успели развернуться, как мощный нисходящий поток “прилепил” нас к скрывавшемуся в облаках пику горы. Оттуда, с высоты, видна была река Кава. Решили сплавиться по ней. Собрали каждому поклажу, даже воду прихватили – бачок в хвосте стоял, уцелел. Однако далеко отойти не смогли, ушибы и ожоги давали о себе знать. Устроили привал, натянули шатер из парашютов, залезли в спальники…

Конечно, нас уже начали искать, но мы об этом тогда не знали. Утром двинулись вдоль реки. Часто попадались болота и мари. На помощь с воздуха не надеялись: сеял мелкий дождь, видимость никудышная. Лишь на третий день выглянуло солнце. Вскоре послышался гул мотора. Появилась над головой летающая лодка МБР-2 и… прошла мимо. Не заметили! Правда, на обратном пути все же увидели с нее пилот Алексей Старов и бортрадист Иван Бухов красную косынку, которой Клоченко повязал голову, спасаясь от комаров.

Старов, один из опытнейших дальстроевских летчиков, рискнул совершить посадку. Уже в конце пробега по речному плесу подломился плоскостной поплавок. Его закрепили как могли, и лодка улетела, забрав сильно пострадавших от огня командира и Попова. Мы же погрузились на доставленные надувные лодки и поплыли вниз по течению…
http://www.kolymastory.ru/glavnaya/dorogi-v-nebo-kolymy/sudba-g-2-tb-3-dalstroya/

Tags: авиакатастрофы
Subscribe

  • Вторая Камчатская экспедиция...

    1743 г. сентября 12. – Рапорт мичмана В. А. Хметевского М. П. Шпанбергу об описании восточного побережья Охотского моря до р. Туманы…

  • Вторая Камчатская экспедиция...

    1743 г. сентября 7. – Мнение М. П. Шпанберга о достройке судна, заложенного В. Вальтоном в Охотске, и снаряжении его для исследования южного…

  • Вторая Камчатская экспедиция...

    1743 г. сентября 7. – Промемория М. П. Шпанберга в канцелярию Охотского порта о необходимости запрещения посещения камчадальских острогов и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments