odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

Безымянную могилу героя спасения челюскинцев нашли в Хабаровском крае

Все эти годы, к месту аварии пассажирского гидросамолета «Савоя С.55», командиром которой и был Светогоров, совершено семь (!) поисковых экспедиций, в том числе, НКВД и крайпрокуратуры. Но кроме изъятия одного миллиона рублей советских денег еще в далеком 1936-м, которые самолет вез с Сахалина в Хабаровск, ничего не тронули.

На окраине п. Лазарев Николаевского района Хабаровского края, на могильном бугре с бурьяном, стоит покосившийся столбик. Здесь похоронен герой спасения челюскинцев - летчик-ас СССР Александр Светогоров. В этом уверен местный житель Иван Шило, который разыскал могилу летчика спустя ровно 80 лет после авиакатастрофы.

Иван Шило у безымянной могилы летчика Светогорова в п. Лазарев
11792.jpg

Все эти годы, к месту аварии пассажирского гидросамолета «Савоя С.55», командиром которой и был Светогоров, совершено семь (!) поисковых экспедиций, в том числе, НКВД и крайпрокуратуры. Но кроме изъятия одного миллиона рублей советских денег еще в далеком 1936-м, которые самолет вез с Сахалина в Хабаровск, ничего не тронули. Пассажиры - 9 человек, в том числе и ребенок, 3 члена экипажа - всего получается 12 человек - погибли в том рейсе - 26 июня 1935 года, на том злополучном Чертовом хребте, постоянно закрытого туманом, что в 100 км от п. Лазарев.

Никого из них не хоронили больше полувека. Ходили по костям, записывали, фотографировали, фиксировали, и уходили. Лишь в июне 2006 года, когда на след от аварии наткнулись снова лесорубы, в поход пошли глава администрации п. Лазарев Владимир Сергеев, начальник территориального пункта милиции Тимур Васельков и с ними еще несколько сотрудников. Там они и собрали останки - кости экипажа и пассажиров. Набрали мешок для экспертизы. Но провести ее почему-то так и не смогли.
Как рассказывает ныне уже председатель Совета депутатов с. Восточное Хабаровского района Владимир Сергеев, «никто нашей находкой тогда не заинтересовался, хотя каждая служба, в том числе и милиция была оповещена по всем инстанциям».
- Собирался было сам тогдашний глава Николаевского района Валерий Долматов на вертолете прилететь, а как узнал, что до места авиакатастрофы не добраться, там только два часа надо пешему подниматься в крутую гору, то весь интерес и пропал, - вспоминает Владимир Сергеев. - СМИ попиарились на этой находке, и тоже успокоились. Родственники не откликнулись, экспертизу, в том числе и генетическую, отложили. Потом «завертелись» по работе и забыли...
Останки с места аварии, как безымянные, захоронили лишь в 2009 году на местном кладбище в п. Лазарев. Хоронил их Александр Лещина - отец главы поселка, который к тому времени перебрался поближе к Хабаровску.
Александр Лещина говорит, что вместе с костями, в захоронение положили два кожаных плаща, видно сотрудников НКВД, и шлемофоны. Воткнули столб. Никаких надписей там нет.
Вот так и закончилась бы эта печальная история пассажиров самолета «Савоя С.55» (известных, кстати, как и экипаж - поименно!), а также забытого участника операции спасения челюскинцев - летчика Александра Светогорова, командира «Савоя С.55». Если бы не Иван Шило.
Он написал письмо нам в редакцию, а также на имя председателя общественного Совета по сохранению исторического наследия, пропаганды и популяризации малоизвестных исторических событий, связанных с обороной Тихоокеанских рубежей российского Дальнего Востока, что при ВООПИиК - Геннадия Басюка.
Пенсионер Иван Шило пишет, что могила находится в запустении, а той историей с самолетом «Савоя С.55» больше так никто и не интересовался. Правда, ходили туда, на гору, металлисты с ближайшего с. Нигирь Николаевского района и взяли, что можно было. Сам же Иван Шило с сыновьями тоже побывал на горе и фактически спас два самолетных двигателя «Изотта-Фраскини Ассо» («Isotta-Fraschini Asso 750») итальянского производства, ведь сам самолет «Савоя С.55» тоже был иностранным - куплен СССР за золото в Италии еще в 1933-м. Иван Шило силовые установки неимоверным образом снял с горы (использовал трелевщик-тягач и грузовик) и вывез в Комсомольск-на-Амуре. Сейчас они находятся на ответственном хранении.

13409.jpg

Но вот незадача, единственные в мире оставшиеся в полном комплекте двигатели (один можно запускать хоть сейчас!) ни один музей брать не желает.

«Изотта-Фраскини Ассо» («Isotta-Fraschini Asso 750»)
13410.jpg

Впрочем, как ни один журналист так за 80 лет и не выяснил, что командир «Савоя С.55» Александр Светогоров - не простой летчик, а герой! Герой спасения челюскинцев марта-апреля 1934 года. Он вывез больше всех пассажиров с советского ледокольного парохода «Челюскин» - затонувшего в Арктике, в Чукотском море, на окраине Северного Ледовитого океана.
Светогоров тогда служил командиром звена 11-го авиаотряда войск ОГПУ СССР 2-й отдельной Камчатской морской авиаэскадрильи погранвойск Управления Краснознаменной пограничной и внутренней охраны (УКПВО). И в 1934-м командирован в распоряжение уполномоченного Главного управления Северного морского пути Пожидаева Г.А. для участия в снаряжаемой экспедиции для оказания помощи экспедиции и команде «Челюскина».

В том же году, по представлению руководства 60-го Виленско-Курильского пограничного отряда (дисл. в г. Петропавловск-Камчатский, с 1 мая 2015 году относится к Пограничному управлению по Восточному Арктическому району) летчик Светогоров представлен к ордену Красной Звезды по решению полномочного представителя ОГПУ на ДВК Дерибаса Т.Д. Тогда, на Дальнем Востоке, о только что появившемся высшем звании Героя Советского Союза - еще не знали! А орден Красной Звезды (военная награда) до апреля 1934-го, до первых семи Героев СССР - челюскинцев, был высшей наградой страны, наравне с орденом Ленина (трудовая награда).

Вот что написано в донесении о награждении пограничников, отличившихся при спасении челюскинцев от 10 мая 1934 г. за подписью Дерибаса: «...Особо отмечаю: ...командира авиазвена погранотряда Светогорова Александра Павловича. Светогоров один из лучших наших летчиков, знакомый с условиями полярных полетов, энергичный, настойчивый, сделал перелет с парохода «Сталинград» в бухту Лаврентия и перебросил группу челюскинцев от Уэлена до Провидения и обратно для транспортировки горючего. Безусловно заслуживает быть отмеченным за эту работу и награжденным орденом Красной Звезды...»

Этот орден Светогорову так и не вручили...

«Безусловно, что сегодня эта награда должна быть присвоена посмертно летчику Светогорову, - говорит неравнодушный исследователь прошлого Геннадий Басюк. - Мы будем ходатайствовать перед президентом России о присвоении ему посмертно равнозначной ныне награды - Героя России. И, конечно, просим губернатора Хабаровского края, районные и краевые власти оказать нам содействие, установить ближайших родственников героя спасения челюскинцев Светогорова, экипажа самолета «Савоя С.55», а также пассажиров для идентификации останков. И, в конце-концов, похоронить их с почестями и по-человечески».

Самолет «Савоя S.62bis» с разборными крыльями был на пароходе «Сталинград». Светогоров взлетел на нем со льда на лыжах в районе мыса Олюторского.
13415.jpg

Кстати
Что же касается самой тайны авиакатастрофы «Савоя С.55» от 26 июня 1935 года, то она была раскрыта в тот же год.
В протоколе №121 заседания бюро Далькрайкома ВКП(б) от 31 августа 1935 г. есть заключение комиссии по материалам обследования Дальневосточного территориального управления Гражданвоздухофлота, в чьем ведомстве и была «Савоя С.55» (самолет принадлежал «Аэрофлоту) с бортовым номером «СССР Л-840».
Так вот, «основной и главной причиной гибели самолета является вылет в нелетную погоду» (цитата по документу-протоколу, он хранится в Государственном архиве Хабаровского края - ГАХК, фонд П-2, опись 1, дело №677, листы 11-36, переведен уже даже в электронный вид - фото).

«Савоя С.55» Светогорова
13416.jpg

«Савоя С.55» в полете
13417.jpg

Также там написано, что в дни перед катастрофой, Светогоров был явно перегружен, сделал несколько рейсов туда и обратно по маршруту «Хабаровск - Александровск-Сахалинский» (тогда это была столица половины нашего Сахалина, а вторая часть была занята японцами), причем полетное время в пути, в одну сторону, занимало 5 ч. 20 минут. И 26 июня 1935 года, в непогоду, с Сахалина Светогоров был вызван «диспетчерской телеграммой о возвращении в Хабаровск» диспетчером Бураго.
Комиссия Гражданвоздухофлота вместе с особым отделом (контрразведка) ОКДВА и УГБ УНКВД по ДВК так и не установили, зачем и почему этот Бураго отправил такую срочную телеграмму о вызове. Она и оказалось роковой.

Между тем...
Как сообщил общественник Геннадий Басюк, он предлагает на здании Хабаровского краевого аэроклуба им. Летчиков-Героев спасания челюскинцев установить памятную доску в честь летчика Светогорова.

Ведь именно здесь он работал старшим инструктором с 1931 по 1933 годы. У клуба тогда было длинное название - Хабаровская краевая школа гражданских пилотов (ШГП) им. И.С. Уншлихта Далькрайсовета Осоавиахима. Впрочем, как большая и легендарная биография самих воспитанников клуба.

Александр Светогоров был начальником команды курсантов Хабаровский авиашколы и наставником Нины Распоповой, которая в Великую Отечественную войну совершила 805 боевых вылетов на бомбардировщике, за что враги ее прозвали «ночной ведьмой», а наши наградили золотой звездой Героя Советского Союза.

Как рассказал заместитель председателя регионального отделения ДОСААФ России Хабаровского края Анатолий Дудаков, который еще успел встретиться с Ниной Распоповой (1913-2009), именно она ему и поведала, что научил ее летать, а ей грозило чуть ли не отчисление со школы - Александр Светогоров. Так неужели этот человек, по воли службы, став дальневосточником, не достоин почета, уважения и нашей памяти?!

Константин Пронякин.

P.S.
К этому материалу я прилагаю справку-биографию, без которой статья была бы неполной. Там есть как новые открытия, так и уже описанные события.
(Справка-биография будет опубликована в следующем сообщении)

Tags: Светогоров
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments