Hawker Hurricane в 37 ОСАО ЯУ ГМС

В дополнение к "Катастрофа Hurricane ГУ ГМС СССР в районе а/п Якутск" https://odynokiy.livejournal.com/2882161.html

Вот так выглядели ленд-лизовские Харрикейны:
Russian-Hurricane.jpg

Василий Гоголев: Данные по самолетам "ленд-лиза" по 37-му отдельному смешанному авиаотряду Якутского управления гидрометслужбы:

•Douglas А-20G-40-DO Havoc, о/з 321403, з/н 21050, с/н USAAF 43-21403. 24.12.1946 в 37 ОСАО ЯУ ГМС, 2-е звено разведки льда и транспортных полетов, КК л-т Мехович В.; 20.05.1948 передан в авиаотряд Якутского аэрогеодезического предприятия ГУГК по распоряжению СМ СССР №5504-Р от 08.05.1948, приказ №53 по ЯУ ГМС от 18.05.1948.
•Douglas А-20G-40-DO Havoc о/з 321529, з/н 21326, с/н USAAF 43-21529; 37 ОСАО ЯУ ГМС. 25.11.1946 по распоряжению зам. начальника Авиационного аэрологического Управления ГУ ГМС отправлен в г. Красноярск и по Акту от 14.12.1946 передан Красноярскому УГМС. КК л-т Мехович.
•Douglas А-20G-40-DO Havoc о/з 321676, з/н 21323, с/н USAAF 43-21676. 24.12.1946 в 37 ОСАО ЯУ ГМС, 2-е звено разведки льда и транспортных полетов, КК командир 37-го ОСАО Синицын-Кузнецов Я.Н.; 20.05.1948 передан в авиаотряд Якутского аэрогеодезического предприятия ГУГК по распоряжению СМ СССР №5504-Р от 08.05.1948, приказ №53 по ЯУ ГМС от 18.05.1948.
•Hawker Harricane о/з 707, з/н -, 09.08–20.08.1946 принят и перегнан из г. Иркутск в г. Якутск по указанию Начальника авиационно-аэрологического сектора ГУ ГМС. 24.12.1946 в 37 ОСАО ЯУ ГМС, 1-е звено вертикального зондирования, пилот Кляус М.К.
•Hawker Harricane о/з 742, з/н -, 09.08–20.08.1946 принят и перегнан из г. Иркутск в г. Якутск по указанию Начальника авиационно-аэрологического сектора ГУ ГМС. 24.12.1946 в 37 ОСАО ЯУ ГМС, 1-е звено вертикального зондирования, пилот Кардашев П.Ф.
•Hawker Harricane о/з 768, з/н -, 09.08–20.08.1946 принят и перегнан из г. Иркутск в г. Якутск по указанию Начальника авиационно-аэрологического сектора ГУ ГМС. 24.12.1946 в 37 ОСАО ЯУ ГМС, 1-е звено вертикального зондирования, запасной самолет командира 37-го ОСАО Синицын-Кузнецова Я.Н.


В. Котельникова "Истребитель "Харрикейн" // Авиация и космонавтика 5/2007.

... для части машин нашли новую работу. Разоруженные "Харрикейны" превратили в метеоразведчики. Такие самолеты использовала ведомственная авиация Главного управления Гидрометеослужбы (ГУГМС). Ее "Харрикейны" несли бортовые номера, начинающиеся с буквы "М". Туда в общей сложности перешло более полутора сотен машин. Они летали от западных границ до Якутии в составе различных авиаотрядов. Метеорологические "Харрикейны" проводили вертикальное зондирование атмосферы, фотосъемку облаков, различные измерения. Для этого их комплектовали специальными приборами. Чтобы облегчить полеты в облаках, некоторые самолеты оснастили радиополукомпасами. Например, на машине "М-324" стоял американский радиокомпас MN-26, снятый с "Кингкобры". Фотосъемку обычно вели с двухместных самолетов - бывших учебных.

До конца 1947 г. парк метеорологических "Харрикейны" уменьшался в основном за счет аварийности. За 1946 г. из-за аварий списали четыре самолета, в 1947 г - два. В 1948 г. потеряли два "Харрикейна". 14 февраля 1948 г. на самолете "М-309" Киевского отряда произошел обрыв шатуна. Пилот А.Г. Ольховенко совершил вынужденную посадку, но неудачно. Летчик не пострадал, но машину списали. 4 декабря бесследно исчез самолет "М-292" Ташкентского отряда. В ходе поисков не удалось найти ни обломков истребителя, ни летчика Матренко.

На 1 октября 1947 г. ГУГМС обладало 104 "Харрикейнами", в том числе 81 исправным. Но постепенно износ и нехватка запчастей давали о себе знать. На 1 июля 1948 г. в парке ведомства осталось всего 50 английских самолетов, на 1 января 1949 г. их число уменьшилось до 48. С начала этого года начали постепенно готовиться к полному списанию всех машин этого типа. Согласно приказу эксплуатацию 'Харрикейнов" следовало прекратить с 1 января 1950 г. "по истечении амортизационных сроков службы". Фактически к этому моменту метеослужба располагала десятью "Харрикейнами", из которых лишь пять еще могли подняться в воздух. Все они были списаны к 1 апреля.
На этом история советских «Харрикейнов» закончилась.


Нашел в архиве ГУ ГВФ о катастрофе Харрикейна с зав №768 (бортовой СССР М-768). Пилот, упоминавшийся выше Кардашев Павел Флорентьевич

Пилот Якутского авиаотряда ГУ ГМС выполнял задание по зондированию атмосферы в районе а/п Якутск. Взлет произведен в 02:25 мск. Во время выполнения задания была достигнута высота 6045 м. После выполнения задания пилот нормально снизился до высоты 350-400 м и также нормально произвел на этой высоте полет по кругу. В это время мотор сбавил обороты и стал работать с перебоями. Снизившись до высоты 200 м, пилот срезал круг и пролетел непосредственно над летным полем, над одной из ВПП. Затем, желая поскорее произвести посадку на летное поле аэродрома, пилот ввел самолет в глубокий крен и стал производить разворот. Быстро теряя высоту, пилот не сумел своевременно вывести самолет в посадочное положение. Примерно в 03:15 мск самолет упал на землю в 1-1,5 км юго-восточнее аэродрома и загорелся. Пилота выбросило из кабины и он погиб.
Выводы:
1) Основной причиной катастрофы явилась растерянность пилота, который, обнаружив неисправность в работе мотора, принял неправильное решение, выразившееся в:
а) не сделав нормальный расчет на посадку и срезав нормальный круг, пилот вышел на середину аэродрома. Оказавшись над ВПП, он окончательно лишил себя возможности произвести нормальную посадку, так как потеря высоты в положении самолета непосредственно над аэродромом ограничила необходимый для этого маневр;
б) сделав крутой разворот над аэродромом, пилот не сумел предотвратить потерю высоты и скорости. Производя разворот с большим креном, он перетянул на себя ручку (не отпустил ее при опускании носа самолета, создав тем самым штопорное положение) и не принял мер к выводу самолета в нормальный режим планирования, что и привело к катастрофе.
2) Причина отказа мотора комиссии установить не представилось возможным. Предположительной причиной является неисправность карбюратора.
Сопутствующие причины:
а) вылет без радиосвязи, что лишило пилота возможности доложить об отказе мотора на землю и получить советы с земли по технике пилотирования;
б) полет на высоту более 4 км производился без кислорода, что могло ухудшить самочувствие пилота;
в) пилот вылетел без принятия пищи, что в совокупности с недостатком кислорода могло ухудшить его здоровье.

http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?t=1708