odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

Катастрофа ПР-5 Обского отдельного авиаотряда ГВФ в районе Ханты-Мансийска

Вот так выглядел самолёт ПР-5.
ПР-5 в бухте Нагаева (Магадан). 1935г.
Н67%20ПР5%20(8)%20бухта%20Нагаева%201935.jpg

Тип происшествия: катастрофа
Дата: 11 февраля 1941 г.
Время: 11:42
Страна: СССР
Место происшествия: Тюменская область, Ханты-Мансийский национальный о, 15 км севернее Ханты-Мансийска
Тип ВС: ПР-5
Регистрация ВС: СССР-Л3374
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Обский отдельный авиаотряд ГВФ

Описание
Пилот Обского отдельного авиаотряда выполнял полет по маршруту Тюмень – Самарово. На борту находилось 4 взрослых пассажира и 2 ребенка. В 07:35 самолет появился над а/д Тобольск. Пилот получил разрешение на пролет и последовал далее на Самарово. Пролетев по трассе контрольные пункты Уват и Демьянское, пилот не пошел на следующие контрольные пункты Цингалы и Репалово, а полетел прямым курсом на Самарово. При приближении к Самарово, у реки Конда, пилот встретил резкое ухудшение погоды – сильный ветер, наземную метель и снегопад с сокращением видимости до 1-2 км. Из-за ухудшения видимости пилот отклонился от курса следования и пролетел Самарово, не заметив его. Выйдя на более хорошую погоду в районе Елизарово, он увидел, что пролетел Самарово и принял неправильное решение вернуться снова в сторону Самарово. Там он опять попал в плохую погоду, которую только что прошел. К этому времени погода еще более ухудшилась усилившимся ветром, наземной метелью и снегопадом с видимостью до 1 км и менее. Попав в эти условия, пилот стал выбирать место для посадки на пойме реки Обь, у юрт Тренкинские (15 км севернее Ханты-Мансийска), где имелось ровное снежное поле размерами 3,5 на 4,5 км, окруженное кустами. При развороте самолет с работающим мотором на большой скорости ударился о землю и разрушился. Пилот и пассажиры погибли. Катастрофа произошла в 11:42.


Сведения о пострадавших
На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 6 6
На земле 0
Всего погибших 7

Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании

Сведения о воздушном судне

Тип ВС ПР-5
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л3374
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 26.11.1940
Заводской номер ВС 268
Наработка ВС (часы) 130
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка

Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Обский отдельный авиаотряд ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Тюмень (Плеханово)
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Тюмень (Плеханово)
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен

Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП
1. Основной причиной катастрофы являются заведомо неправильные действия пилота, в данном случае игнорировавшего наставление по летной службе и правил безопасности полетов:
а) Нарушил наставление по летной службе: встретив резкое ухудшение погоды, не вернулся в пункт вылета и производил полет при плохой погоде с пассажирами на борту.
б) Выйдя в район хорошей погоды и обнаружив, что пролетел Самарово, вместо посадки вернулся в район плохой погоды, которую только что пролетел.
2. Второй основной причиной катастрофы является нечеткое обслуживание трассы метеостанциями. Консультация пилоту дана на основании устаревшей карты погоды. Прогноз погоды не предусматривал ухудшение погоды в конце трассы. Не было дано четкого и правильного прогноза погоды для разрешения пролета а/п Тобольск.
3. Косвенной причиной катастрофы является отсутствие контрольно-семафорного пункта на участке трассы Тобольск – Самарово, что не дает возможности предупреждать самолеты без радиосвязи об ухудшении погоды впереди.
4. Причинами катастрофы также являются малый налет пилота в облаках, отсутствие у него тренировки слепого полета и недостаточная работа по разъяснению летному составу необходимости строгого выполнения всех правил и наставлений по летной службе и правил по обеспечению безопасности полетов.

Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru
Источники информации

Для Информации:
ПР-5
pr5-6.jpg

Среди многочисленных переделок Р-5 в транспортные и пассажирские варианты работа конструктора Рафаэлянца стала наиболее масштабной и совершенной. Проект изготовления нового фюзеляжа для 4-х пассажиров был предложен весной 1934г. Под впечатлением "челюскинской" эпопеи Рафаэлянц предлагал использовать такой самолет, прежде всего в арктических условиях. Нужно сказать, что он оказался абсолютно прав, именно северная специализация задуманного самолета привела к тому, что он вообще состоялся. В апреле 1934 г. конструктор впервые направляет проект ПР-5 руководству ГВФ, Основной идеей проекта являлось создание пассажирского самолета с максимальным использованием деталей серийного Р-5. Новым, по существу, являлся лишь деревянный монококовый фюзеляж обтекаемой формы. Дело сдвинулось спустя несколько месяцев после поддержки заместителя наркома по военным и морским делам Иосифа Уншлихта, Но главным обстоятельством благоприятного исхода вопроса явился возникший интерес к самолету у руководства Главсевморпути. 1 августа 1934 г. выходит специальное постановление Совета Народных комиссаров "О постройке арктического варианта самолета Р-5". Именно последнее событие ускорило ход работ. Опытный образец ПР-5 построили в ноябре 1934г. Летчик Пионтковский, поднявший машину в воздух 18 ноября, был весьма доволен ее поведением в воздухе. ПР-5 развивал максимальную скорость 245 км/час, которая значительно превышала скорость рядовых Р-5.

Посмотреть новый самолет прибыл начальник Глансевморпути О.Ю.Шмидт. Осмотром он оказался вполне доволен, Рафаэлянц в результате стал обладателем роскошной волчьей шубы, подаренной главным северным начальником. Уже тогда было решено, что новый самолет отправится после окончания госиспытаний в дальний почтовый перелет на остров Диксон. Летчиком в перелет назначили Героя Советского Союза Василия Молокова. Полеты на Диксон случались и ранее, однако, этот должен был положить начало регулярным сообщениям, поэтому ему с самого начала придавалась значительная пропагандистская окраска. Кроме Молокова и механика Побежимова, в дальний путь отправлялись корреспонденты газет "Правда" и "Известия" Горбатов и Эль-Регистан. ПР-5 с бортовым номером СССР Н-70 был тщательно подготовлен к дальнему перелету. Носовую часть машины окрасили в яркий синий цвет, синей была и отделка всей остальной поверхности, покрытой серебристой краской. Под нижними крыльями подвесили уже известные транспортные контейнеры.

pr5-4.jpg

20 февраля 1935 г. Н-70 стартовал с Центрального аэродрома Москвы в направлении на восток. Уже на следующий день участники перелета отогревались и отдыхали в Омске. Продвижение на север с этого момента становится медленным по причине ухудшения погоды. Лишь 4 марта удалось вылететь из Красноярска, три дня просидели в Подкаменной Тунгуске. Вылетев на Игарку, еще три дня пережидали метель в поселке Гольчиха. 19 марта, с прояснением вылетели на Диксон. Зимовщики восторженно встречали экипаж, однако Молоков, не желая упускать погоду, буквально через два часа вылетел с почтой на Дудинку. После совершения промежуточной посадки в поселке Иннокентьевский самолет попал в полосу тумана и заблудился. Для восстановления ориентировки Молоков решил приземлиться у стоянки оленеводов. После прояснения обстановки решил взлетать. Однако тут счастье изменило ему, самолет попал в оленью яму и сломал лыжу. Ямы, одна из которых послужила причиной происшествия, выкапывали в твердом снегу олени - в них они прятались от морозов. Затем ямы заносило первой метелью мягким пушистым снегом, и они были совершенно незаметны. Уже впоследствии, при стартах в местах оленьих стойбищ летчикам указывалось обязательно лично проверять место предполагаемого старта. На помощь Молокову вылетел на обычном Р-5 Н-46 летчик Головин, который забрал экипаж. Н-70 оставили на месте аварии.

Перелет на Диксон, несмотря на досадную поломку, подтвердил, что ПР-5 подходит для использования в качестве пассажирской машины. Было принято решение о серийном производстве. Рафаэлянц получил базу для продолжения своих работ в быковских авиаремонтных мастерских. Здесь делали фюзеляжи и соединяли их с крыльями, шасси и оперением, получаемыми с авиазавода No.1. Авиаремонтные мастерские Московского Территориального Управления ГВФ в Быково существовали с 1931 г., обслуживали в основном сельхозавиацию и занимались ремонтом У-2. В 1935 г. в Быково освоили ремонт Р-5.

Рафаэлянц, назначенный главным инженером мастерских, продолжал совершенствовать самолет. В серии место пилота сдвинули вперед на 350мм для получения удовлетворительной центровки. Кроме этого, пилота передвинули на левый борт для улучшения обзора - справа и чуть ниже находилось сиденье бортмеханика. В кабину экипаж забирался по старинке, через верх, для этого сдвигался фонарь, и откидывались бортовые створки. Четверо пассажиров попадали в кабину через дверь на левом борту, сидели по двое рядом, лицом к лицу. Пассажирская кабина имела подвод теплого воздуха от коллектора двигателя, была утеплена ватином и обита шелком. Большие окна обеспечивали прекрасный обзор в полете. К дополнительным доработкам в ПР-5 следует отнести измененное крепление капотов, обтекатели на колесах, зализы на стойках, новое приборное оборудование, посадочную фару.

Первый серийный ПР-5 был испытан летчиком А.С.Шведовским в июле 1936г, Уже спустя короткое время эта машина эксплуатировалась на линии Улан - Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ - Улан-Батор). Всего построили 200 пассажирских машин типа ПР-5. Значительная часть их применялась в южных областях Советского Союза и Средней Азии. Некоторые машины в ходе серийной постройки подвергались улучшениям. Было передвинуто вперед на 100мм верхнее крыло и проведен ряд улучшений. Самолет получил обозначение ПР-5бис. Спустя несколько лет Рафаэлянц заменил бипланную коробку на свободнонесущее, низко расположенное крыло с полотняной обшивкой. Самолет получил обозначение ПР-12. Что касается мастерских в Быково, то ремонтом Р-5 и двигателей М-17 здесь занимались, вплоть до 1945 г. Предприятие к тому времени получило наименование авиазавода No.402 гражданской авиации.

ЛТХ:

Модификация ПР-5
Размах крыла, м 15.56
Длина, м 10.56
Высота, м 3.60
Площадь крыла, м2 50.20
Масса, кг
пустого самолета 2152
нормальная взлетная 3242
Тип двигателя 1 ПД М-17Ф
Мощность, л.с. 1 х 715
Максимальная скорость, км/ч
у земли 233
на высоте 216
Крейсерская скорость, км/ч 196
Практическая дальность, км 1350
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 6350
Экипаж, ч 2
Полезная нагрузка: 4 пассажира

Tags: авиакатастрофы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments