odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

Красный сон Светогорова. К.Пронякин. Часть 2.

«Молния. Москва. Совнарком. Куйбышеву. (Радио). Прошу разрешения собрать самолет ледяном аэродроме Берингова моря. Лететь Провидения. Светогоров». Ч. 2.

15455.jpg

В воскресенье, 25 марта, почти с месячным опозданием от «Смоленска», пароход «Совет» отчалил от берега Владивостока...
На этом «Совете» вымотало все кишки, шторм был непрекращающимся. Пароход шел как черепаха Тортилла - не более 5-6 узлов (это 9-11 км/ч!) При такой болтанке играть в любимое домино было невозможно, зато слушать попутчиков - одно удовольствие.
Именно здесь Светогоров познакомился с «королем репортеров» - собкором «Правды» Львом Хватом, который с радиорубки всегда приносил интересные известия. Он говорил: там были «его уши походного корреспондентского пункта»! (В своей книге «Три путешествия к Берингову проливу», Хват первым, в 1949 году, напишет о гибели своего друга Светогорова...[1])

Уже 3 апреля в Петропавловске, команда вместе с капитаном «Совета» Сидневым[2], «угрюмым стариком», как его прозвали моряки, сменили корабль. Дело в том, что на «Совете» вышла из строя силовая установка, и судно встало на рейд. А с Севера как раз возвращался побитый льдами «Сталинград» и капитан Каргальсков уступил свой командирский мостик Сидневу. Для Светогорова там был подарок - голубая мечта - голубая лодка - гидросамолет «Савоя С-62бис»[3] Камчатского пограничного авиаотряда, на котором никто из местных летчиков летать не мог...[4]
9 апреля «Сталинград» вновь пошел на Север, во льды...
«Легких льдов!», «Возвращайтесь с челюскинцами!» - были напутствия провожающих.

...Подтянутый и элегантный, с приятными чертами лица, Александр Светогоров ходил в любимчиках у девушек. Не зря, спустя годы и расстояния, Герой Советского Союза Нина Распопова[5] - ночная ведьма, как прозвали ее немцы во время Великой Отечественной войны, с теплотой вспоминала свой первый выпуск в полет в Хабаровском краевом аэроклубе (тогда он назывался Школой гражданских пилотов Уншлихта) и наставления инструктора Светогорова. Его крепкие руки и карие глаза. Без него - исключили бы из школы. А было-то это аж в 1933-м!
В Хабаровск Светогоров попал в 1930 году за выкрутасы в московском небе. А тут, думаете читатель, исправился?
Вряд ли найдете свидетелей тех его проходов на «Фоккере»[6] над улицей Карла Маркса на малой высоте. Такой воздушный вихрь над главной дорогой города вызывал восторг у мужчин и страх у женщин.
А его эксперимент - пройти двойкой между фермой моста над Амуром. И ведь «пролезли» с неразливным другом Московдовым[7], правда, чиркнули друг друга крыльями, так было плотно. Опять влетело!
Кровь кипела и двигала Светогоровым на разные дела. Больше было хороших.


...В десять растолкали. На рейде четко просматривались суда. Туман немного разбрелся, было пасмурно, кидало морось. Тот кунгас[8], что пару дней назад, в ночь с 22 на 23 июня 1935 года, в шторм, влетел в «Савою С.55П» (самолет забыли огородить на воде, в итоге у гидроплана оказалась погнута рулевая балка), стоял рядом - вытащили на берег от греха подальше.
Придется лететь в Хабаровск сегодня. В самолет уже грузили с лодки почту, на берегу стояли немногочисленные пассажиры. Это был бухгалтер «Сахлестреста» Грановский и супруга сотрудника областного земельного управления Докучаева, а также одна женщина, похоже, провожающая, без вещей. «Будя в Хабаровске, гроши не сорь, - доносились слова провожатой. - Осенью хату делать, у тебя ведь семья...»
Светогорова в аэропорту просили немного задержаться. В Тымовской МТС (машинно-тракторная станция) собрались сдавать кассу в Хабаровск, - получилась немаленькая сумма, под миллион рублей. Упаковки денег кроме главбуха Щетинина, сопровождал директор станции Антон Шереметьев (он взял свой именной ТК[9], так, на всякий случай) и два сотрудника НКВД: Корнышен и Меднис. С боку у них грозно виднелись кобуры с ТТ.
В отпуск собрался главный механик Тымовской МТС Вараксин. В Хабаровск он летел с женой (Ильинской) и ребенком. Антон Васильевич обещал его тоже захватить, заехать за ними из конторы домой, а там, сразу на берег, к самолету.
Итальянский катамаран, хоть с виду и был несуразным, но внутри вполне просторный, и даже уютный. В каждой из двух лодок, размещалось по 6 мягких кресел, у каждого был свой иллюминатор. Здесь же, в пассажирских салонах стояли импортные беспламенные печи, зимой во время полета они работали и грели воздух.
В 10.40 к полету готовы! Со второго раза запустили двигатели, подняли якорь и вперед, по волне, на взлет. Самолет легко оторвался от воды, немного качнуло влево (рулевая балка так и оставалась с дефектом из-за того злополучного кунгаса), взяли курс на север! Клонило в сон...
Заход в «ворота на материк»: слева - поселок Де-Кастри, впереди - озеро Кизи, дальше, на Софийск, и по Амуру - прямо до Хабаровска!
По этому маршруту самолет летал сто раз, а тут почему-то отвернул с курса. Он полетел дальше на север, и больше его никто не видел...

