odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

Перегон... Единственный Кёртисс C-46 «Коммандо» на трассе АлСиба...

wgn_photos_warplanes_to_siberia_image_05_curtiss_c-46_commando.jpg

Карьера Curtiss С-46 Commando была довольно успешной, но он всегда оставался в тени популярности меньшего по размерам Douglas С-47 Skytrain. Много лет С-46 преследовали слухи о ненадежности. Многие американские ветераны вспоминают о С-46 только в связи со взрывами самолетов на взлете. Они уверены, что это было связано с ненадежностью топливной системы. Но есть и другая память о С-46. Он оказался совершенно необходимым транспортом для переброски грузов через Гималаи в Китай. А после войны долго работал в таких странах, как Чили и Япония.

Проект CW-20, а позже С-46, был очень дорогим даже для компании "Curtiss". Разработка началась в 1936 году под руководством Джорджа А. Пейджа.

Цель - создание нового авиалайнера для замены Curtiss Condor и других бипланов. В это время Douglas DC-3 уже летал в "American Airlines" и других компаниях, но компания "Curtiss" сделала ставку на более скоростной самолет большей вместимости, оснащенный двумя 18-цилиндровыми Pratt & Whitney R-2800-17 Double Wasp мощностью по 1650 л. с. Конструкторы спроектировали машину с фюзеляжем, сечение которого образовывали две сопряженные полуокружности, от чего самолет казался двухпалубным. Двухкилевой прототип с двумя моторами Wright R-2600 Cyclone мощностью по 1600 л. с. построили на заводе "Curtiss" в Сент-Луисе.

Первый полет состоялся 26 марта 1940 года, командир экипажа Эдмунд Т. Аллен. "Curtiss" объявила о новой модели 11 апреля. Новое предназначение самолет получил 7 декабря 1941 года после нападения японцев на Перл-Харбор. Военный потенциал конструкции был очевиден, но теперь он стал первостепенным. Прототип, два киля которого заменили одним, поступил на вооружение авиации Армии США как С-55. Затем его передали "British Overseas Airways Corporation" (ВОАС), которая использовала самолет для сообщения между Гибралтаром и Мальтой до его списания в октябре 1943 года из-за отсутствия запчастей. Итак, CW-20 пошел в производство как С-46 Commando.

В грузовой кабине помещались 40 солдат с полной выкладкой или 33 раненых на носилках, или пять моторов Wright R-3350, или груз эквивалентной массы. Погрузочно-разгрузочные работы легкостью не отличались - откидных законцовок фюзеляжей, опускаемых рамп, роликов в полу кабины тогда просто не существовало. В сентябре 1940 года, когда Армия США заказала 200 С-46, от герметизации кабины отказались. Конструкторам предстояло решить ряд проблем, но главная - протечки крыльевых баков - еще не проявилась.

Первый С-46 поступил в ВВС 12 июля 1942 года, к тому времени США воевали уже восемь месяцев. Производство перенесли на завод "Curtiss" в Баффало, штат Нью-Йорк. Первоначальный заказ пересмотрели в сторону увеличения, это был первый шаг к серии из 3181 Commando.

Адаптация аэроплана к требованиям военных оказалась сложна. Только после сборки 25-й машины появился С-46А с большой дверью в борту, усиленным полом грузовой кабины и откидными сиденьями. "Curtiss" пришлось изменить производственную программу и построить новый завод в Луисвилле, штат Кентукки. Цеха оснастили кондиционерами - климат-контроль потребовался для работы с фанерой: "Curtiss" планировала строить полностью фанерные грузовые самолеты С-76 Caravan. Когда от С-76 отказались, серию С-46 перенесли в Баффало, но некоторое количество выпустили в Сент-Луисе. К постройке С-46 подключили также новый завод в Луисвилле.

ВВС Армии США также планировали использовать мощности "Higgins Industries, Inc." в Новом Орлеане, штат Луизиана, для постройки 500 С-46А и 500 С-76. Реально "Higgins" построила всего два С-46А, первый из которых поступил заказчику 1 октября 1944 года.

Компания "Curtiss" вернулась к ХС-46В с не вписанной в обводы фюзеляжа кабиной и построила C-46D, который также получил две грузовые двери и отличался от предшественников моторами. Было построено 17 С-46Е с выступающей кабиной и трехлопастными (вместо четырехлопастных Curtiss Electric) винтами Hamilton Standard. Дальнейшим развитием Commando стал C-46F, более похожий внешне на первые варианты. Штучные C-46G и ХС-113 использовались для испытаний моторов. На трех конверсиях XC-46L устанавливали более мощные двигатели.

Через несколько месяцев после начала эксплуатации у С-46 выявился роковой дефект: течь крыльевых баков, иногда приводившая к взрыву. Самолеты морской пехоты (R5C) работали на грузовых перевозках в юго-западной части Тихого океана. Кульминацией карьеры С-46 стала переброска миллионов фунтов грузов, предназначенных, прежде всего, войскам китайских националистов. Только С-46 были способны летать на очень большие расстояния - из Индии в Китай через Гималаи.

В послевоенные годы большое количество С-46 разошлось по гражданским авиакомпаниям, часть осталась в ВВС США и в ВВС ряда дружественных Штатам стран, включая Китай, Южную Корею и Японию. Японское командование считало С-46 чрезвычайно ценным для обороны страны. В 1950-е годы японские Commando летали крылом к крылу с дислоцированными в Японии С-46 ВВС США.

Самолет Curtiss С-46 Commando стал особенно популярен благодаря массовым перевозкам из индийского Ассама в юго-западную часть Китая. Полеты через Гималаи выполняли самолеты индокитайского авиакрыла Авиатранспортного командования США, которым командовал полковник Эдвард X. Александер.

Подготовка к полетам и погрузка выполнялись в неподготовленных условиях, даже топливо в баки заливали из бочек вручную. В сезон муссонов, длившийся полгода, аэродром Ассам превращался в болото. На маршруте между Ассамом и Куньминем протяженностью 800 км самолетам С-46 приходилось перелетать через горы высотой 3600-4300 м, в то время как обледенение крыла начиналось уже на высоте 3000 м.

В августе 1942 года несколько С-47 Skytrain смогли доставить из Индии в Китай всего 85 т грузов. К декабрю 1943 года такое же количество С-46 перевезло уже 12590 т.

Нехватка запасных частей, постоянная перегрузка самолетов, полеты в сложных метеоусловиях при низких температурах с минимальным навигационным обеспечением - таковых были суровые реалии, в которых экипажи С-46 обеспечили жизненно важные для войск Чан Кай Ши и 14-й Воздушной армии генерала Клэра Ченнаулта перевозки. Несколько С-46 были сбиты японскими истребителями. В свою очередь капитан Вэлли Э. Гауда огнем из винтовки BAR сбил Nakajima Ki-43 "Oscar". Гауда выстрелил через окно кабины и убил японского летчика.

Самолеты С-46 массово применялись и на иных театрах военных действий. Примерно 40 машин поступили в КМП США под обозначением R5C-1 Commando. Изначально самолеты использовались в 35-й авиагруппе морской пехоты в юго-западной части Тихого океана, действуя с примитивных аэродромов на островах, не имевших твердого покрытия или же с покрытием из перфорированных металлических листов. Позже несколько Commando, включая учебные R5C-1T, получила авиация ВМС США.

С-46 оставались на вооружении ВВС Армии США вплоть до окончания Второй мировой войны, они занимали заметное место в Транспортном командовании ВВС. Некоторые самолеты использовались для буксировки планеров. Широко применялись С-46 во время боевых действий в Корее, где также участвовали R5C-1 Корпуса морской пехоты.

В ВВС США С-46 эксплуатировались до 1950-х годов. ВВС также привлекали к военным перевозкам гражданскую кампанию "Civil Air Transport" (CAT), чьи машины с гражданской регистрацией выполняли полеты в разные места, включая Корею и Японию. Противопартизанский вариант С-46 разработали в начале 1960-х годов для 1-го авиакрыла спецопераций ВВС США; самолет предназначался для работы в Южном Вьетнаме. С-46 использовались и в зоне Панамского канала, состояли на вооружении частей Резерва ВВС США и авиации Национальной Гвардии до июня 1968 года.

Вооруженные силы Японии и Южной Кореи использовали С-46 до конца 1960-х годов. Несколько самолетов компаний CAT и "Continental Air Services" выполняли сложные и рискованные полеты в Лаос в интересах ЦРУ США. Один гражданский летчик С-46, выполнявший такой полет, попал в плен к отряду Патет Лао и оставался в плену несколько лет.

Военная карьера С-46 завершилась в Юго-Восточной Азии, однако в ряде стран самолет оставался на вооружении еще несколько лет. Вторую жизнь С-46 получил на гражданской службе, в частности, в Латинской Америке. Спроектированный накануне войны как авиалайнер класса "люкс", самолет завершил свою небесную жизнь в качестве банального "грузовика".

Tags: АлСиб, перегон
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments