odynokiy (odynokiy) wrote,
odynokiy
odynokiy

Category:

Грамота Царя Петра Алексеевича Нерчинскому воеводе Качанову.

1710 г. Декабря 30. – Грамота Царя Петра Алексеевича Нерчинскому воеводе Качанову.

От Великаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца, в Сибирь в Нерчинск Воеводе Нашему Федору Родионовичу Качанову в нынешнем 710 году Декабря в 30 день писал ты к нам Великому Государю и прислал в Сибирский приказ Московскаго списку, дворянина Князь Лариона, да брата его Лазаря Гантимуровых челобитную, а в челобитной их написано: прошлых де давных годех дед их Гантимур служил Богдойскому царю четвертным боярином и был владетель, и имел под собою воины, и от Богдойскаго царя с братом его царским посылан был на службу красным воеводой особым полком под Комарский острог на русских людей с войною, и будучи де дед их Гантимур под тем Комарским острогом узря, что русских людей житье доброе, и поревновав доброму тому житью похотел Нам Великому Государю служить и под Комарским острогом с русскими людьми бою не дал, и как отступили полки, и он дед их с детьми своими, и с родом который под ним были из державы Богдойскаго государства отошел и пришел в Нерчинск с детьми своими и со всем родом поклонился Нам Великому Государю больше пятисот человек, и многия за ним дедом от Богдойскаго царя погони были и от тех погонщиков отбился, и многия раны принял, и будучи в Нерчинску с детьми своими, с отцем их Катанаем, да с дядьями их с Елею, с Сондуганом, Сакшием, Стопугаром с Бельгетуем, Санавулем, Горжием, с Дарбагаром, Санбулом, с Лакою, Ангуром, и со всем родом служит Нам Великому Государю со всякою верностью, и из Нерчинска с русскими людьми в походах Мунгальских и Тунгуских людей под Нашу Великаго Государя высокую руку боем и призывом в ясашный платеж умножил, и письмом призвал под Нашу Великаго Государя Самодержавную руку сродника своего с Науну начальнаго человека зайсана Бокаа со всеми его сродниками, которые и ныне дети его, и сродники Нам Великому Государю платят ясак в Амурском остроге,

