Трагедия летчика Светогорова...

Кого здесь наказывать, кого привлекать, сроки прошли. Это скорее историческая проверка... Тайной гибели самолета «Савоя C.55X» в Хабаровском крае занялось следствие через 80 лет...

Летчик Александр Светогоров
12211.jpg

Облик пассажиров и экипажа разбившихся в 1935 году на самолете «Савоя C.55X» на востоке Хабаровского края попытаются восстановить по методу портретной реконструкции Герасимова.

Сейчас все костные останки (193 ед., в том числе и черепа), изъятые в п. Лазарев Николаевского района доставлены в Хабаровск. В КГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» назначена первая судебно-медицинская экспертиза.

На месте крушения самолета с 28 сентября по 5 октября с.г. работала бригада следователей и экспертов-криминалистов Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР (Комсомольский отдел на транспорте), а также группа от Хабаровского краевого отделения ВООПИиК (Общественный совет по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока).

Это была завершающая экспедиция, которая призвана не только попытаться раскрыть тайну гибели самолета через 80 лет, но и после всех экспертиз, в том числе судебно-медицинской генетической идентификации, захоронить пассажиров и экипаж в братской могиле в Хабаровске. Их останки все эти годы лежали на земле на месте аварии на горе, и только часть из них, по инициативе местных жителей, набредших на самолет, несколько лет назад была прихоронена на краю местного кладбища в п. Лазарев. Сейчас все останки собраны у экспертов.

Пролетел на север

Пассажирский гидросамолет (катамаран) «Савоя C.55X» (борт № СССР Л-840) 26 июня 1935 года вылетел по маршруту Александровск-Сахалинский (административный центр Сахалинской области) - Хабаровск. На борту было 9 пассажиров, включая ребенка и 3 члена экипажа - всего 12 человек. Полетное время в пути - 5 ч. 20 мин., протяженность - 1200 км (через п. Де-Кастри).

С Сахалина борт взлетел 26 июня 1935 года в 10 ч. 40 мин. Больше его никто не видел. Сейчас можно понять, что разбился самолет примерно через час полета, ориентировочно после 12 ч. дня (последний радиосеанс был в 11 ч. 58 мин., должен был выйти на связь через 1 ч. 10 мин.).
Маршрут гидросамолета лежал от Александровск-Сахалинского через Татарский пролив с заходом на материк (ворота материка) в районе оз. Большие Кизи, и далее, оставляя слева п. Де-Кастри, поворачивая курсом к п. Софийск, выйти на Амур. И по реке, как по путеводной нити, в Хабаровск, по правой стороне.

Однако, из-за тумана, командир корабля, прославленный летчик, спасатель челюскинцев, Александр Светогоров ворота материка почему-то пролетел. Он взял курс на север, и пролетев еще 50 км, оказался за п. Лазарев, в районе р. Тыми.

Схема полета Светогорова
13586.jpg

Схема (увеличена) полета Светогорова
13587.jpg

По одной из версии, именно по этой реке, он намеревался выйти на Амур, однако не учел, что все реки в этом районе текут в другую сторону - в Татарский пролив (за перевалом, на границе Ульчского и Николаевского районов все реки текут наоборот от Татарского пролива в Амур), и таким образом, ориентируясь по реке, зашел по ней в каменную ловушку из гор - в верховья Чертова хребта.

На небольшой высоте самолет задел макушку лиственницы, оторвал одну лодку, потом машину резко повернуло против оси и следующий удар уже пришелся по кабине пилота (нами найдена рулевая колонка, которая переломилась пополам, штурвалы в виде рулей обломаны по кругу). При таких ударах, вряд ли кто выжил...

В эту лиственницу врезался самолет
13588.jpg

Общая картина места катастрофы
13603.jpg

Запуск двигателей - тумблеры
13592.jpg

Рулевая колонка
13608.jpg

Разбитая лодка от самолета
13594.jpg

Лодка самолета
13600.jpg

Кабина самолета - фонарь
13595.jpg

Все что осталось от крыла
13599.jpg

Обувь пассажиров
13602.jpg

Разбитые приборы
13605.jpg

Ручка радиостанции и иллюминатор
13609.jpg

Итальянский прибор
13593.jpg

Части самолета
13613.jpg

Части самолета
13614.jpg

Поиски Светогорова

Вот что передавал ТАСС 3 июля 1935 года: «Потерялся самолет под управлением пилота Свя[е]тогорова. Гидросамолет «Л-840» под управлением пилота Свя[е]тогорова, вылетевший 26 июня из Александровска на Сахалине в Хабаровск, до сего времени не прибыл к месту назначения. На борту самолета кроме пилота, борт-механика, радиста, 8 пассажиров. 26 июня в 11 часов 30 минут радист аэропорта Нижне-Тамбовска принял радиотелеграмму от Свя[е]тогорова «Лечу в тумане, потерял ориентировку, сообщите погоду». Сводка о погоде была передана Свя[е]тогорову. Больше от него радиотелеграмм не поступило. В день вылета из Александровска погода была пасмурная, но летная. В поиски Свя[е]тогорова послали 4 самолета. Оповещены пароходы, находящиеся в Татарской проливе».

И вот сообщение ТАСС через неделю, 11 июля 1935 года: «На поиски самолета Свя[е]тогорова. Поиски самолета Свя[е]тогорова продолжаются всеми средствами. Пока местонахождение его не обнаружено. Пилот Мазурук, начальник политотдела управления гражданского воздушного флота Остапенко, вылетевшие для проверки сообщения, будто бы самолет Свя[е]тогорова замечен направившимися в долину реки Медвежьей, вернулись обратно. Признаки самолета не обнаружены. 7-го июля утром Мазурук и Остапенко снова вылетели в поиски».

Ранее, 1 июля 1935 года на заседании бюро Далькрайкома ВКП(б) (протокол №107) была образована комиссия по розыску самолета в составе: Остапенко, Лапина и Западного (Кессельман) - начальник УНКВД по Хабаровской области.

На разбившийся самолет «Савоя C.55X» набрели охотники. Он упал в 67 км от п. Лазарев Николаевского района Хабаровского края (тогда это было нп. Лазарево Нижнеамурского района в составе Нижнеамурской области, где областной центр - г. Николаевск-на-Амуре Дальневосточного края), на горе Медвежьей Чертова хребта, в верховьях р. Тыми.

Уже 31 августа 1935 года на заседании бюро Далькрайкома ВКП(б) (протокол №121) было сделано Заключение комиссии дальневосточного краевого комитета ВКП(б) по материалам обследования дальневосточного территориального управления Гражданвоздухофлота (в составе комиссии: Барминский - особый отдел ОКДВА и УГБ, Листовский - крайком комсомола, Хорин - ОВС ОКДВАрмии, Мильвид - ОВС ОКДВАрмии).

В частности, в главе VIII «Катастрофа Светогорова» заключения указано, что причиной стала «нелетная погода». Там же написано, что Светогоров в дни перед катастрофой был явно перегружен, совершил с 24 июня несколько перелетов с Сахалина в Хабаровск и обратно, сидел на трассе на вынужденных посадках. В июне 1935 года за 15 дней налетал 75 часов, выполнив всю месячную норму.

26 июня 1935 года прилетев из Хабаровска на Сахалин ранним утром, в 7 ч. 05 мин., через 3 часа, борт был затребован диспетчерской телеграммой на возврат в Хабаровск.

Причем, когда уже после катастрофы стали разбираться, то диспетчер Бураго в Хабаровске не смог пояснить: почему он отправил такую телеграмму и зачем так срочно в Хабаровск потребовалось возвращать самолет.

Установлено, что 15 сентября 1935 года гидросамолет «Савоя C.55X» - борт № СССР Л-840 (заводской №10531) был исключен из реестра самолетов Гражданвоздухофлота (ГВФ), где был приписан к 13-му гидроотряду дальневосточного управления ГВФ (база в Хабаровске).

Повторимся, все эти годы, к месту авиакатастрофы было совершено, предположительно, до восьми подходов, но останки людей так и лежали нетронутыми. Растаскивали только самолет и ценные вещи.

Что осталось от самолета?

Спасти два самолетных двигателя (силовые установки «Изотта-Фраскини Ассо» - «Isotta-Fraschini Asso 750») от «металлистов» решился местный житель - энтузиаст Иван Шило. В августе 2008 года он с сыновьями проделал целую операцию по поднятию с горы движков. Они к слову, в отличном состоянии и один из них можно хоть теперь запускать. Двигатели «Савои» теперь находятся в Комсомольске-на-Амуре и по материалам доследственной проверки ДВСУТ, переданы на ответственное хранение Ивану Шило.

Двигатели осматривает эксперт
13590.jpg

Двигатели (силовые установки «Изотта-Фраскини Ассо» - «Isotta-Fraschini Asso 750»)
13591.jpg

Марка двигателя «Изотта-Фраскини Ассо» - «Isotta-Fraschini Asso 750»
13601.jpg

Стартер двигателя
13612.jpg

Что же касается «запущенной» в СМИ версии, что Светогоров спасся*, и, еще с кем-то вышел на берег Татарского пролива, где был принят за беглого каторжника и убит, не выдерживает никакой критики.

Уже в 2006 году работники местного леспромхоза, пробивая просеку в тех местах, где разбился самолет, нашли серебряные часы Буре (№518750) с дарственной подписью: «тов. Свя[е]тогорову А.П. за успешный перелет Хабаровск-Камчатка 31[0].VI-29.VII.33 г. ПП ОГПУ ДВК» (теперь эти часы в запаснике Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова).

