ДО ФРОНТА НЕ ДОЛЕТЕЛИ...

b25-13gbap.jpg

7 мая 1943 г. — катастрофа из-за отказа двигателей самолёта Б-25 № 232519 при взлёте в аэропорту Якутск.
Обломки самолета найдены в 1987 г. во время обмеления реки.
Урна с останками членов экипажа захоронена перед зданием клуба им. Гагарина, где сооружен памятник всем погибшим авиаторам 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии».

53. Майор БОРОНЕНКО Александр Маркович — командир авиаэскадрильи 4-го ПАП.
54. Капитан ШЕВЕЛЁВ Василий Андреевич — штурман авиаэскадрильи 4-го ПАП.
55. Инженер-капитан КУДЕЛИН Пётр Васильевич — старший инженер 4-го ПАП.
56. Младший лейтенант ШАБАНОВ Алексей Васильевич — флагманский воздушный стрелок-радист 4-го ПАП.
57. Сержант НАУМОВ Григорий Тихонович — воздушный стрелок-радист 4-го ПАП.
58. Старший техник-лейтенант ФЕРЕНС Всеволод Алексеевич — бортовой авиатехник 4-го ПАП.

«Падение самолёта при катастрофе произошло на р. Лене в районе гидроаэропорта Жатай. Определение точного местонахождения самолёта и его состояния в мае было невозможно вследствие наличия вокруг предполагаемого места падения ледохода… из-за чего никаких работ по розыскам самолёта и его подъёма не проводилось.

С 16 мая проводились неоднократные поиски самолёта на катере, но они не увенчались успехом. 5 июня, вследствие незначительного падения уровня воды, были обнаружены на поверхности отдельные детали самолёта, однако сильное течение воды и её большой уровень не позволили приступить к работам по извлечению.

С 15 июня, ввиду дальнейшего падения уровня воды, приступили к подъёму трёхтонными талями, но из-за вязкости грунта и большого течения, а так же увеличения снова уровня воды положительных результатов не достигли. 16 и 17 июня на месте катастрофы работал семитонный плавучий кран, который пытался поднять самолёт. Извлечены: мотор, амортстойка основного шасси с колесом, башня стрелка-радиста и мелкие куски планера.

Из башни было извлечено тело младшего лейтенанта Шабанова. Он был похоронен 18 июня со всеми воинскими почестями в 300-х метрах от берега.

Извлечение самого планера не представилось возможным из-за наполнения его большим количеством ила и песка, а также полной деформации фюзеляжа. Детали, за которые укреплялся трос, отрывались отдельными кусками. С 18 июня, из-за повышения уровня воды и отсутствия второго крана, работы по подъёму были прекращены, но велось наблюдение за поведением самолёта и уровнем воды.

16 июля возобновили работы со вторым краном с привлечением двух водолазов. Они нашли вблизи падения самолёта второй мотор, который был поднят. Попытки водолазов вести раскопки ила и песка положительного результата не дали…

Выводы:
1. В связи с полным разрушением на отдельные части самолёта во время его падения, а так же совпадением времени катастрофы с ледоходом, что усугубило его разрушение и разбрасывание отдельных деталей, быстрым течением, большим заносом внутрь частей самолёта ила и песка, невозможностью извлечения трупов… считать нецелесообразным и невозможным производить дальнейшие работы по извлечению трупов и отдельных деталей самолёта.
2. Для увековечения памяти погибших комиссия считает необходимым поставить памятник всему экипажу на месте захоронения младшего лейтенанта Шабанова.

Акт подписали: майор Медведкин, инженер-майор Сафрончик, инженер-майор Александров, капитан Ваганов и техник-лейтенант Яковлев».

(Из акта комиссии, составленного 21 августа 1943 г.).
Tags: