Безымянную могилу героя спасения челюскинцев нашли в Хабаровском крае

Все эти годы, к месту аварии пассажирского гидросамолета «Савоя С.55», командиром которой и был Светогоров, совершено семь (!) поисковых экспедиций, в том числе, НКВД и крайпрокуратуры. Но кроме изъятия одного миллиона рублей советских денег еще в далеком 1936-м, которые самолет вез с Сахалина в Хабаровск, ничего не тронули.

На окраине п. Лазарев Николаевского района Хабаровского края, на могильном бугре с бурьяном, стоит покосившийся столбик. Здесь похоронен герой спасения челюскинцев - летчик-ас СССР Александр Светогоров. В этом уверен местный житель Иван Шило, который разыскал могилу летчика спустя ровно 80 лет после авиакатастрофы.

Иван Шило у безымянной могилы летчика Светогорова в п. Лазарев
11792.jpg

Все эти годы, к месту аварии пассажирского гидросамолета «Савоя С.55», командиром которой и был Светогоров, совершено семь (!) поисковых экспедиций, в том числе, НКВД и крайпрокуратуры. Но кроме изъятия одного миллиона рублей советских денег еще в далеком 1936-м, которые самолет вез с Сахалина в Хабаровск, ничего не тронули. Пассажиры - 9 человек, в том числе и ребенок, 3 члена экипажа - всего получается 12 человек - погибли в том рейсе - 26 июня 1935 года, на том злополучном Чертовом хребте, постоянно закрытого туманом, что в 100 км от п. Лазарев.

Никого из них не хоронили больше полувека. Ходили по костям, записывали, фотографировали, фиксировали, и уходили. Лишь в июне 2006 года, когда на след от аварии наткнулись снова лесорубы, в поход пошли глава администрации п. Лазарев Владимир Сергеев, начальник территориального пункта милиции Тимур Васельков и с ними еще несколько сотрудников. Там они и собрали останки - кости экипажа и пассажиров. Набрали мешок для экспертизы. Но провести ее почему-то так и не смогли.
Как рассказывает ныне уже председатель Совета депутатов с. Восточное Хабаровского района Владимир Сергеев, «никто нашей находкой тогда не заинтересовался, хотя каждая служба, в том числе и милиция была оповещена по всем инстанциям».
- Собирался было сам тогдашний глава Николаевского района Валерий Долматов на вертолете прилететь, а как узнал, что до места авиакатастрофы не добраться, там только два часа надо пешему подниматься в крутую гору, то весь интерес и пропал, - вспоминает Владимир Сергеев. - СМИ попиарились на этой находке, и тоже успокоились. Родственники не откликнулись, экспертизу, в том числе и генетическую, отложили. Потом «завертелись» по работе и забыли...
Останки с места аварии, как безымянные, захоронили лишь в 2009 году на местном кладбище в п. Лазарев. Хоронил их Александр Лещина - отец главы поселка, который к тому времени перебрался поближе к Хабаровску.
Александр Лещина говорит, что вместе с костями, в захоронение положили два кожаных плаща, видно сотрудников НКВД, и шлемофоны. Воткнули столб. Никаких надписей там нет.
Вот так и закончилась бы эта печальная история пассажиров самолета «Савоя С.55» (известных, кстати, как и экипаж - поименно!), а также забытого участника операции спасения челюскинцев - летчика Александра Светогорова, командира «Савоя С.55». Если бы не Иван Шило.
Он написал письмо нам в редакцию, а также на имя председателя общественного Совета по сохранению исторического наследия, пропаганды и популяризации малоизвестных исторических событий, связанных с обороной Тихоокеанских рубежей российского Дальнего Востока, что при ВООПИиК - Геннадия Басюка.
Пенсионер Иван Шило пишет, что могила находится в запустении, а той историей с самолетом «Савоя С.55» больше так никто и не интересовался. Правда, ходили туда, на гору, металлисты с ближайшего с. Нигирь Николаевского района и взяли, что можно было. Сам же Иван Шило с сыновьями тоже побывал на горе и фактически спас два самолетных двигателя «Изотта-Фраскини Ассо» («Isotta-Fraschini Asso 750») итальянского производства, ведь сам самолет «Савоя С.55» тоже был иностранным - куплен СССР за золото в Италии еще в 1933-м. Иван Шило силовые установки неимоверным образом снял с горы (использовал трелевщик-тягач и грузовик) и вывез в Комсомольск-на-Амуре. Сейчас они находятся на ответственном хранении.

13409.jpg

Но вот незадача, единственные в мире оставшиеся в полном комплекте двигатели (один можно запускать хоть сейчас!) ни один музей брать не желает.

«Изотта-Фраскини Ассо» («Isotta-Fraschini Asso 750»)
13410.jpg

Впрочем, как ни один журналист так за 80 лет и не выяснил, что командир «Савоя С.55» Александр Светогоров - не простой летчик, а герой! Герой спасения челюскинцев марта-апреля 1934 года. Он вывез больше всех пассажиров с советского ледокольного парохода «Челюскин» - затонувшего в Арктике, в Чукотском море, на окраине Северного Ледовитого океана.
Светогоров тогда служил командиром звена 11-го авиаотряда войск ОГПУ СССР 2-й отдельной Камчатской морской авиаэскадрильи погранвойск Управления Краснознаменной пограничной и внутренней охраны (УКПВО). И в 1934-м командирован в распоряжение уполномоченного Главного управления Северного морского пути Пожидаева Г.А. для участия в снаряжаемой экспедиции для оказания помощи экспедиции и команде «Челюскина».

В том же году, по представлению руководства 60-го Виленско-Курильского пограничного отряда (дисл. в г. Петропавловск-Камчатский, с 1 мая 2015 году относится к Пограничному управлению по Восточному Арктическому району) летчик Светогоров представлен к ордену Красной Звезды по решению полномочного представителя ОГПУ на ДВК Дерибаса Т.Д. Тогда, на Дальнем Востоке, о только что появившемся высшем звании Героя Советского Союза - еще не знали! А орден Красной Звезды (военная награда) до апреля 1934-го, до первых семи Героев СССР - челюскинцев, был высшей наградой страны, наравне с орденом Ленина (трудовая награда).

Вот что написано в донесении о награждении пограничников, отличившихся при спасении челюскинцев от 10 мая 1934 г. за подписью Дерибаса: «...Особо отмечаю: ...командира авиазвена погранотряда Светогорова Александра Павловича. Светогоров один из лучших наших летчиков, знакомый с условиями полярных полетов, энергичный, настойчивый, сделал перелет с парохода «Сталинград» в бухту Лаврентия и перебросил группу челюскинцев от Уэлена до Провидения и обратно для транспортировки горючего. Безусловно заслуживает быть отмеченным за эту работу и награжденным орденом Красной Звезды...»

Этот орден Светогорову так и не вручили...

«Безусловно, что сегодня эта награда должна быть присвоена посмертно летчику Светогорову, - говорит неравнодушный исследователь прошлого Геннадий Басюк. - Мы будем ходатайствовать перед президентом России о присвоении ему посмертно равнозначной ныне награды - Героя России. И, конечно, просим губернатора Хабаровского края, районные и краевые власти оказать нам содействие, установить ближайших родственников героя спасения челюскинцев Светогорова, экипажа самолета «Савоя С.55», а также пассажиров для идентификации останков. И, в конце-концов, похоронить их с почестями и по-человечески».

Самолет «Савоя S.62bis» с разборными крыльями был на пароходе «Сталинград». Светогоров взлетел на нем со льда на лыжах в районе мыса Олюторского.
13415.jpg

Кстати
Что же касается самой тайны авиакатастрофы «Савоя С.55» от 26 июня 1935 года, то она была раскрыта в тот же год.
В протоколе №121 заседания бюро Далькрайкома ВКП(б) от 31 августа 1935 г. есть заключение комиссии по материалам обследования Дальневосточного территориального управления Гражданвоздухофлота, в чьем ведомстве и была «Савоя С.55» (самолет принадлежал «Аэрофлоту) с бортовым номером «СССР Л-840».
Так вот, «основной и главной причиной гибели самолета является вылет в нелетную погоду» (цитата по документу-протоколу, он хранится в Государственном архиве Хабаровского края - ГАХК, фонд П-2, опись 1, дело №677, листы 11-36, переведен уже даже в электронный вид - фото).

«Савоя С.55» Светогорова
13416.jpg

«Савоя С.55» в полете
13417.jpg

Также там написано, что в дни перед катастрофой, Светогоров был явно перегружен, сделал несколько рейсов туда и обратно по маршруту «Хабаровск - Александровск-Сахалинский» (тогда это была столица половины нашего Сахалина, а вторая часть была занята японцами), причем полетное время в пути, в одну сторону, занимало 5 ч. 20 минут. И 26 июня 1935 года, в непогоду, с Сахалина Светогоров был вызван «диспетчерской телеграммой о возвращении в Хабаровск» диспетчером Бураго.
Комиссия Гражданвоздухофлота вместе с особым отделом (контрразведка) ОКДВА и УГБ УНКВД по ДВК так и не установили, зачем и почему этот Бураго отправил такую срочную телеграмму о вызове. Она и оказалось роковой.

Между тем...
Как сообщил общественник Геннадий Басюк, он предлагает на здании Хабаровского краевого аэроклуба им. Летчиков-Героев спасания челюскинцев установить памятную доску в честь летчика Светогорова.

Ведь именно здесь он работал старшим инструктором с 1931 по 1933 годы. У клуба тогда было длинное название - Хабаровская краевая школа гражданских пилотов (ШГП) им. И.С. Уншлихта Далькрайсовета Осоавиахима. Впрочем, как большая и легендарная биография самих воспитанников клуба.

Александр Светогоров был начальником команды курсантов Хабаровский авиашколы и наставником Нины Распоповой, которая в Великую Отечественную войну совершила 805 боевых вылетов на бомбардировщике, за что враги ее прозвали «ночной ведьмой», а наши наградили золотой звездой Героя Советского Союза.

Как рассказал заместитель председателя регионального отделения ДОСААФ России Хабаровского края Анатолий Дудаков, который еще успел встретиться с Ниной Распоповой (1913-2009), именно она ему и поведала, что научил ее летать, а ей грозило чуть ли не отчисление со школы - Александр Светогоров. Так неужели этот человек, по воли службы, став дальневосточником, не достоин почета, уважения и нашей памяти?!

Константин Пронякин.

P.S.
К этому материалу я прилагаю справку-биографию, без которой статья была бы неполной. Там есть как новые открытия, так и уже описанные события.
(Справка-биография будет опубликована в следующем сообщении)

Кстати,доску на здании аэроклуба ДОСААФ уже установили.Одним из организаторов был Константин Пронякин.Правда буквально в это же время здание у аэроклуба забрали ...
Чем больше погружаюсь в удивительную судьбу Светогорова, тем больше расстраиваюсь...
И что характерно, российские чинуши, что во времена государя-императора, что при Советской власти, что теперь...практически идентичны. Клопы клопами...которые могут выживать даже в активной зоне ядерного реактора.
Да тут чиновники не совсем виноваты.Прежнее руководство аэроклуба само перемудрило - полётное поле из-за за них оказалось в фидеральноц собственности а постройки на краю аэродрома- в городской.Сейчас город активно все распродает,вот и попали хитромудрые в ловушку.Кстати,установка памятных досок в честь Светогорова превратилось в целую компанию,менее чем за год их установили штук пять,если не больше.

Edited at 2018-02-18 03:58 pm (UTC)