...Лед, как куски сухаря, хрустел и ломался. Он шел навалом с берега в южной части Берингова пролива. Кругом были ропаки - ледяные горы и торосы. Южный ветер шептал об угрозе отхода сплошного поля гранитного - тяжелого льда. А «Сталинград» уже вкололся в ледовую кромку поля и стоял без якоря.
Так прошло несколько недель. Светогоров слонялся по судну, не находил себе места. Даже любимую забаву в домино, где ему не было равных, забросил, - проиграв судовому штурману...
Раз все равно не пускает «Сталинград» ледяной панцирь, летчики Светогоров и Болотов задумали собирать самолеты у американского острова Матвея, где стояли, прямо на льду, и оттуда - лететь в Провидения - это до 425 км над ледяной шугой в океане... Горючки должно было хватить хотя бы до Лаврентия...
Светогоров пошел в радиорубку, надиктовал радиограмму[10] Куйбышеву - главе правительственной комиссии по спасению челюскинцев[11]: «Молния. Москва. Совнарком. Куйбышеву. (Радио[12]). Прошу разрешения собрать самолет ледяном аэродроме Берингова моря. Лететь Провидения. Светогоров».
Разрешение пришло через сутки.
Самолет Светогорова[13] собирали всем пароходом. 30 апреля можно было лететь!

Константин Пронякин
Продолжение следует.

Отрывок из книги «Красный сон Светогорова: документально-историческое повествование».

[1] Хват Л. Б. Три путешествия к Берингову проливу. Записки журналиста. - М.; - Л.: Главсевморпути, 1949. - 280 с., стр. 52: «…Саша Свя[е]тогоров погиб в глухой тайге. Он летел из Александровска-на-Сахалине в Хабаровск. В тумане летчик потерял ориентировку. Десять самолетов и много пешеходных партий несколько недель тщетно разыскивали пропавший самолет. Лишь через полгода таежные охотники [Владимиров и Краснов. - Авт.] далеко за Амуром случайно набрели на обломки машины, под которыми и был погребен этот превосходный морской летчик, наш общий друг и любимец».
[2] Василий Петрович Сиднев (1883-1938), капитан судов Амурского пароходства, с 1927 года - капитан морских судов «Добрфлота» и «Совторгфлота». Аттестовался как «старый опытный полярник, неоднократно участвовавший в арктических экспедициях, инициативен, настойчив, требователен, должности капитана соответствует на судне любого тоннажа и плавания». Арестован в 1937 году, обвинен в том, «что он в составе правотроцкистской контрреволюционной организации вел по заданию германского разведчика диверсионно-вредительскую работу на территории СССР», в 1938 году расстрелян во Владивостоке.
[3] «Савоя С.62бис» - «Savoia-Marchetti S.62bis» (в СССР их собирали по лицензии с обозначением С-62ЭКС/МБР-4) - трехместная итальянская летающая лодка, летчики ее прозвали «гитара» - за мелодичный звук двигателя. Куплено 24 машины в Италии, выпущено 29 по лицензии на Таганрогском авиазаводе (авиационный завод №31).
[4] У Светогорова налет был под 1200 ч. (допуск к управлению типов самолетов: Р-1, Р-3 (АНТ-3), Р-5, У-2, Ш-2 (АШ-2), ФД-11 - Fokker D.XI (И-3), Ю-21 - Junkers Ju.21 (T.21), ПС-4 (Junkers W33), Савоя-С.62бис).
[5] Нина Максимовна Распопова (1913-2009), Герой Советского Союза, с 1932-1933 гг. училась в Хабаровской краевой школе гражданских пилотов (ШГП) им. И.С. Уншлихта Далькрайсовета Осоавиахима.
[6] Немецкий самолет «Fokker D.XI» (ФД-11) - одномоторный одноместный легкий маневренный истребитель, использовалась как учебный и тренировочный в авиационных школах СССР после 1929 года. Применялся во время конфликта на КВЖД в 1929 году.
[7] Петр Игнатьевич Московдов в Хабаровское краевой школе пилотов работал младшим инструктором-летчиком с 14 июля 1931 года по 25 апреля 1932 года, муж ученицы Светогорова - Анны Федоровны Кирюхиной (1912-2010), умер в 1967 году в Хабаровске.
[8] Грузовое судно-лодка.
[9] Пистолет Коровина (Тульский), первый советский серийный самозарядный пистолет с патроном 6,35×15 мм Браунинг в качестве гражданского оружия самообороны. В 2006 году лесорубы на месте катастрофы нашли именную табличку от пистолета: «Первачу к-[расно]ф[лот]цу Шереметьеву А. от личного состава Мор-авиа-парка».
[10] По радиосети ОГПУ: Уэлен - Владивосток - Москва; радио­мост «Лагерь Шмидта - Москва» - действовал через полярные станции Главсевморпути и Наркомсвязи: мыс Северный (ныне Отто Шмидта, Чукотка) - мыс Челюскин (Таймыр) - о. Диксон - п. Югор­ский Шар - Архангельск - Москва.
[11] В состав правительственной комиссии, учреждённой постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 14 февраля 1934 года наряду с Куйбышевым вошли нарком водного транспорта Н.М. Янсон, заместитель наркома по военным и морским делам С.С. Каменев, начальник Главного управления гражданского воздушного флота И.С. Уншлихт и заместитель начальника Главного управления Северного морского пути С.С. Иоффе.
[12] Кодом Морзе («морзянка») - знаковая передача информации с помощью сигналов: длинных («тире») и коротких («точек»).
[13] Штурман отряда Тесаков, летчик-наблюдатель Падалко, авиатехники Юрченко и Лукичев, моторист Жук (вместо Тесакова полетел Старокадомский).
11.02.2017

Tags: Светогоров
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments