odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

Показание Русских купцов Ивана Саватеева с товарищами...

1699г. июля — Показание Русских купцов Ивана Саватеева с товарищами, о пребывании их по торговым делам в столичном Китайском городе Пекине.

Список со сказок слово в слово торговых людей гостиной сотни Ивана Саватеева с товарыщи.
207 году, июля в день, в Нерчинску в приказной избе перед столником и воеводою Иваном Самойловичем Николевым да с приписью перед подьячим Лукою Кочмаровым купецкие люди гостиной сотни Иван Саватиев, по указу великого государя, допрашиван, а в допросе своем сказал: по указу великого государя, по грамотам, был де он для торгового промыслу в Китайском государстве в короване с купчиною с Спиридоном Лянгусовым, и в новоосвященной церкви были не по одно время и литоргию Божию слушали; а та новоосвященная церковь в Китайском государстве стоит во граде Пежине к востоку на правой руке в угле града у стены, а у топ церкви устроена слобода Руским людем, которые живут в Китайском государстве, и сообщилась та слобода с их Китайскими жилецкими дворами; да близь той церкви учинены великие земляные ограды, а окладены в высоту аршина по 3, и в тех де оградех переграды земляные, а в них держат корованных Руских и Мунгалских коней табуны; а от посолского [293] двора до той церкви по намерению будет версты с две. А у той де церкви литоргисает священник Максим; и сказывает, что ему литоргисать невозможно, для того что де он при древней старости и очами скорбен, а дьячков де у церкви с ним попом нет, толко де сын его грамоте учен и у церкви де ему помогает; а церковной староста Дмитрей Григорьев, и он де не женат, да он же и просвиры печет, а грамоте де он не учен. Со Спиридоном Лянгусовым был протопоп Василей Александров и литоргисал не по одно время. И к той церкви к литоргие с посолского двора людей отпущают, и за ними посылаютца служилые люди человека по три и по четыре (1). Служилые люди, когда бывает пение, в притвор приходят и шапки снимают и смотрят; а со стороны иных иноземцов бывает малое число и посмеяния де никакого нет. А к которой вере они склоннее, того де оне не знают; толко де слышно, что многие иноземцы повсядневно приходят к езувицкому костелу и написанным образом покланяютца не крестясь, земными поклоны, по трижды. А нашего христианского закона в Китаях мужского полу и женского и с детми их человек с 30, а про то число людей слышно было от церковного старосты Дмитрея. А книг де про церковной обиход у них есть; а в церкве толко святых икон много, иного никакого здания и украшения нет. А мертвых погребают за городом, от той церкви версты с две, на поле. Также инии Китайцы в граде Пежине мертвых не хороняют, всегда вывозят вне града, а в тех местах их Китайских людей рощи и дворы; а к погребению о выносе из города никаких заповедей нет.

А по выезде из Китай у Калганской стены в городе Калгане крестился Китайской купецкой человек Сахантю, что казну великого государя покупал и каковы у них браны товары; а во крещении принимал его купчина Спиридон Лянгусов, а имя ему дано Симеон. Да с ним крестился Калганского города знатной же человек, а во крещении его принимал целовалник Петр Дружков, а имя ему дано Федор. Да в след в корован приезжал из Калгана к 50 юртам, а езду к юртам 3 днища, Калганской житель, человек новокрещеного Федора Петрова, и крестился; во крещении принимал гостя Гаврила Никитина прикащик Иван Демидов. А будучи в Китаях, Руской товар продавали: белку по 55 лан, горностаи по 16 и по 15 и по 14 и по 13 и по 12 и по 11 и по 10 лан, песцы по 20 алтын, корсоки по 16 алтын по 4 денги и по 13 алтын по 2 денги, лисицы красные по рублю с полтиною, рыси по 5 рублев и по 4 рубли рысь, мехи ушканьи по 3 рубли мех, кож красных по 3 рубли кожа, сафьяны по 2 рубли. А у покупки товаров Китайские купцы, всех 8 человек, знатно что меж себя сговорились и цены Руским товаром мелочником знать не дали. Китайские товары принимали: камки средние по 5 рублев, болшие по 7 лан, китайка по 3 ланы тюнь; а которое по торгу у них довелось имать серебро, и то от них серебро шло смешано с медью и знаков никаких на том серебре нет, и такого серебра, кто не досмотрил, было от них много. А торги были против прежняго с умалением, и впредь по чему будут товары в продаже, на одно золото и серебро будут ли, того они не знают, и многое число Руских товаров на золото и серебро променять у них невозможно, потому что золото у них дорого и крепко, потому что малое число приносят. А сколко де Китайских товаров всяких с ними в Нерчинск вышло, итем де они Китайским товаром подали в таможню, за руками, роспись. А дорогою [294] идучи в царство с Науна, сена покупали дорогою ценою, а в иных местех из колодцов и воду покупали, а дрова покупали ж. А налог от заргучеев в пути до царства и назад из царства не было. В царство идучи, провожатых было малое число, а из царства провожатые были и караулы около табор и табуна были ж. Будучи в Китайском государстве, корму давано на человека по дину, а по весу в Руской вес, то приходит менши Фунта. А впредь нынешней цены от умножения Руских товаров цена будет болши или менше, того они не знают. А каковы Китайцы к их коровану в приеме и отпуску являлись, того де они не знают, а знает де про то купчина, и никакого де повеления от них тамошнего не знают же, толко де оне знают в купеческом деле толко де в розговорех от Китайских купецких людей, что де корованы приходят к ним часто, для того де и Руских товаров многое число и цена становитца меншее; а естлибы де корованы приходили через год или через два, и Руским бы де товаром цена была выше и им бы де Китайским купецким людем товары продавать было способнее. А война с кем у Китайцов есть ли и для чего хан к морю пошел, про то де оне не знают. А по торгу серебро и золото от них в торг бывает с трудностию, толко оне болше в торгу уваливают на мену камками. А как купчина Спиридон Лянгусов к посолскому двору ехал, и с ним ехал заргучей да подьячей да бошка, которые приезжали на Наун, а иных болши того людей Китайских не бывало. И ведомостей де Китайских никаких не ведаем и не слыхали, для того что де мы не для ведомостей ездили, а ездили де мы для торгу; а поволности де им никакой в торгу не было для того, что торгуют де они их мужики Китайские, а не так что кто хотел, то купил и продал; а обиды и помешки в торгах были при прежнем, а оскорбления никакого им не учинилось и задержки не чинили. А в степи никаких вестей не бывало и не слыхали. А позади подлинной пишет: к сей сказке Ивашко Саватеев руку приложил.

А в допросе мещанина Николая Иванова показано:
Как де литоргисал литоргию протопоп, и в то де время Китайцов приходило человека с 4, смотрят и шапки снимали, а иные в шапках, а пения слушали, а иныя и кланяютца по Рускому обычаю, и посмеяния от них никакого не было. А Китайцы де мертвых хоронят, вывозят из города вон, на степе, а иные де меж собою жгут.

Из рукописи, содержащей в себе списки актов Нерчинскаго архива.

Примечания:
(1) За сим в рукописи написано: и те во время торгу и никогда иноземцов за нашими не бывает.
Воспроизводится по:
Дополнения к актам историческим, 1867г, т. 10, СПб., № 67 Акты о сношениях и военных действиях с Китайцами и Монголами, XXXV с.292 — 294.

Tags: Сибирь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments