odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

Отписка якутского воеводы Я. П. Волконского нерчинскому воеводе Д. Д. Аршинскому...

1672 г. августа между 12 и 31 (Датируется по упоминанию числа в тексте.). — Отписка якутского воеводы Я. П. Волконского нерчинскому воеводе Д. Д. Аршинскому о посылке служилых людей для защиты Нерчинского острога от маньчжурских войск

/л. 252/ Господину Данилу Даниловичю Яков Волконской челом бьет.
В нынешнем во 180 году августа в 12 день писал ты ко мне в Якуцкой острог, а в отписке твоей написано:
В нынешнем во 180 году в апреле месяце приезжал в Нерчинский острог богдойской воевода Мынгитей, а с ним было богдойских служилых людей 100 человек. И тот де богдойской воевода ис под Нерчинского острогу государевых ясачных людей иноземцов отзывал к себе и угрожал, будет де они, ясачные иноземцы, к ним добром не пойдут, и они де под Нерчинской острог сево лета по траве придут большим войским войною и Нерчинской де острог разорят, а их де, ясачных иноземцов, /л. 252 об./ возьмут к себе в неволю. И мунгальские люди угрожают же войною. И ныне де под нерчинскими острогами во всех иноземцах стоит шатость, а служилых де людей в Нерчинских острогах мало, а о прибавочных де ратных служилых людех по указу великого государя велено де тебе писать в Якуцкой острог.
А о том де в Якуцком в съезжей избе великого государя указная грамота, и мне б по указу великого государя из Якуцкого прислать в Нерчинской острог на прибавку якуцких служилых людей и для ведома к тебе велеть отписать.

А по указу великого государя и по грамоте, какова прислана в Якуцкой острог к стольнику и воеводе к Михаилу Лодыженскому да к дьяку Федору Тонково в прошлом во 168 году из Сибирского приказу за приписью дьяка Микиты Юдина, написано: велено из Якуцкого послать служилых людей 30 человек, свестясь с енисейскими и илимскими служилыми людьми, дождався на усть Олекмы-реки тобольского сына боярского, которой послан будет в Даурскую землю в Нерчинской острог или где стретят Афонасья Пашкова, а из Даур велено ево, Афонасья, и сына ево Еремея з женами и з детьми и с людьми проводить до Илимского /л. 253/ острогу; а будет из Даур в Якуцкой острог о прибылых ратных людех писати учнут и из Якуцкого служилых людей послать будет доведетца и есть ково, и о том свестясь с енисейскими и с-ылимскими воеводами, велено послать в Дауры служилых людей по скольку человек пригоже, смотря по тамошнему делу.
И в Якуцком остроге служилых людей малолюдство большое. [303] В нынешнем во 180 году послано из Якуцкого острогу на государевы дальные за море и на двоегодные службы на перемену, и на однородные службы для великого государя ясачного збору, и за соболиною казною к Москве в провожатых, и по хлебные запасы детей боярских и сотников, и пятидесятников, и десятников, и рядовых казаков 206 человек. А в Якуцком остроге служилых людей мало, только 92 человека, и ис того числа старых и увечных 29 человек. Да ис того ж числа посланы будут в осень и зимним путем около Якуцкого острогу в волости к якутам для великого государя ясачного збору и для высылки в Якуцкой острог с ясаком 32 человека и в остатке будет служилых людей 31 человек, /л. 253 об./ опричь старых и увечных. И из Якуцкого в Дауры в Нерчинском острог за малолюдством служилых людей к тебе послать неково и место дальнее. И о том я писал в Енисейской и на Илим к воеводам, чтоб я послал государевых служилых людей к тебе в Нерчинской острог на прибавку. И я велел итти служилым людем 10 человеком, которые посланы на Илим и на Чичуйской по хлебные запасы, к тебе в Нерчинской острог на время... из-Ылимского острогу чрез Верхоленской острог... с енисейскими и илимскими служилыми людьми, которых воеводы к тебе в Нерчинской острог пошлют. А буде из Енисейского и из-Ылимского острогов воеводы служилых людей к тебе не пошлют, и тем 10 человеком для дальные ходьбы от неприятельских людей итить однем невозможно. И будет якуцкие служилые люди с енисейскими и илимскими служилыми людьми к тебе в Нерчинской острог прибудут, и тебе б велети якуцким служилым людем 10 человеком дать государево хлебное жалованье впредь на 5 лет по окладом их, и дав им государево хлебное жалованье, велеть им зимовать в Нерчинском остроге. И будет о приходе воинских богдойских людей под Нерчинской острог вестей никаких нет и не будет, и тебе б их отпустить в Якуцкой острог на весну во 181 году. А которого /л. 254/ числа те служилые люди в Нерчинской острог придут и что им государева хлебного жалованья дано будет, которого числа их на весну во 181 году в Якуцкой ко мне отпустить, и тебе б для ведома ко мне отписать. А будет какие вести о приходе воинских богдойских людей есть, и тебе б велеть им с собою в Нерчинском остроге летовать и на осень их потому ж ко мне в Якуцкой острог отпустить, и о том для ведома потому ж ко мне отписать. А по указу великого государя и по грамоте велено им Якуцкого острогу прибыв... в даурские искать острог послать служилых людей будет доведетца и естли ково, свестясь с енисейскими и илимскими воеводами по нескольку человек пригоже, смотря по тамошнему гляде. И из Якуцкого острогу за малолюдством служилых людей в Дауры в Нерчинской острог больши послать неково и место дальнее, от Якуцкого острогу до Илимского волоку летом водяным ходом в судах верх реки Лены поспевают недель в 5 и в 6, а зимнею порою конные дороги от Якуцкого острогу... и Якуцкой острог место дальнее и служилых людей малолюдство большое и послать на прибавку в Нерчинской острог впредь неково, чтоб в Якуцком остроге за малолюдством государевы службы... /л. 254 об./ для ясачного збору за море и по зимовьям на двоегодные и на одногодные службы не стали.

ЛОА АН СССР, ф. Портфели Миллера, оп. 4, кн. 31, № 131, лл. 252—254 об. Копия XVIII в. с отпуска.

Воспроизводится по:
Русско-китайские отношения в XVII в. Материалы и документы. Т. 1. 1608-1683. М. Наука. 1969

Tags: Сибирь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments