odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

Hawker Hurricane в 37 ОСАО ЯУ ГМС

В дополнение к "Катастрофа Hurricane ГУ ГМС СССР в районе а/п Якутск" https://odynokiy.livejournal.com/2882161.html

Вот так выглядели ленд-лизовские Харрикейны:
Russian-Hurricane.jpg

Василий Гоголев: Данные по самолетам "ленд-лиза" по 37-му отдельному смешанному авиаотряду Якутского управления гидрометслужбы:

•Douglas А-20G-40-DO Havoc, о/з 321403, з/н 21050, с/н USAAF 43-21403. 24.12.1946 в 37 ОСАО ЯУ ГМС, 2-е звено разведки льда и транспортных полетов, КК л-т Мехович В.; 20.05.1948 передан в авиаотряд Якутского аэрогеодезического предприятия ГУГК по распоряжению СМ СССР №5504-Р от 08.05.1948, приказ №53 по ЯУ ГМС от 18.05.1948.
•Douglas А-20G-40-DO Havoc о/з 321529, з/н 21326, с/н USAAF 43-21529; 37 ОСАО ЯУ ГМС. 25.11.1946 по распоряжению зам. начальника Авиационного аэрологического Управления ГУ ГМС отправлен в г. Красноярск и по Акту от 14.12.1946 передан Красноярскому УГМС. КК л-т Мехович.
•Douglas А-20G-40-DO Havoc о/з 321676, з/н 21323, с/н USAAF 43-21676. 24.12.1946 в 37 ОСАО ЯУ ГМС, 2-е звено разведки льда и транспортных полетов, КК командир 37-го ОСАО Синицын-Кузнецов Я.Н.; 20.05.1948 передан в авиаотряд Якутского аэрогеодезического предприятия ГУГК по распоряжению СМ СССР №5504-Р от 08.05.1948, приказ №53 по ЯУ ГМС от 18.05.1948.
•Hawker Harricane о/з 707, з/н -, 09.08–20.08.1946 принят и перегнан из г. Иркутск в г. Якутск по указанию Начальника авиационно-аэрологического сектора ГУ ГМС. 24.12.1946 в 37 ОСАО ЯУ ГМС, 1-е звено вертикального зондирования, пилот Кляус М.К.
•Hawker Harricane о/з 742, з/н -, 09.08–20.08.1946 принят и перегнан из г. Иркутск в г. Якутск по указанию Начальника авиационно-аэрологического сектора ГУ ГМС. 24.12.1946 в 37 ОСАО ЯУ ГМС, 1-е звено вертикального зондирования, пилот Кардашев П.Ф.
•Hawker Harricane о/з 768, з/н -, 09.08–20.08.1946 принят и перегнан из г. Иркутск в г. Якутск по указанию Начальника авиационно-аэрологического сектора ГУ ГМС. 24.12.1946 в 37 ОСАО ЯУ ГМС, 1-е звено вертикального зондирования, запасной самолет командира 37-го ОСАО Синицын-Кузнецова Я.Н.


В. Котельникова "Истребитель "Харрикейн" // Авиация и космонавтика 5/2007.

... для части машин нашли новую работу. Разоруженные "Харрикейны" превратили в метеоразведчики. Такие самолеты использовала ведомственная авиация Главного управления Гидрометеослужбы (ГУГМС). Ее "Харрикейны" несли бортовые номера, начинающиеся с буквы "М". Туда в общей сложности перешло более полутора сотен машин. Они летали от западных границ до Якутии в составе различных авиаотрядов. Метеорологические "Харрикейны" проводили вертикальное зондирование атмосферы, фотосъемку облаков, различные измерения. Для этого их комплектовали специальными приборами. Чтобы облегчить полеты в облаках, некоторые самолеты оснастили радиополукомпасами. Например, на машине "М-324" стоял американский радиокомпас MN-26, снятый с "Кингкобры". Фотосъемку обычно вели с двухместных самолетов - бывших учебных.

До конца 1947 г. парк метеорологических "Харрикейны" уменьшался в основном за счет аварийности. За 1946 г. из-за аварий списали четыре самолета, в 1947 г - два. В 1948 г. потеряли два "Харрикейна". 14 февраля 1948 г. на самолете "М-309" Киевского отряда произошел обрыв шатуна. Пилот А.Г. Ольховенко совершил вынужденную посадку, но неудачно. Летчик не пострадал, но машину списали. 4 декабря бесследно исчез самолет "М-292" Ташкентского отряда. В ходе поисков не удалось найти ни обломков истребителя, ни летчика Матренко.

На 1 октября 1947 г. ГУГМС обладало 104 "Харрикейнами", в том числе 81 исправным. Но постепенно износ и нехватка запчастей давали о себе знать. На 1 июля 1948 г. в парке ведомства осталось всего 50 английских самолетов, на 1 января 1949 г. их число уменьшилось до 48. С начала этого года начали постепенно готовиться к полному списанию всех машин этого типа. Согласно приказу эксплуатацию 'Харрикейнов" следовало прекратить с 1 января 1950 г. "по истечении амортизационных сроков службы". Фактически к этому моменту метеослужба располагала десятью "Харрикейнами", из которых лишь пять еще могли подняться в воздух. Все они были списаны к 1 апреля.
На этом история советских «Харрикейнов» закончилась.


Нашел в архиве ГУ ГВФ о катастрофе Харрикейна с зав №768 (бортовой СССР М-768). Пилот, упоминавшийся выше Кардашев Павел Флорентьевич

Пилот Якутского авиаотряда ГУ ГМС выполнял задание по зондированию атмосферы в районе а/п Якутск. Взлет произведен в 02:25 мск. Во время выполнения задания была достигнута высота 6045 м. После выполнения задания пилот нормально снизился до высоты 350-400 м и также нормально произвел на этой высоте полет по кругу. В это время мотор сбавил обороты и стал работать с перебоями. Снизившись до высоты 200 м, пилот срезал круг и пролетел непосредственно над летным полем, над одной из ВПП. Затем, желая поскорее произвести посадку на летное поле аэродрома, пилот ввел самолет в глубокий крен и стал производить разворот. Быстро теряя высоту, пилот не сумел своевременно вывести самолет в посадочное положение. Примерно в 03:15 мск самолет упал на землю в 1-1,5 км юго-восточнее аэродрома и загорелся. Пилота выбросило из кабины и он погиб.
Выводы:
1) Основной причиной катастрофы явилась растерянность пилота, который, обнаружив неисправность в работе мотора, принял неправильное решение, выразившееся в:
а) не сделав нормальный расчет на посадку и срезав нормальный круг, пилот вышел на середину аэродрома. Оказавшись над ВПП, он окончательно лишил себя возможности произвести нормальную посадку, так как потеря высоты в положении самолета непосредственно над аэродромом ограничила необходимый для этого маневр;
б) сделав крутой разворот над аэродромом, пилот не сумел предотвратить потерю высоты и скорости. Производя разворот с большим креном, он перетянул на себя ручку (не отпустил ее при опускании носа самолета, создав тем самым штопорное положение) и не принял мер к выводу самолета в нормальный режим планирования, что и привело к катастрофе.
2) Причина отказа мотора комиссии установить не представилось возможным. Предположительной причиной является неисправность карбюратора.
Сопутствующие причины:
а) вылет без радиосвязи, что лишило пилота возможности доложить об отказе мотора на землю и получить советы с земли по технике пилотирования;
б) полет на высоту более 4 км производился без кислорода, что могло ухудшить самочувствие пилота;
в) пилот вылетел без принятия пищи, что в совокупности с недостатком кислорода могло ухудшить его здоровье.

http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?t=1708

Tags: ЯУГМС, авиакатастрофы
Subscribe

  • ПЕРВАЯ КАМЧАТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ...

    1743 г. апреля 20. – Промемория канцелярии Охотского порта М. П. Шпанбергу о плавании М. С. Гвоздева и И. Федорова на боте «Св. Гавриил» к берегам…

  • ПЕРВАЯ КАМЧАТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ...

    1738 г. не ранее июня 13. – Сказка М. С. Гвоздева в Сибирской губернской канцелярии о его деятельности на Дальнем Востоке. 1738 году июня 13 дня в…

  • ПЕРВАЯ КАМЧАТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ...

    1734 г. апреля 4. – Инструкция Я. Генса служилым людям И. Колодезникову 1 и Лазареву о порядке сбора ясака на Курильских островах Инструкция от…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments