Перегон... Единственный Кёртисс C-46 «Коммандо» на трассе АлСиба...

wgn_photos_warplanes_to_siberia_image_05_curtiss_c-46_commando.jpg

Карьера Curtiss С-46 Commando была довольно успешной, но он всегда оставался в тени популярности меньшего по размерам Douglas С-47 Skytrain. Много лет С-46 преследовали слухи о ненадежности. Многие американские ветераны вспоминают о С-46 только в связи со взрывами самолетов на взлете. Они уверены, что это было связано с ненадежностью топливной системы. Но есть и другая память о С-46. Он оказался совершенно необходимым транспортом для переброски грузов через Гималаи в Китай. А после войны долго работал в таких странах, как Чили и Япония.

Проект CW-20, а позже С-46, был очень дорогим даже для компании "Curtiss". Разработка началась в 1936 году под руководством Джорджа А. Пейджа.

Цель - создание нового авиалайнера для замены Curtiss Condor и других бипланов. В это время Douglas DC-3 уже летал в "American Airlines" и других компаниях, но компания "Curtiss" сделала ставку на более скоростной самолет большей вместимости, оснащенный двумя 18-цилиндровыми Pratt & Whitney R-2800-17 Double Wasp мощностью по 1650 л. с. Конструкторы спроектировали машину с фюзеляжем, сечение которого образовывали две сопряженные полуокружности, от чего самолет казался двухпалубным. Двухкилевой прототип с двумя моторами Wright R-2600 Cyclone мощностью по 1600 л. с. построили на заводе "Curtiss" в Сент-Луисе.

Первый полет состоялся 26 марта 1940 года, командир экипажа Эдмунд Т. Аллен. "Curtiss" объявила о новой модели 11 апреля. Новое предназначение самолет получил 7 декабря 1941 года после нападения японцев на Перл-Харбор. Военный потенциал конструкции был очевиден, но теперь он стал первостепенным. Прототип, два киля которого заменили одним, поступил на вооружение авиации Армии США как С-55. Затем его передали "British Overseas Airways Corporation" (ВОАС), которая использовала самолет для сообщения между Гибралтаром и Мальтой до его списания в октябре 1943 года из-за отсутствия запчастей. Итак, CW-20 пошел в производство как С-46 Commando.

В грузовой кабине помещались 40 солдат с полной выкладкой или 33 раненых на носилках, или пять моторов Wright R-3350, или груз эквивалентной массы. Погрузочно-разгрузочные работы легкостью не отличались - откидных законцовок фюзеляжей, опускаемых рамп, роликов в полу кабины тогда просто не существовало. В сентябре 1940 года, когда Армия США заказала 200 С-46, от герметизации кабины отказались. Конструкторам предстояло решить ряд проблем, но главная - протечки крыльевых баков - еще не проявилась.

Первый С-46 поступил в ВВС 12 июля 1942 года, к тому времени США воевали уже восемь месяцев. Производство перенесли на завод "Curtiss" в Баффало, штат Нью-Йорк. Первоначальный заказ пересмотрели в сторону увеличения, это был первый шаг к серии из 3181 Commando.

Адаптация аэроплана к требованиям военных оказалась сложна. Только после сборки 25-й машины появился С-46А с большой дверью в борту, усиленным полом грузовой кабины и откидными сиденьями. "Curtiss" пришлось изменить производственную программу и построить новый завод в Луисвилле, штат Кентукки. Цеха оснастили кондиционерами - климат-контроль потребовался для работы с фанерой: "Curtiss" планировала строить полностью фанерные грузовые самолеты С-76 Caravan. Когда от С-76 отказались, серию С-46 перенесли в Баффало, но некоторое количество выпустили в Сент-Луисе. К постройке С-46 подключили также новый завод в Луисвилле.

ВВС Армии США также планировали использовать мощности "Higgins Industries, Inc." в Новом Орлеане, штат Луизиана, для постройки 500 С-46А и 500 С-76. Реально "Higgins" построила всего два С-46А, первый из которых поступил заказчику 1 октября 1944 года.

Компания "Curtiss" вернулась к ХС-46В с не вписанной в обводы фюзеляжа кабиной и построила C-46D, который также получил две грузовые двери и отличался от предшественников моторами. Было построено 17 С-46Е с выступающей кабиной и трехлопастными (вместо четырехлопастных Curtiss Electric) винтами Hamilton Standard. Дальнейшим развитием Commando стал C-46F, более похожий внешне на первые варианты. Штучные C-46G и ХС-113 использовались для испытаний моторов. На трех конверсиях XC-46L устанавливали более мощные двигатели.

Через несколько месяцев после начала эксплуатации у С-46 выявился роковой дефект: течь крыльевых баков, иногда приводившая к взрыву. Самолеты морской пехоты (R5C) работали на грузовых перевозках в юго-западной части Тихого океана. Кульминацией карьеры С-46 стала переброска миллионов фунтов грузов, предназначенных, прежде всего, войскам китайских националистов. Только С-46 были способны летать на очень большие расстояния - из Индии в Китай через Гималаи.