Часы Светогорова
13615.jpg

13616.jpg

13617.jpg

Там же, на месте аварии, был найдет кожаный чехол - Грамота на знак «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)». Именно этим знаком «За участие в спасении челюскинцев» 7 июля 1934 г. был удостоен Александр Светогоров. Ему присвоено звание «Почетный чекист», также он награжден знаком «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)» к 15-летию ВЧК-ГПУ. В самолете больше никто такой награды не имел!

13589.jpg

Правда, кроме «корочки» Грамоты, внутри нее ничего не сохранилось. Об этом нам рассказал местный лесник и краевед Александр Приходько. Именно ему передали лесорубы в 2006-м эту реликвию, а он в сентябре с.г. отдал ее в Приморскую региональную молодежную общественную организацию «Поисковое объединение «АвиаПоиск», ее руководителю Ярославу Ливанскому, который приезжал из Владивостока на место аварии самолета в п. Лазарев.

Также во Владивосток уехала и именная табличка (шильдик) «Первачу к-[расно]ф[лот]цу Шереметьеву А. от личного состава Мор-авиа-парка». Антон Васильевич Шереметьев был директором Тымовской машинно-тракторной станции (МТС) на Сахалине и был пассажиром того злополучного рейса.

13606.jpg

При нем был наградной пистолет Коровина (ПК), он вез под миллион рублей - выручка МТС - в Хабаровск вместе с главбухом Степаном Щетининым. Но, как уверяет все тот же лесник Приходько, «пистолет рассыпался в руках у лесорубов», от него осталась только табличка. Что касается денег - то их в наше время не находили. А есть информация, что место аварии посещала бригада НКВД.

Ну и уже в последней экспедиции, на горе, на месте аварии, был найден фрагмент манжеты рукава с галуном (тремя лентами) командира корабля. Это рукав Светогорова!

Рукав Светогорова
13607.jpg

Историческая проверка
Сейчас по факту найденных человеческих останков на месте катастрофы самолета «Савоя C.55X» комсомольский отдел на транспорте ДВСУТ СКР проводит доследственную проверку.

Комсомольский отдел на транспорте ДВСУТ СКР
13598.jpg

Полиция п. Лазарев
13604.jpg

Экспедиция СКР
13619.jpg

Следственный эксперимент
13611.jpg

Как пояснил заместитель начальника комсомольского отдела Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР Константин Тихоньких, с момента событий прошло 80 лет, сроки давности все давно вышли. Кроме того, тогда действовало другое законодательство и не было в Уголовном кодексе статьи о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности крупный ущерб и смерть более двух лиц (нынешняя ст. 263 УК РФ).

- Кого здесь наказывать, кого привлекать, сроки прошли, - говорит Константин Тихоньких. - Это скорее историческая проверка. Но мы примем все меры к установлению всех обстоятельств гибели самолета. Все документы, касающиеся полета воздушного судна, его движения, - мы уже запросили.

И по самой последней информации, судебно-медицинский эксперт попробует восстановить с помощью антропологической реконструкции по методу портретной реконструкции М.М. Герасимова облик пассажиров и экипажа «Савоя C.55X». Известно, что метод восстановления лица по черепу предоставляет возможность осуществить прямое сопоставление физического типа людей прошлого и настоящего.

Археолог, доктор исторических наук Михаил Герасимов за свою жизнь создал целую галерею портретных реконструкций исторических лиц. Теперь предстоит восстановить облик летевших на самолете «Савоя C.55X». Фотографии Александра Светогорова уже переданы эксперту.

Константин Пронякин,
Хабаровск - п. Лазарев - гора Медвежья Чертова хребта - Хабаровск.

P.S. Как пояснил председатель Общественного совета по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока (штаб-квартира в Хабаровске) Геннадий Басюк, пассажиры и экипаж самолета «Савоя C.55X», по желанию родственников будет захоронен в братской могиле на центральном кладбище в Хабаровске. Для разрешения на захоронение Совет готовит письма мэру Хабаровска Александру Соколову и губернатору Хабаровского края Вячеславу Шпорту.

Пресс-конференция совместной экспедиции ДВСУТ и ВООПИиК состоится в понедельник 12 октября в Хабаровске, в 11.00 в здании «Русского географического общества» (РГО) по ул. Шевченко, 9.

Экспедиция: Никита Куприков (поисковое движение России), следователь Константин Тихоньких, Константин Пронякин, Иван Шило с сыновьями: Сергеем и Дмитрием (слева направо)
13618.jpg

Кстати
Летчика Александра Павловича Светогорова (1902-1935) журналисты ошибочно с 30-х годов прошлого века стали именовать по фамилии через букву «я» - Святогоров, спутав с почти полным теской - советским разведчиком - Александром Пантелеймоновичем Святогоровым (1913-2008).
По справки ЗАГСа Хабаровска (комитет по делам записи актов гражданского состояния и архивов правительства Хабаровского края), А.П. Светогоров фамилию не менял

Прибор итальянский, но фактически, надо полагать, немецкого пр-ва. Конечно, итальянцы могли сделать табличку на немецком,но, думаю, в данном случае маловероятно - скорее сам прибор сделан в Германии