Моисей (Мусса) Караев... Новые штрихи к портрету.

В монографии:

СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ им. В.И. АБАЕВА – ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
И.Т. МАРЗОЕВ
Н.О. МАЛКАРОВА
ЭМИГРАЦИЯ ОСЕТИН
В СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ И АВСТРАЛИЮ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ
ХХ ВЕКА

Владикавказ 2016

...читаем:

"Караев Мусса, капитан дальнего плавания, уроженец сел. Кадгарон. Плавал на Аляску, по Тихоокеанскому побережью Северной и Центральной Америки. Женился на девушке по имени Христина. Ее мать была осетинкой, а отец алеут. В шесть лет она осталась без родителей, и Мусса привез ее к своей матери в Кадгарон на воспитание. В 1917 г. Мусса Караев принял Октябрьскую революцию. Христина стала его женой. В 1939 г. он был репрессирован. Спустя некоторое время М. Караев был оправдан, но вскоре он умер. Семья в 1947 г. переехала в Кобулети".

А ведь это не кто иной, как Моисей Харитонович Караев
Моисей.jpg

Вот по каким крупицам приходится собирать информацию.
Из этой записи стал известным второй вариант имени Моисея Караева, возможно под которым он и был зарегистрирован при рождении.
Вторая крайне любопытная подробность- Моисей был капитаном дальнего плавания.
Он был моложе своего дяди- Александра Ивановича Караева...и скорее всего подражая ему или по настойчивому совету закончил мореходное училище. Теперь возникает законный вопрос-Какую мореходку заканчивал Моисей? Можно предположить, что заканчивал Моисей Караев, как и его дядя, Владивостокское Александровское мореходное училище дальнего плавания.
Странная подробность о Кристине. Обычно в тех краях приезжие мужчины брали в жены аборигенок. Но в монографии недвусмысленно указанно, что матерью Кристины была осетинка, а отцом-алеут. По моему мнению, ситуация "ни в одни ворота".
Очень странно!
И боюсь эту странность уже никто не объяснит...
Если алеут православный (и как в наши дни говорят, "воцерковлённый") из семьи, принявшей русскую культуру и сберёгшей её после ухода РАК, то почему бы и нет?
Он и более своим мог бы видится, более русским, если стоял подобный вопрос.

В РИ вероисповедание, сословие и близкий культурный пласт часто оказывались важнее национального вопроса.
(И что-то интуитивное мне шепчет, что в землях РАК браки были в обе стороны, не зря же крестили и образовывали... Хотя браки русских мужчин с местными женщинами, конечно, на порядок-два чаще.)
Вопрос совсем не в вероисповедании, сословности и прочей культурной чепухе...
Приезжие мужчины женились на аборигенках. И это предельно понятно, так как вдали "от родины" цвет кожи, конфессиональная и классовая принадлежность "невесты" были на 18-м месте...))
Австралиец Карпендель женился на чукчанке, ингуш Добриев женился на эскимоске...Они жили в тех местах.
Но где алеут нашёл незамужнюю осетинку- Вот вопрос вопросов!!!
Вы себе можете представить незамужнюю девушку с Кавказа, которая путешествует по миру в поисках жениха?
Или её привезли туда с собой родители?
Даже сейчас это за гранью понимания...и исключено по определению.



Edited at 2018-01-03 09:33 pm (UTC)
Да, наиболее вероятно, что родители (служащие) - осетины с собой привезли или, что она родилась в живущей (служащей) там семье.

А если предположить (это уже фантазии пошли), что семья девушки могла быть из мухаджиров, не прижившихся в Турции и ушедших дальше, то у таких служащих и варианта возвращения не было (так-то семьи возвращались на родину обычно до того, как дети успевали подрасти, а то и до того, как успевали родиться).