В послевоенные годы большое количество С-46 разошлось по гражданским авиакомпаниям, часть осталась в ВВС США и в ВВС ряда дружественных Штатам стран, включая Китай, Южную Корею и Японию. Японское командование считало С-46 чрезвычайно ценным для обороны страны. В 1950-е годы японские Commando летали крылом к крылу с дислоцированными в Японии С-46 ВВС США.

Самолет Curtiss С-46 Commando стал особенно популярен благодаря массовым перевозкам из индийского Ассама в юго-западную часть Китая. Полеты через Гималаи выполняли самолеты индокитайского авиакрыла Авиатранспортного командования США, которым командовал полковник Эдвард X. Александер.

Подготовка к полетам и погрузка выполнялись в неподготовленных условиях, даже топливо в баки заливали из бочек вручную. В сезон муссонов, длившийся полгода, аэродром Ассам превращался в болото. На маршруте между Ассамом и Куньминем протяженностью 800 км самолетам С-46 приходилось перелетать через горы высотой 3600-4300 м, в то время как обледенение крыла начиналось уже на высоте 3000 м.

В августе 1942 года несколько С-47 Skytrain смогли доставить из Индии в Китай всего 85 т грузов. К декабрю 1943 года такое же количество С-46 перевезло уже 12590 т.

Нехватка запасных частей, постоянная перегрузка самолетов, полеты в сложных метеоусловиях при низких температурах с минимальным навигационным обеспечением - таковых были суровые реалии, в которых экипажи С-46 обеспечили жизненно важные для войск Чан Кай Ши и 14-й Воздушной армии генерала Клэра Ченнаулта перевозки. Несколько С-46 были сбиты японскими истребителями. В свою очередь капитан Вэлли Э. Гауда огнем из винтовки BAR сбил Nakajima Ki-43 "Oscar". Гауда выстрелил через окно кабины и убил японского летчика.

Самолеты С-46 массово применялись и на иных театрах военных действий. Примерно 40 машин поступили в КМП США под обозначением R5C-1 Commando. Изначально самолеты использовались в 35-й авиагруппе морской пехоты в юго-западной части Тихого океана, действуя с примитивных аэродромов на островах, не имевших твердого покрытия или же с покрытием из перфорированных металлических листов. Позже несколько Commando, включая учебные R5C-1T, получила авиация ВМС США.

С-46 оставались на вооружении ВВС Армии США вплоть до окончания Второй мировой войны, они занимали заметное место в Транспортном командовании ВВС. Некоторые самолеты использовались для буксировки планеров. Широко применялись С-46 во время боевых действий в Корее, где также участвовали R5C-1 Корпуса морской пехоты.

В ВВС США С-46 эксплуатировались до 1950-х годов. ВВС также привлекали к военным перевозкам гражданскую кампанию "Civil Air Transport" (CAT), чьи машины с гражданской регистрацией выполняли полеты в разные места, включая Корею и Японию. Противопартизанский вариант С-46 разработали в начале 1960-х годов для 1-го авиакрыла спецопераций ВВС США; самолет предназначался для работы в Южном Вьетнаме. С-46 использовались и в зоне Панамского канала, состояли на вооружении частей Резерва ВВС США и авиации Национальной Гвардии до июня 1968 года.

Вооруженные силы Японии и Южной Кореи использовали С-46 до конца 1960-х годов. Несколько самолетов компаний CAT и "Continental Air Services" выполняли сложные и рискованные полеты в Лаос в интересах ЦРУ США. Один гражданский летчик С-46, выполнявший такой полет, попал в плен к отряду Патет Лао и оставался в плену несколько лет.

Военная карьера С-46 завершилась в Юго-Восточной Азии, однако в ряде стран самолет оставался на вооружении еще несколько лет. Вторую жизнь С-46 получил на гражданской службе, в частности, в Латинской Америке. Спроектированный накануне войны как авиалайнер класса "люкс", самолет завершил свою небесную жизнь в качестве банального "грузовика".

Спасибо интересно. Нахожу странным что не упоминается С46 до сих пор работающий в канадском городе Yellowknife в компании Buffalo Airways. В деталях его можно рассмотреть в ТВ шоу Ice Pilots NWT (когда-то было на Нетфликсе).
Привет, коллега!
Добавлю с Википедии - "...по состоянию на 1980 год в разных странах мира эксплуатировалось не менее 300 «Коммандо». В наши дни С-46 используется в качестве надёжного транспортного самолёта в Арктике и труднодоступной местности."
Нахожу странным совсем другое-как у нас порезали тысячи Ил-14, который был гораздо "моложе" С-46...и который с таким же успехом эксплуатировался на Крайнем Севере...
Ну, с 1980 года уже прошло столько же времени сколько с момента выпуска тех самолетов до 1980 года :)
Оставшиеся единицы растаскивают на запчасти, но в конце концов и они закончатся.
На сегодняшний день, согласно википедии, летает только пять.
О, те самые. FAVO еще летает, а GTPO на капремонте
Еще был GTXW но он разбился 2 года назад (приземлился с убранными шасси)

Edited at 2017-08-11 01:11 am (UTC)