и в прошлом де году от Богдойскаго царя прислан был из Нерчинско Наунской воевода и с ним служилыя с полтораста человек для призыва деда их по прежнему служить Богдойскому царю, и от нево Богдойскаго царя прислано было с ним воеводою деду их Гантимуру (многое) платье золотое и воинский Боярский пояс и всякая воинская збруя, и злата, и сребра на жалованье против прежняго ево окладу, что он дед их Гантимур как служил в Китайском государстве, и брал жалованье по тысячи по двести лан серебра, да три коробки золота и дед их Гантимур на посольстве в Нерчинску воеводе тому отказал, а злато, и сребро, и платья и пояс, и воинской збруи присланной от Богдойскаго царя не принял, и он де воевода за деда их Гантимура на посольстве в Нерчинску угрожал русским людям войною, а в то время в Нерчинску служилых людей самое малое число было, и дед их русских людей обнадежил, и Наунскому воеводе говорил что де и с лучшим Богдойским Боярином бится, а русских де людей и Нерчинско оберегать будет, и после того многажды Нерчинско деда их посланцы выпрашивали, и дед их живучи в Нерчинску познал православную христианскую веру, и крестился с сыном своим, а с их отцем Катанаем, а молитвенныя имяна им деду их князь Петр, а отцу их князь Павел и по именному Великаго Государя указу дед их Князь Петр, и отец их Князь Павел с братом их Чекуваем отпущены были из Нерчинска к Нам Великому Государю к Москве и дорогой едучи дед их в Нарыме представился, а отец их Князь Павел получил на Москве Нашу Великаго Государя милость и пожалован на Москве во дворяне, и сын его, а брат их крестился ж и служил на Москве, а отец де их приехал Князь Павел в Нерчинско служить, и мать их Марья, да отца их брат Семен, да брать же их Михайло, Димитрий да Григорий крестились же и в прошлых годех как были бояре с Богдойскими послами и на посольстве в Нерчинску с Боярином Федором Алексеевичем Головиным Богдойские бояре отца их с родом его выпрашивали в Китай по прежнему, и в то де время ясашные иноземцы видячи многия Богдойоския силы онкотские брацкие люди изменили, а отец их служа Нам Великому Государю с детьми, и сродниками своими достальных ясашных людей удержал и не попустил их отъехать от Нашей Государской Самодержавной Высокой руки, и служа Нам Великому Государю до глубокой старости, отец их в Нерчинску умре, а после смерти отца их остались они в Нерчинску в великом сиротстве, и служа Нам Великому Государю вместо отца их с родом его, и с улусных ясачных людей ясак по вся годы сбирал по окладам их, и в нынешнем де 710 году собрал он в Нерчинском уезде с акшинских наличных оленных Тунгусов три сорока двадцать семь соболей, да выменял на скот двадцать шесть соболей, и Нам Великому Государю в Нерчинску одним денежным и хлебным жалованьем питатся с матерью его княгинею Марьею, да с сестрою ево княжною Авдотьею, и с женами своими да с детьми с князем Андреем да с князем Алексеем, да с княжною Авдотьею и с дворовыми людьми своими нечем, вотчин и деревень нет, Нам бы Великому Государю пожаловать бы ево Князь Лариона велеть за выход и за вышеписанныя службы и радения деда и отца и дядей и братьев их и за их службы, и за верный Нам Великому Государю ясашный повсягодный сбор, и за восприятие крещения матери и сродников их, и Нашею Государскою милостью наградить чтобы будучи в Нерчинску питатся можно, а ево Лазаря Нашим Государевым денежным и хлебным жалованьем, и написанием до московскому списку во дворяне, чтоб им будучи на Нашей Великаго Государя службе и живучи в Нерчинску в таком дальнем крае за недородом хлеба без времянною голодною смертно не умереть и Нашей Великаго Государя службы не отстать, и по Нашему Великаго Государя указу велено ему князь Лариону в вотчину дать земли где приищет излишнее пред дворянскими дачами, и писать ево князь Лариона, и брата ево князь Лазаря Стольниками а брату ево князь Лазарю оклад денежной дачи учинить тридцать рублей, хлеба тридцать четвертей ржи, овса тож, да ему ж князь Лариону к прежнему ево окладу прибавить денег десять рублей, десять четвертей ржи, овса тож, да на всякий год давать по десяти ведр вина с Нерчинской поварни, а брата ево и племянников приверстать двадцать человек в конную службу которыя похотят крестится сами, а как к тебе сия Наша Великаго Государя грамота придет и ты-б велел их князь Лариона и князь Лазаря писать стольниками, и об отводе ему князь Лариону земли, и о прибавке к прежнему ево окладу денег и хлеба и о даче вина а брату ево князь Лазарю Нашего Великаго Государя денежнаго и хлебнаго жалованья, и сверстаны братей и племянников их в конную казачью службу чинить по вышеписанному Нашему Великаго Государя указу как о том писано в сей Вашей Великаго Государя грамоте непременно.

Писано на Москве лета 1710 декабря в 30-й день на подлинной грамоте пишет тако: Дьяк Яков Щетинин, справил Михаил Щетинин, читал канцелярист Иван Богомолов, сверял письмоводитель Яковлев. Копия эта с имеющеюся при делах Думы копиею по сверке оказались верною в том Урульгинская Степная Дума свидетельствует подписью и приложением казенной печати Мая 21 дня 1880 года подписал Заседатель Галицкий Письмоводитель Яковлев.
Копия эта с подлинной сверена и оказалась правильною, в том Читинское городское полицейское управление свидетельствует подписом с приложением печати Апреля 27 дня 1881 г. И. д. Полициймейстера Секретарь N.

(Дело Заб. Обл. Правления 1880 г. № 33).

Воспроизводится по:
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗСЛЕДОВАНИЯ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ И ЗЕМЛЕП0ЛЬ3ОВАНИЯ В ЗАБАЙКАЛЬСК0Й ОБЛАСТИ КОММИСИИ ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ СТАТС-СЕКРЕТАРЯ КУЛОМЗИНА. ВЫПУСК 5 (ИСТОРИЧЕСКИЯ СВЕДЕНИЯ). Сост. А. Щербачев С.-ПЕТЕРБУРГ 1898.

Tags: Сибирь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments