Катастрофа Hurricane ГУ ГМС СССР в районе а/п Якутск

В продолжение https://odynokiy.livejournal.com/2859698.html "Катастрофа Ли-2 Якутского УГМС близ Анадыря".
Как свидетельствуют архивные документы, в числе прочих Якутское УГМС после войны располагало внушительным авиапарком, в том числе и истребителями, переоборудованными для вертикального зондирования атмосферы и других работ, которые были собраны в 37-м отдельном смешанном авиаотряде Якутского управления гидрометслужбы. Крайне интересная страница в истории Якутского УГМС, но об этом авиаотряде позже, а сейчас вернёмся к катастрофе Hawker Hurricane в Якутске.

Вот так выглядели ленд-лизовские Харрикейны:

3__4.jpg

Тип происшествия: катастрофа
Дата: 23 сентября 1947 г.
Время: 09:15
Страна: СССР
Место происшествия: Якутская АССР, район Якутска
Тип ВС: Hawker Hurricane
Регистрация ВС: СССР-М768
Авиакомпания: Главное управление Гидрометеослужбы СССР

Описание

Пилот Якутского авиаотряда ГУ ГМС выполнял задание по зондированию атмосферы в районе а/п Якутск. Взлет произведен в 02:25 мск. Во время выполнения задания была достигнута высота 6045 м. После выполнения задания пилот нормально снизился до высоты 350-400 м и также нормально произвел на этой высоте полет по кругу. В это время мотор сбавил обороты и стал работать с перебоями. Снизившись до высоты 200 м, пилот срезал круг и пролетел непосредственно над летным полем, над одной из ВПП. Затем, желая поскорее произвести посадку на летное поле аэродрома, пилот ввел самолет в глубокий крен и стал производить разворот. Быстро теряя высоту, пилот не сумел своевременно вывести самолет в посадочное положение. Примерно в 03:15 мск самолет упал на землю в 1-1,5 км юго-восточнее аэродрома и загорелся. Пилота выбросило из кабины и он погиб.


Сведения о пострадавших
На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле 0
Всего погибших 1

Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании

Сведения о воздушном судне

Тип ВС Hawker Hurricane
Регистрационный номер (id) ВС СССР-М768
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 768
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 140277

Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Главное управление Гидрометеослужбы СССР
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Якутск
Пункт назначения Якутск
Начальный пункт маршрута Якутск
Конечный пункт маршрута Якутск

Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП Выводы:
1) Основной причиной катастрофы явилась растерянность пилота, который, обнаружив неисправность в работе мотора, принял неправильное решение, выразившееся в:
а) не сделав нормальный расчет на посадку и срезав нормальный круг, пилот вышел на середину аэродрома. Оказавшись над ВПП, он окончательно лишил себя возможности произвести нормальную посадку, так как потеря высоты в положении самолета непосредственно над аэродромом ограничила необходимый для этого маневр;
б) сделав крутой разворот над аэродромом, пилот не сумел предотвратить потерю высоты и скорости. Производя разворот с большим креном, он перетянул на себя ручку (не отпустил ее при опускании носа самолета, создав тем самым штопорное положение) и не принял мер к выводу самолета в нормальный режим планирования, что и привело к катастрофе.
2) Причину отказа мотора комиссии установить не представилось возможным. Предположительной причиной является неисправность карбюратора.
Сопутствующие причины:
а) вылет без радиосвязи, что лишило пилота возможности доложить об отказе мотора на землю и получить советы с земли по технике пилотирования;
б) полет на высоту более 4 км производился без кислорода, что могло ухудшить самочувствие пилота;
в) пилот вылетел без принятия пищи, что в совокупности с недостатком кислорода могло ухудшить его здоровье.

Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru
Источники информации

Пока нашёл:
Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston- 3шт,
Hawker Harricane - 3шт,
Ли-2,
По-2.
Сейчас собираю информацию
Интересно, почему именно "Ураганы" им достались. Понятно почему все 3 истребителя одного типа - чтобы не множить разносортицу. Но почему именно эти? Возможно, потому, что служили до этого в основном в ПВО
Не думаю...
Для информации:

В. Котельникова "Истребитель "Харрикейн" // Авиация и космонавтика 5/2007.

... для части машин нашли новую работу. Разоруженные "Харрикейны" превратили в метеоразведчики. Такие самолеты использовала ведомственная авиация Главного управления Гидрометеослужбы (ГУГМС). Ее "Харрикейны" несли бортовые номера, начинающиеся с буквы "М". Туда в общей сложности перешло более полутора сотен машин. Они летали от западных границ до Якутии в составе различных авиаотрядов. Метеорологические "Харрикейны" проводили вертикальное зондирование атмосферы, фотосъемку облаков, различные измерения. Для этого их комплектовали специальными приборами. Чтобы облегчить полеты в облаках, некоторые самолеты оснастили радиополукомпасами. Например, на машине "М-324" стоял американский радиокомпас MN-26, снятый с "Кингкобры". Фотосъемку обычно вели с двухместных самолетов - бывших учебных.