odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Categories:

Bell P-39 "Airacobra" в Якутске

Оригинал взят у kirill_kvs в Bell P-39 "Airacobra" в Якутске

  Через дорогу от якутского аэропорта, в сквере имени Ю.А. Гагарина расположился примечательный авиамонумент: на высоком постаменте возвышается над прохожими американский Bell P-39 "Airacobra", напоминая гостям города о том, что Якутск в годы Великой Отечественной войны был важным пунктом в деле снабжения фронтовых частей Красной Армии военной техникой: именно здесь располагался штаб первой Краснознаменной перегоночной авиадивизии и Управление Красноярской воздушной трассы - знаменитого АЛСИБа.


  В годы Великой Отечественной войны над территорией Восточной Сибири проходила воздушная трасса Аляска-Сибирь (АЛСИБ), связывавшая СССР и США и являвшаяся советской частью трассы по перегонке американских самолётов, поставляемых в СССР по договору ленд-лиза. Трасса проходила через Аляску на Чукотку и далее в Красноярск. Приемка техники осуществлялась советской военной миссией в Фэрбенксе (Аляска), куда самолёты доставлялись американскими экипажами с базы Грейт-Фоллз (Монтана). Далее самолёты гнали по эстафете пять перегоночных авиаполков, обслуживавших заданные участки трассы:

  1 ПАП - Фэрбенкс - Уэлькаль (Чукотка) - 1560 км
  2 ПАП - Уэлькаль - Сеймчан (ныне Магаданская обл.) - 1450 км
  3 ПАП - Сеймчан - Якутск - 1167 км
  4 ПАП - Якутск - Киренск - 1331 км
  5 ПАП - Киренск - Красноярск - 965 км

  Алдан, Олёкминск, Оймякон, Берелёх, Бодайбо, Витим, Усть-Мая, Хандыга, Зырянка, Тикси...до 30 аэродромов, основных и запасных, почти 6500 км по воздуху, оперируя в полёте только простейшими средстами навигации.

1


2


Половина всех выпущенных на заводе "Bell Aircraft Corporation" P-39 — 4952 машины — были поставлены в СССР по ленд-лизу, из них 2616 самолётов было перегнано именно по Красноярской воздушной трассе. На P-39 летали такие результативные асы, как Александр ПокрышкинГригорий Речкалов, Александр Клубов и Николай Гулаев.

3


  "Аэрокобра" отличается от других самолётов своего времени харатерной формой фюзеляжа, которая обусловлена необычной для самолётов Второй Мировой компоновкой - двигатель располагается не в носовой части, а за спиной у лётчика. Воздушный винт приводится в движение двигателем чрез вал, проходящий через кабину. Такая схема расположения силового агрета дала самолёту сразу несколько преимуществ: лучшую маневренность, более высокую защищенность лётчика (большинство истребителей Великой Отечественной войны были сбиты именно атаками сверху-сзади, и бронеспинка сиденья далеко не всегда спасала пилота), и прекрасный обзор из кабины.

Сразу оговорюсь, что установленный в Якутске самолёт - копия, воссозданная местными энтузиастами по оригинальным чертежам. И копия очень реалистичная.

4


  Установленный на постаменте самолёт копирует истребитель P-39Q-10 с номером 42-20613, на котором 6.11.1943 после вылета из Якутска в Киренск в результате столкновения в воздухе в районе Витима погиб замкомэска 4-го перегоночного полка майор Павел Фёдорович Морозов.

5


  Бортовой перегоняемого самолёта присваивался борту еще на территории США и наносился по трафарету желтой краской на киль - это отличительная черта всех ленд-лизовских самолётов. Номер сохранялся на киле до прибытия самолёта на фронт. В боевых частях его иногда закрашивали, но чаще - сохраняли, нанося по соседству, либо на бюзеляж, строевой двузначный номер самолёта.

6


  Архивные фотографии ленд-лизовских самолётов демонстрируют самые различные варианты нанесения символики ВВС РККА на "Аэрокобры": первоначально самолёты поступали в перегоночный авиаполк с американской символикой, которую нашим технарям приходилось перекрашивать по трафаретам. После резкого увеличения поставок техники в Советский Союз опознавательные знаки ВВС РККА стали наноситься прямо в покрасочных цехах фирмы Белл.

7


  Красная звезда в белом круге - так называемый транзитный опознавательный знак. Эта символика наносилась на заводе и по прибытию в авиаполк закрашивалась и заменялась на классическую красную звезду в белой окантовке. В то же время самолёты с "транзитами" попадали иногда и во фронтовые полки. Покрышкин, например, летал как раз на "Кобре" с транзитаными знаками.

8


Даром что макет - детализация прекрасная! Даже маркировка на лопастях винта идентична оригинальной.

9


  Освобожденная от мотора носовая часть "Аэрокобры" занята вооружением: 1 × 37 мм пушка M4 с 30 патронами и 2 × 12,7 мм пулемёта M2 по 270 патронов каждый. Вооружение также могло быть усилено четырьмя 7,62 мм пулемётами по 1000 патронов каждый в крыле, что делало P-39 одним из самых вооруженных истребителей Второй мировой войны.

10


11


Макет "Аэрокобры" был изготовлен энтузиастами АТБ "Саха Авиа" и установлен на постамент в 2002 году.

12


13


14


  В Красноярске "Аэрокобры" сдавались военной приёмке ВВС, самолёты принимали строевые летчики и гнали на запад так же по воздуху.
В период с 1 октября 1942 г. по 1 октября 1945 г. экипажи перегнали по АЛСИБу 7908 американских самолётов. За время перегонки по разным причинам была потеряна 81 машина, погибло 115 перегонщиков. После окончания войны 1-ая  Краснознамённая перегоночная авиадивизия была расформирована.

На сегодня все.
Не забывайте свою историю.
Спасибо за внимание!

Tags: АлСиб, перегон
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments