Тайна исчезнувшей "Аэрокобры"

P-39-Ae`rokobra-3.jpg

...Звенящая тишина сверкавшего пестротой красок осеннего леса окружала нас, идущих по едва заметной в таёжной растительности и периодически тонувшей в жиже болотины извилистой тропинке. Всё время приходилось петлять между деревьев. При этом нельзя было упускать из виду то пропадавший в кустарнике и разлапистых еловых ветках, то возникавший снова яркий ориентир - красный рюкзак нашего проводника.

А позади за спиной с молодым задором и шутками наперевес тянулись вереницей студенты. Причём не с пустыми руками. Кто на плечах тащил здоровую тяжёлую кувалду, кто носилки, кто мешок с цементом. А ещё парни несли важную конструкцию, ради установки которой и была организована вся экспедиция в глухой таёжный уголок...

Непростой случился поход, и не обычные студенты вышли в лес. Около десятка учащихся второго курса красноярского Военно-инженерного института Сибирского федерального университета отправились по маршруту, впервые проложенному группой энтузиастов поискового дела ещё весной нынешнего года. Сопровождали ребят сами поисковики, в основном преподаватели СФУ.

Задача перед участниками экспедиции стояла благородная - установить памятный знак на месте падения в июле 1943 года бомбардировщика американского производства А-20G Boston ("Бостон"), перегонявшегося в рамках договора о ленд-лизе по знаменитой воздушной трассе Аляска - Сибирь с востока страны на западный фронт. Самолёт упал в 60 километрах западнее Красноярска в районе железнодорожной станции Кача (блокпост Водораздел).

Подгоняло вперёд и любопытство. Ведь история перегонов, несмотря на все усилия современных исследователей, увлечённых краеведов, по-прежнему хранит многочисленные тайны. О некоторых из них молодым курсантам довелось узнать прямо в походе. Признаюсь, я тоже, добравшись с остальными до конечной точки маршрута, послушал рассказы поисковиков с нескрываемым интересом.

...В лесной чащобе открылась изрядно утоптанная и перекопанная поляна. Посередине грудой, в виде железного холма, лежали собранные по округе металлические части некогда весьма грозной крылатой машины. В основном они уже проржавели от времени. Всё-таки семь десятилетий минуло с тех пор, как самолёт нашёл покой в сибирской тайге.

Правда, не все детали поддались ржавчине. На удивление, нашлись и всё ещё блестевшие - видно, хромированные. Обратили на себя внимание какие-то странные куски, по форме напоминавшие застывшую строительную пену. Как оказалось, это страшные следы произошедшей здесь катастрофы. Поисковики объяснили: это элементы обшивки корпуса, оплавившейся при взрыве после падения самолёта...

- Вся история началась 27 июля 1943 года,- начал наше погружение в прошлое Александр Матвеев, преподаватель и учёный, который вместе с единомышленниками и отыскал несколько месяцев назад в тайге разбившуюся машину.- В тот период перегоночная трасса Алсиб работала вовсю. На лётном поле красноярского аэродрома, запущенного в эксплуатацию в 1929 году и впоследствии ставшего аэропортом Северный, а теперь городским автовокзалом, приземлялись сотни военных самолётов. Лётчики 9-го красноярского перегоночного авиационного полка, до 26 июня 1943 года имевшего обозначение 45-го красноярского запасного, проводили шедшую транзитом из США авиатехнику из Красноярска через Новосибирск, Омск, Казань на Москву. Оттуда самолёты, получив бортовые номера, разлетались по фронтам бить фашистов.

В упомянутый день,- продолжил рассказ Александр Валерьевич,- в первой группе поднялись в небо и ушли на запад 11 американских истребителей P-39 "Аэрокобра". А уже через час вслед за ними должна была взлетать девятка "Бостонов".

Погода не вызывала тревог, метеосводку по курсу следования давали спокойную. Однако, как позднее выяснилось, взлетевшие первыми "Аэрокобры" уже в районе Бугача наткнулись на плотную и низкую облачность. Командир группы принял решение подниматься, пробивать облака и продолжать полёт. Так и сделали. Но предупредить готовившиеся к взлёту экипажи бомбардировщиков об изменившихся погодных условиях лётчики не могли - у "Аэрокобр" бортовые радиостанции были ближнего радиуса действия. С аэродромом связь отсутствовала.

Истребители остались на курсе, за исключением одной машины - под управлением лётчика Аркадия Кольцова. Он был вынужден вернуться в Красноярск, так как у самолёта не убирались стойки шасси. Увы, о переменах в погоде он ничего не знал - происшествие с его воздушной машиной случилось ещё на взлёте.

Инженеры не нашли технических неисправностей у "Аэрокобры", и тогда раздосадованный неудачей пилот попросил начальство разрешить ему закончить перегон уже в составе группы "Бостонов". Добро Кольцову дали.

Около 10 часов утра поднялась в небо девятка бомбардировщиков. Самолёты выстроились клином из трёх звеньев - в каждом по три машины. К ним в хвост пристроилась отставшая от своей группы "Аэрокобра" Кольцова. Командовал перегоном "Бостонов" опытный пилот - майор Табарчук, незадолго до того возглавивший 9-й перегоночный авиаполк.

Где-то в районе Качи самолёты попали в облачность с нижней кромкой в 270 метрах над землёй. Командир группы решил прижаться к земле и продолжать полёт. Но уже над водоразделом облачность опустилась до критических 180 метров. Бомбардировщики снизились ещё сильней и пошли вдоль лощин в горах. Строй машин растянулся.

Где-то в районе Зеледеево облачность опустилась до самой земли. Командирский "Бостон" ушёл вверх, пробил облака и благополучно долетел до Омска. Увы, не все экипажи приземлились следом.

Одна из машин под управлением 25-летнего опытного фронтового лётчика, командира звена лейтенанта Михаила Ермолова, зацепив верхушки деревьев и потеряв плоскость крыла, упала в районе Зеледеево. Ещё в воздухе экипаж пытался спасти самолёт. Лётчик выключил двигатели, перекрыл подачу топлива, постарался выровнять терявшую устойчивость машину и притереться к земле. Но, прорубив в лесу просеку в 150 метров, "Бостон" просто развалился по частям. И всё-таки принятое решение спасло жизнь стрелку-радисту сержанту Юмашеву. Его выбросило из кабины. Из ранений - только ссадины. Уже на следующий день его нашли. Командир Ермолов погиб.

- Обломки этого самолёта мы обнаружили, а вот останки погибшего лётчика не найдены до сих пор. Ну а упавший здесь, неподалёку от железнодорожной станции Кача, "Бостон" летел тогда во втором звене. Он сумел развернуться в облаках и лечь на обратный курс. Вероятно, самолёт задел деревья и, потеряв летучесть, почти вертикально вошёл в землю на малой скорости. Потом долго выгорал. Отсюда и плавленые куски обшивки. Оба летчика - младший лейтенант Михаил Порохин и стрелок-радист старший сержант Брюньковский - погибли сразу,- вздохнул Александр Матвеев.

Останки пилотов найти не удалось, но судя по характерным срезам лямок обнаруженных парашютных систем, тела лётчиков, возможно, отыскали после трагедии местные жители и, срезав ремни, захоронили где-нибудь поблизости.

5421145e6a3e3.jpg

Неизвестно, что за история во время злополучного вылета 27 июля случилась с той самой "Аэрокоброй" Кольцова. Истребитель так и не долетел до Омска. Не вернулся он и в Красноярск. Борт пытались отыскать по горячим следам. Безуспешно. Не нашёлся самолёт и в 70-е годы, когда в округе проводились большие вырубки леса под строительство дач. Не удаётся его обнаружить и сегодня. "Аэрокобра" пропала бесследно...

По словам поисковиков, благодаря активности энтузиастов удалось сформировать довольно подробную архивную базу, включающую данные почти обо всех разбившихся на территории края воздушных машинах, поставлявшихся по ленд-лизу. Известно о 59 катастрофах и 119 погибших лётчиках. Труднее находить обломки - ведь архивные данные нередко привязаны к объектам периода 40-х годов. Большинство из ориентиров уже стёрты временем. Тот же лес, окруживший сегодня место падения машины Михаила Порохина, поднялся уже после войны.

- Найти самолёт помог случай,- рассказал организатор поисковой экспедиции Вячеслав Филиппов, настоящий фанат военной истории Красноярья.- Место падения подсказал один из местных жителей, председатель садоводческого товарищества Павел Лазаренко, ходивший по здешним лесам бить кедровую шишку. Однажды он натолкнулся на довольно кучно лежавшие останки бомбардировщика. Дал знать о необычной находке. Нынешней весной с его помощью обнаружили это место.

По словам Вячеслава Филиппова, подняв железо, по заводским номерам определили модель и биографию "Бостона".

Вообще в крае разбилась не одна такая машина. Помимо самолёта Михаила Ермолова, ещё один лежит под насыпью и асфальтом промзоны бывшего Красноярского комбайнового завода в 250 метрах от железнодорожного моста через Енисей. Другой борт разбился в районе Бугача.

Вячеслав Викторович сообщил, что уже перекопал гору документов в Центральном архиве министерства обороны страны в Подольске, пытаясь отыскать хоть какие-то сведения о старшем сержанте Брюньковском, разбившемся вместе с Порохиным. Ведь по сей день не известны ни имя, ни отчество стрелка-радиста.

Впрочем, подобных белых пятен в истории Алсиба ещё немало. Даже на специально созданном сайте "ОБД Мемориал", где собраны данные о погибших и пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны, нет никаких сведений о тех, кто умирал во имя общей победы в тылу.

- Почти вся поисковая работа держится на голом энтузиазме неравнодушных к истории людей,- рассказал Вячеслав Филиппов.- Вот в нашей группе, разыскивающей погибшие в крае самолёты фронтовой поры, человек десять наберётся. Отсюда, из Сибири, или вообще с Дальнего Востока, поисковики ездят с "Вахтами памяти" на юг страны и в северо-западные области в поисках останков погибших в годы войны советских солдат. Разумеется, это дело благородное, ребята большие молодцы, но ведь, может, стоило прежде у себя на малой родине потрудиться? У нас вот Алсиб чёрный след оставил, на Дальнем Востоке своя война была - с Японией в 1945-м. Есть чем заняться поисковым отрядам.

Переживания Вячеслава Викторовича понятны. Установка памятных знаков, их изготовление - всё на плечах таких, как он. Да и с установкой в черте города не всё гладко - инициативу тормозят красноярские чиновники.

А ведь работа поисковиков открывает всё новые страницы истории края, возвращает нам имена павших героев. И это не просто красивые слова. Один из памятников лётчикам на Троицком кладбище в Красноярске только в 2005 году перестал быть безымянным - благодаря усилиям энтузиастов лицея N 11 во главе с руководителем школьного музея Ольгой Подборской и стараниям Вячеслава Филиппова. А не так давно курсанты Военно-инженерного института СФУ поставили памятный знак лётчику-перегонщику в Сухобузимском районе.

Установлены обстоятельства гибели экипажей двух бомбардировщиков Ил-4 из состава 1-й эскадрильи 104-го авиационного полка 73-й вспомогательной авиадивизии авиации дальнего действия. Самолёты перегонялись с иркутского авиазавода на фронт. У деревни Петропавловки в Ирбейском районе оба самолёта попали в грозу и вспыхнули от угодивших в них молний. Экипажи под руководством командира эскадрильи старшего лейтенанта Коновалова и лейтенанта Соболева до последнего боролись за свои машины и сделали всё возможное, чтобы отвести горевшие самолёты от деревенских построек. Ценой своих жизней.

А ещё Филиппову с единомышленниками удалось спасти добрую репутацию лётчиков, перегонявших 25 апреля 1942 года бомбардировщик Пе-2 иркутской сборки. Самолёт разбился под Зеленогорском. Долгое время обстоятельства трагедии не были известны, пилотов похоронили в безымянной могиле. Ходили даже слухи, что лётчики намеренно разбили машину. Однако усилиями поисковиков удалось восстановить правду.

В действительности в полёте сначала перестал работать левый мотор, и пилоты попытались спланировать на одном двигателе. Но самолёт потерял высоту, ударился о берег реки Кан и рухнул в устье Рыбной. Погибли лётчик сержант Григорий Калигин, стрелок-бомбардир сержант Филипп Бондаренко, авиамеханик Алексей Строков. Ещё один член экипажа, стрелок-радист Иван Непомнящий, смог выжить и с переломом руки оказался в госпитале в Красноярске.

- Найти даже осколки информации о той трагедии долгое время не удавалось,- объяснил Вячеслав Филиппов.- Где только не искали... Почти отчаялись. А обнаружились данные совершенно неожиданно - в статистических материалах. Там, где подобной информации не должно было быть в принципе. Видимо, кто-то в своё время с ошибкой подшил отчётные листы. В итоге, спустя столько лет после победы, лётчики вернулись с войны в доброй памяти потомков. Появился мемориал, нашлись родственники.

...В небо взлетела красная ракета в честь погибшего экипажа "Бостона". Курсанты торжественно подняли знамёна, к памятному знаку со звездой, контурами напоминающей образ падающего самолёта, легли цветы.

- Для меня как будущего офицера особая гордость - участвовать в такой экспедиции. Это живая история, необходимая каждому,- поделился впечатлениями курсант Илья Важинский.- Когда-то погибшие лётчики отдали свои жизни, чтобы защитить наши. Теперь мы должны выполнить свой гражданский долг и вернуть память об их подвиге...

***

В течение 1943 года авиационная промышленность Советского Союза выпустила 35 000 боевых самолётов. За это же время по трассе Аляска - Сибирь были доставлены на нашу территорию 2 465 воздушных машин. В том числе - 186 бомбардировщиков В-25, 771 - А-20, 6 истребителей Р-40, 1 343 - Р-39, 3 - Р-47, 156 - транспортных самолётов С-47. Благодаря этому на 1 января 1944 года впервые за войну была полностью обеспечена штатная потребность авиачастей и военно-учебных заведений ВВС Красной армии в самолётах.

Общая протяжённость трассы от Фэрбенкса до Красноярска составляла около 6 500 километров, из них по территории СССР - 5 000. С завода в США до фронта в СССР самолёту приходилось преодолевать до 14 000 километров. Всего за годы войны по трассе Алсиба были доставлены 8 094 одномоторных и двухмоторных самолёта.

***

Самолёты А-20 в американской версии ночного истребителя именовались Havoc ("Разрушителями"). Но больше они были известны под наименованием Boston. По ленд-лизу поставлялись в конфигурации версии G - штурмовика с четырьмя 20-милиметровыми автоматическими пушками и двумя крупнокалиберными пулемётами в носовой части. Из-за громоздкости конструкции применялись чаще в качестве бомбардировщиков. Очень любили эти машины лётчики советской морской авиации, использовавшие А-20 в качестве торпедоносцев и топмачтовых бомбардировщиков. Тяжёлое носовое вооружение самолёта позволяло буквально смести зенитные орудия вражеских кораблей, когда "Бостон" на минимальной высоте заходил на цель и сбрасывал торпеду или авиабомбу.
Василий КАСАТКИН.