odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

Тайна исчезнувшей "Аэрокобры"

P-39-Ae`rokobra-3.jpg

...Звенящая тишина сверкавшего пестротой красок осеннего леса окружала нас, идущих по едва заметной в таёжной растительности и периодически тонувшей в жиже болотины извилистой тропинке. Всё время приходилось петлять между деревьев. При этом нельзя было упускать из виду то пропадавший в кустарнике и разлапистых еловых ветках, то возникавший снова яркий ориентир - красный рюкзак нашего проводника.

А позади за спиной с молодым задором и шутками наперевес тянулись вереницей студенты. Причём не с пустыми руками. Кто на плечах тащил здоровую тяжёлую кувалду, кто носилки, кто мешок с цементом. А ещё парни несли важную конструкцию, ради установки которой и была организована вся экспедиция в глухой таёжный уголок...

Непростой случился поход, и не обычные студенты вышли в лес. Около десятка учащихся второго курса красноярского Военно-инженерного института Сибирского федерального университета отправились по маршруту, впервые проложенному группой энтузиастов поискового дела ещё весной нынешнего года. Сопровождали ребят сами поисковики, в основном преподаватели СФУ.

Задача перед участниками экспедиции стояла благородная - установить памятный знак на месте падения в июле 1943 года бомбардировщика американского производства А-20G Boston ("Бостон"), перегонявшегося в рамках договора о ленд-лизе по знаменитой воздушной трассе Аляска - Сибирь с востока страны на западный фронт. Самолёт упал в 60 километрах западнее Красноярска в районе железнодорожной станции Кача (блокпост Водораздел).

Подгоняло вперёд и любопытство. Ведь история перегонов, несмотря на все усилия современных исследователей, увлечённых краеведов, по-прежнему хранит многочисленные тайны. О некоторых из них молодым курсантам довелось узнать прямо в походе. Признаюсь, я тоже, добравшись с остальными до конечной точки маршрута, послушал рассказы поисковиков с нескрываемым интересом.

...В лесной чащобе открылась изрядно утоптанная и перекопанная поляна. Посередине грудой, в виде железного холма, лежали собранные по округе металлические части некогда весьма грозной крылатой машины. В основном они уже проржавели от времени. Всё-таки семь десятилетий минуло с тех пор, как самолёт нашёл покой в сибирской тайге.

Правда, не все детали поддались ржавчине. На удивление, нашлись и всё ещё блестевшие - видно, хромированные. Обратили на себя внимание какие-то странные куски, по форме напоминавшие застывшую строительную пену. Как оказалось, это страшные следы произошедшей здесь катастрофы. Поисковики объяснили: это элементы обшивки корпуса, оплавившейся при взрыве после падения самолёта...

- Вся история началась 27 июля 1943 года,- начал наше погружение в прошлое Александр Матвеев, преподаватель и учёный, который вместе с единомышленниками и отыскал несколько месяцев назад в тайге разбившуюся машину.- В тот период перегоночная трасса Алсиб работала вовсю. На лётном поле красноярского аэродрома, запущенного в эксплуатацию в 1929 году и впоследствии ставшего аэропортом Северный, а теперь городским автовокзалом, приземлялись сотни военных самолётов. Лётчики 9-го красноярского перегоночного авиационного полка, до 26 июня 1943 года имевшего обозначение 45-го красноярского запасного, проводили шедшую транзитом из США авиатехнику из Красноярска через Новосибирск, Омск, Казань на Москву. Оттуда самолёты, получив бортовые номера, разлетались по фронтам бить фашистов.

В упомянутый день,- продолжил рассказ Александр Валерьевич,- в первой группе поднялись в небо и ушли на запад 11 американских истребителей P-39 "Аэрокобра". А уже через час вслед за ними должна была взлетать девятка "Бостонов".

Погода не вызывала тревог, метеосводку по курсу следования давали спокойную. Однако, как позднее выяснилось, взлетевшие первыми "Аэрокобры" уже в районе Бугача наткнулись на плотную и низкую облачность. Командир группы принял решение подниматься, пробивать облака и продолжать полёт. Так и сделали. Но предупредить готовившиеся к взлёту экипажи бомбардировщиков об изменившихся погодных условиях лётчики не могли - у "Аэрокобр" бортовые радиостанции были ближнего радиуса действия. С аэродромом связь отсутствовала.

Истребители остались на курсе, за исключением одной машины - под управлением лётчика Аркадия Кольцова. Он был вынужден вернуться в Красноярск, так как у самолёта не убирались стойки шасси. Увы, о переменах в погоде он ничего не знал - происшествие с его воздушной машиной случилось ещё на взлёте.

Инженеры не нашли технических неисправностей у "Аэрокобры", и тогда раздосадованный неудачей пилот попросил начальство разрешить ему закончить перегон уже в составе группы "Бостонов". Добро Кольцову дали.

Около 10 часов утра поднялась в небо девятка бомбардировщиков. Самолёты выстроились клином из трёх звеньев - в каждом по три машины. К ним в хвост пристроилась отставшая от своей группы "Аэрокобра" Кольцова. Командовал перегоном "Бостонов" опытный пилот - майор Табарчук, незадолго до того возглавивший 9-й перегоночный авиаполк.

Где-то в районе Качи самолёты попали в облачность с нижней кромкой в 270 метрах над землёй. Командир группы решил прижаться к земле и продолжать полёт. Но уже над водоразделом облачность опустилась до критических 180 метров. Бомбардировщики снизились ещё сильней и пошли вдоль лощин в горах. Строй машин растянулся.

Где-то в районе Зеледеево облачность опустилась до самой земли. Командирский "Бостон" ушёл вверх, пробил облака и благополучно долетел до Омска. Увы, не все экипажи приземлились следом.

Одна из машин под управлением 25-летнего опытного фронтового лётчика, командира звена лейтенанта Михаила Ермолова, зацепив верхушки деревьев и потеряв плоскость крыла, упала в районе Зеледеево. Ещё в воздухе экипаж пытался спасти самолёт. Лётчик выключил двигатели, перекрыл подачу топлива, постарался выровнять терявшую устойчивость машину и притереться к земле. Но, прорубив в лесу просеку в 150 метров, "Бостон" просто развалился по частям. И всё-таки принятое решение спасло жизнь стрелку-радисту сержанту Юмашеву. Его выбросило из кабины. Из ранений - только ссадины. Уже на следующий день его нашли. Командир Ермолов погиб.

- Обломки этого самолёта мы обнаружили, а вот останки погибшего лётчика не найдены до сих пор. Ну а упавший здесь, неподалёку от железнодорожной станции Кача, "Бостон" летел тогда во втором звене. Он сумел развернуться в облаках и лечь на обратный курс. Вероятно, самолёт задел деревья и, потеряв летучесть, почти вертикально вошёл в землю на малой скорости. Потом долго выгорал. Отсюда и плавленые куски обшивки. Оба летчика - младший лейтенант Михаил Порохин и стрелок-радист старший сержант Брюньковский - погибли сразу,- вздохнул Александр Матвеев.

Останки пилотов найти не удалось, но судя по характерным срезам лямок обнаруженных парашютных систем, тела лётчиков, возможно, отыскали после трагедии местные жители и, срезав ремни, захоронили где-нибудь поблизости.

5421145e6a3e3.jpg

Неизвестно, что за история во время злополучного вылета 27 июля случилась с той самой "Аэрокоброй" Кольцова. Истребитель так и не долетел до Омска. Не вернулся он и в Красноярск. Борт пытались отыскать по горячим следам. Безуспешно. Не нашёлся самолёт и в 70-е годы, когда в округе проводились большие вырубки леса под строительство дач. Не удаётся его обнаружить и сегодня. "Аэрокобра" пропала бесследно...

По словам поисковиков, благодаря активности энтузиастов удалось сформировать довольно подробную архивную базу, включающую данные почти обо всех разбившихся на территории края воздушных машинах, поставлявшихся по ленд-лизу. Известно о 59 катастрофах и 119 погибших лётчиках. Труднее находить обломки - ведь архивные данные нередко привязаны к объектам периода 40-х годов. Большинство из ориентиров уже стёрты временем. Тот же лес, окруживший сегодня место падения машины Михаила Порохина, поднялся уже после войны.

- Найти самолёт помог случай,- рассказал организатор поисковой экспедиции Вячеслав Филиппов, настоящий фанат военной истории Красноярья.- Место падения подсказал один из местных жителей, председатель садоводческого товарищества Павел Лазаренко, ходивший по здешним лесам бить кедровую шишку. Однажды он натолкнулся на довольно кучно лежавшие останки бомбардировщика. Дал знать о необычной находке. Нынешней весной с его помощью обнаружили это место.

По словам Вячеслава Филиппова, подняв железо, по заводским номерам определили модель и биографию "Бостона".

Вообще в крае разбилась не одна такая машина. Помимо самолёта Михаила Ермолова, ещё один лежит под насыпью и асфальтом промзоны бывшего Красноярского комбайнового завода в 250 метрах от железнодорожного моста через Енисей. Другой борт разбился в районе Бугача.

Вячеслав Викторович сообщил, что уже перекопал гору документов в Центральном архиве министерства обороны страны в Подольске, пытаясь отыскать хоть какие-то сведения о старшем сержанте Брюньковском, разбившемся вместе с Порохиным. Ведь по сей день не известны ни имя, ни отчество стрелка-радиста.

Впрочем, подобных белых пятен в истории Алсиба ещё немало. Даже на специально созданном сайте "ОБД Мемориал", где собраны данные о погибших и пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны, нет никаких сведений о тех, кто умирал во имя общей победы в тылу.

- Почти вся поисковая работа держится на голом энтузиазме неравнодушных к истории людей,- рассказал Вячеслав Филиппов.- Вот в нашей группе, разыскивающей погибшие в крае самолёты фронтовой поры, человек десять наберётся. Отсюда, из Сибири, или вообще с Дальнего Востока, поисковики ездят с "Вахтами памяти" на юг страны и в северо-западные области в поисках останков погибших в годы войны советских солдат. Разумеется, это дело благородное, ребята большие молодцы, но ведь, может, стоило прежде у себя на малой родине потрудиться? У нас вот Алсиб чёрный след оставил, на Дальнем Востоке своя война была - с Японией в 1945-м. Есть чем заняться поисковым отрядам.

Переживания Вячеслава Викторовича понятны. Установка памятных знаков, их изготовление - всё на плечах таких, как он. Да и с установкой в черте города не всё гладко - инициативу тормозят красноярские чиновники.

А ведь работа поисковиков открывает всё новые страницы истории края, возвращает нам имена павших героев. И это не просто красивые слова. Один из памятников лётчикам на Троицком кладбище в Красноярске только в 2005 году перестал быть безымянным - благодаря усилиям энтузиастов лицея N 11 во главе с руководителем школьного музея Ольгой Подборской и стараниям Вячеслава Филиппова. А не так давно курсанты Военно-инженерного института СФУ поставили памятный знак лётчику-перегонщику в Сухобузимском районе.

Установлены обстоятельства гибели экипажей двух бомбардировщиков Ил-4 из состава 1-й эскадрильи 104-го авиационного полка 73-й вспомогательной авиадивизии авиации дальнего действия. Самолёты перегонялись с иркутского авиазавода на фронт. У деревни Петропавловки в Ирбейском районе оба самолёта попали в грозу и вспыхнули от угодивших в них молний. Экипажи под руководством командира эскадрильи старшего лейтенанта Коновалова и лейтенанта Соболева до последнего боролись за свои машины и сделали всё возможное, чтобы отвести горевшие самолёты от деревенских построек. Ценой своих жизней.

А ещё Филиппову с единомышленниками удалось спасти добрую репутацию лётчиков, перегонявших 25 апреля 1942 года бомбардировщик Пе-2 иркутской сборки. Самолёт разбился под Зеленогорском. Долгое время обстоятельства трагедии не были известны, пилотов похоронили в безымянной могиле. Ходили даже слухи, что лётчики намеренно разбили машину. Однако усилиями поисковиков удалось восстановить правду.

В действительности в полёте сначала перестал работать левый мотор, и пилоты попытались спланировать на одном двигателе. Но самолёт потерял высоту, ударился о берег реки Кан и рухнул в устье Рыбной. Погибли лётчик сержант Григорий Калигин, стрелок-бомбардир сержант Филипп Бондаренко, авиамеханик Алексей Строков. Ещё один член экипажа, стрелок-радист Иван Непомнящий, смог выжить и с переломом руки оказался в госпитале в Красноярске.

- Найти даже осколки информации о той трагедии долгое время не удавалось,- объяснил Вячеслав Филиппов.- Где только не искали... Почти отчаялись. А обнаружились данные совершенно неожиданно - в статистических материалах. Там, где подобной информации не должно было быть в принципе. Видимо, кто-то в своё время с ошибкой подшил отчётные листы. В итоге, спустя столько лет после победы, лётчики вернулись с войны в доброй памяти потомков. Появился мемориал, нашлись родственники.

...В небо взлетела красная ракета в честь погибшего экипажа "Бостона". Курсанты торжественно подняли знамёна, к памятному знаку со звездой, контурами напоминающей образ падающего самолёта, легли цветы.

- Для меня как будущего офицера особая гордость - участвовать в такой экспедиции. Это живая история, необходимая каждому,- поделился впечатлениями курсант Илья Важинский.- Когда-то погибшие лётчики отдали свои жизни, чтобы защитить наши. Теперь мы должны выполнить свой гражданский долг и вернуть память об их подвиге...

***

В течение 1943 года авиационная промышленность Советского Союза выпустила 35 000 боевых самолётов. За это же время по трассе Аляска - Сибирь были доставлены на нашу территорию 2 465 воздушных машин. В том числе - 186 бомбардировщиков В-25, 771 - А-20, 6 истребителей Р-40, 1 343 - Р-39, 3 - Р-47, 156 - транспортных самолётов С-47. Благодаря этому на 1 января 1944 года впервые за войну была полностью обеспечена штатная потребность авиачастей и военно-учебных заведений ВВС Красной армии в самолётах.

Общая протяжённость трассы от Фэрбенкса до Красноярска составляла около 6 500 километров, из них по территории СССР - 5 000. С завода в США до фронта в СССР самолёту приходилось преодолевать до 14 000 километров. Всего за годы войны по трассе Алсиба были доставлены 8 094 одномоторных и двухмоторных самолёта.

***

Самолёты А-20 в американской версии ночного истребителя именовались Havoc ("Разрушителями"). Но больше они были известны под наименованием Boston. По ленд-лизу поставлялись в конфигурации версии G - штурмовика с четырьмя 20-милиметровыми автоматическими пушками и двумя крупнокалиберными пулемётами в носовой части. Из-за громоздкости конструкции применялись чаще в качестве бомбардировщиков. Очень любили эти машины лётчики советской морской авиации, использовавшие А-20 в качестве торпедоносцев и топмачтовых бомбардировщиков. Тяжёлое носовое вооружение самолёта позволяло буквально смести зенитные орудия вражеских кораблей, когда "Бостон" на минимальной высоте заходил на цель и сбрасывал торпеду или авиабомбу.
Василий КАСАТКИН.

Tags: АлСиб, перегон
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments